Авторы: Бейсенгалиева Б.Я. — медицинская сестра, ГККП «Детский ясли-сад «Айжан»», Енбекшиказахский район, г. Есик.
Даулетова Г.К. — медицинская сестра, филиал ТОО МЦ «ХАК», г. Талдыкорган.
Мусралинова А.Ж. — медицинская сестра, ГКП на ПХВ «Областная больница
г. Талдыкорган».
Сестринская практика – это не только оказание квалифицированной медицинской помощи, но и постоянное взаимодействие с человеческой болью, страданиями и уязвимостью. В этой сложной сфере медицинские сестры нередко сталкиваются с ситуациями, где привычные протоколы и знания оказываются недостаточными, ставя их перед необходимостью принимать решения, затрагивающие фундаментальные этические принципы. Этические дилеммы в сестринской практике – это сложные моральные коллизии, не имеющие однозначного «правильного» ответа и требующие от медсестры не только профессиональных знаний, но и глубокого чувства ответственности, эмпатии и способности к моральному рассуждению.
Основные этические принципы в сестринском деле:
Прежде чем рассматривать конкретные дилеммы, важно напомнить об основных этических принципах, которые лежат в основе сестринской практики:
* Автономия: Уважение права пациента на самоопределение и принятие информированных решений относительно своего лечения.
* Благодеяние: Обязанность действовать в интересах пациента и стремиться приносить ему пользу.
* Ненанесение вреда: Обязанность избегать действий, которые могут причинить вред пациенту.
* Справедливость: Обеспечение равного и справедливого доступа к медицинской помощи для всех пациентов, независимо от их социального статуса, возраста, пола, расы или других факторов.
* Конфиденциальность: Сохранение в тайне личной информации пациента, полученной в процессе оказания медицинской помощи.
* Верность (фиделити): Соблюдение своих обещаний и обязательств перед пациентами и коллегами.
Распространенные этические дилеммы в сестринской практике:
* Дилеммы, связанные с информированным согласием:
* Пациент отказывается от необходимого лечения, но медсестра считает, что это может спасти ему жизнь. Как уважить автономию пациента и при этом действовать в его наилучших интересах?
* Пациент не в состоянии принять решение (например, из-за когнитивных нарушений), а его родственники настаивают на определенном курсе лечения, который, по мнению медсестры, не является оптимальным.
* Как обеспечить полное и понятное информирование пациента о предстоящих процедурах, особенно если он испытывает сильный стресс или имеет языковой барьер?
* Дилеммы, связанные с границами лечения и ухода:
* Пациент находится в терминальной стадии заболевания и просит прекратить агрессивное лечение, желая сосредоточиться на качестве оставшейся жизни. Как поддержать его решение, учитывая давление со стороны родственников или медицинского персонала, настроенного на продолжение борьбы за жизнь?
* Ресурсы медицинского учреждения ограничены, и медсестре приходится принимать решения о приоритетности оказания помощи нескольким пациентам с неотложными состояниями. Как обеспечить справедливость в распределении ресурсов?
* Медсестра считает, что назначенное врачом лечение не соответствует современным стандартам или может нанести вред пациенту. Какова ее обязанность в этой ситуации – слепо следовать указаниям или выразить свои опасения?
* Дилеммы, связанные с конфиденциальностью:
* Медсестра получает информацию о пациенте, которая может представлять угрозу для него самого или для окружающих (например, намерение совершить самоубийство или сообщить о насилии). Как соблюсти конфиденциальность и одновременно обеспечить безопасность?
* Родственники пациента настойчиво требуют предоставить им подробную информацию о его состоянии здоровья, несмотря на то, что пациент просил этого не делать.
* Дилеммы, связанные с профессиональной ответственностью и коллегиальностью:
* Медсестра становится свидетелем некомпетентного или неэтичного поведения со стороны коллеги. Как поступить – промолчать, чтобы избежать конфликта, или сообщить о нарушении, рискуя отношениями в коллективе?
* Медсестре поручают задание, которое выходит за рамки ее компетенции или противоречит ее личным моральным убеждениям.
Разрешение этических дилемм:
Не существует универсального алгоритма для решения этических дилемм, но медсестры могут использовать ряд подходов и принципов для принятия взвешенных решений:
* Анализ ситуации: Тщательное изучение всех фактов, мнений и ценностей, вовлеченных в дилемму.
* Идентификация этических принципов: Определение того, какие этические принципы находятся в конфликте.
* Поиск альтернативных решений: Рассмотрение различных вариантов действий и их потенциальных последствий.
* Консультация с коллегами и этическими комитетами: Обращение за советом к более опытным коллегам, руководителям или членам этического комитета учреждения.
* Учет мнения пациента и его семьи: Стараться понять точку зрения пациента и его близких, уважать их ценности и убеждения.
* Принятие решения и несение ответственности: На основе проведенного анализа и консультаций принять наиболее обоснованное решение и быть готовой нести за него ответственность.
* Рефлексия: После разрешения дилеммы проанализировать свой опыт, чтобы лучше подготовиться к подобным ситуациям в будущем.
Значение этической подготовки:
В условиях постоянного столкновения с этическими дилеммами, особое значение приобретает этическая подготовка медицинских сестер. Образовательные программы должны включать изучение биоэтики, принципов медицинской этики, методов анализа этических проблем и развития навыков морального рассуждения.
Заключение
Этические дилеммы являются неотъемлемой частью сестринской практики. Они требуют от медицинских сестер не только высокого уровня профессионализма, но и развитого чувства эмпатии, способности к критическому мышлению и глубокой приверженности этическим принципам. Умение распознавать, анализировать и разрешать этические конфликты является важным показателем зрелости и компетентности медицинской сестры, способствуя обеспечению качественной и безопасной медицинской помощи, основанной на уважении к достоинству и правам каждого пациента. Поддержка этической рефлексии и создание в медицинских учреждениях атмосферы открытого обсуждения сложных моральных вопросов являются важными условиями для профессионального роста медицинских сестер и повышения качества медицинской помощи в целом.