Внешний облик медсестры

Мақала Сестринское дело

Авторы: Джакипова Зульфия Касеновна, медсестра ЦСО,

Сакенова Жанар Ояновна, медсестра ВКК кабинета и выдачи больничных листов

Тулеуова Базархан Искакбаевна, медсестра поликлиника.

ГКП НА ПХВ»КОКСУСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА «

«В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и  мысли».

В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными, их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда. выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию.

Еще Гиппократ указывал, что врачам следует:

«держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно  для больных».

Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Нельзя, например, не вымыть руки перед осмотром больного на дому. Неприятность недопустима, так как в представлении больного она снижает престиж медицинского работника. Бывает и у медсестры неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или тяжелого больного. Но всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.

Ярко накрашенные губы, длинные лакированные ногти, пальцы, унизанные драгоценностями, ультрамодная прическа . А больной ведь неравнодушен к этому, в излишнем внимании мед. работника к собственной внешности он может заподозрить невнимание к себе как к больному.
Желание иметь импозантную внешность довлеет  у некоторых мед. работников над профессиональной осмотрительностью. Они забывают, что не полностью закрыта рукавом халата трикотажная кофточка, шерстяное платье увеличивают возможность инфицирования окружающих. «Что касается внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным  размышления, он не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию» . Не будет доверия к мед. работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Очень скоро становится понятной больному искренность и там, где он видит нарочитую вежливость, навязчивую услужливость, «дежурную» улыбку. Медработник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно  и без видимых усилий расположить к себе больных – во всем быть естественными красивым.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину, сочетать мягкую строгость с красивой простотой форм и оставаться в известных пределах неизменной. Отклонения могут быть лишь незначительные. Медицинская «униформа» не нуждается в украшательстве. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов врача, строгость его в выполнении своих профессиональных  обязанностей. Опрятность всегда ассоциируется  в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный мед. работник может хорошо лечить. В то же время яркая губная помада, броская прическа, стук каблучков- все это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишается.  У него возникает жалость к себе, невольная зависть, недовольство врачом. Страдание усугубляется. Внешний вид должен гармонично дополнять внутреннюю привлекательность мед. работника, успокаивать больного вызывать приятные впечатления у его родственников, помогать установлению с ними хороших, доброжелательных отношений.

 

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д.  А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их  различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять, что происходит в душе, мыслях больного человека. Медсестра должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Обстановка приема больного обязана быть ясной, деловой и  простой. В больнице должна быть тишина, всегда свежий воздух, что дает постоянное проветривание комнат. Необходима борьба с больничными запахами. Оформление кабинетов и залов ожидания должно успокаивать пациента, придать ему ощущение уверенности. Витрины и плакаты должны способствовать вырабатыванию профилактических и санитарно-гигиенических умений, не должны содержать материалы, напоминающие пациенту о мучениях.
Истинная обязанность медицинской сестры и врача — сломать психологическое препятствие в контакте с пациентом, пробудить его доверие, создать обстановку отзывчивости и тепла. Нужно помнить, что пациент, особенно при первой встрече с медработниками, очень внимательно наблюдает за всеми их жестами, выражениями лица и словами, пытается поймать в их словах и поведении такое, что располагает к доверию и открытости. Насколько тягу больного поведать о себе поймут и поддержат во время первого разговора, настолько прочными будут отношения с медицинским работником дальше.
Нужно, чтобы больной осознал, что медработников, к которым он прибыл за помощью, интересует не только диагностика, но и сам человек.
Особое значение имеет культура речи медработника, а также содержание разговора. Отвечать на вопросы больного нельзя общими фразами, это пробудит у него волнение за исход болезни, сомнение в профессионализме медработника.
Необходимо поддерживать хорошие отношения медсестре с врачом при пациенте, иначе у больного могут возникнуть сомнения в профессионализме медработников, в необходимости сделанных ими рекомендаций.

  1.  Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.
  2.  Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».
  3.  Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?

Необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

Заключение

Тема, освещенная мною в данной статье, имеет большое значение для медсестер.

Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности.

В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае медсестра должна соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медсестра, как личность, должна обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным.

Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно,  личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *