Детский церебральный паралич — это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений.
Различают три степени тяжести этого заболевания. При лѐгкой степени ДЦП ребѐнок может самостоятельно двигаться, владеет навыками самообслуживания. При средней степени тяжести малыш требует некой помощи со стороны взрослых. В случае тяжѐлого течения ДЦП ребѐнок полностью зависит от окружающих. Существует несколько форм ДЦП. Клинические проявления и проблемы, связанные с ДЦП могут колебаться от очень незначительных к очень выраженным. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга. Детский церебральный паралич проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других — ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При этих формах заболевания походка длительное время остается неустойчивой, дети часто падают, не могут свободно, без поддержки, прыгать, бегать. Все движения детей, в том числе и тонкие, целенаправленные неточны, несоразмерны. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений, главным образом, из-за насильственных, непроизвольных движений — гиперкинезов. Насильственные движения могут иметь различный характер и охватывать мышцы лица, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Они резко усиливаются при волнении, при утомлении и, особенно при попытках выполнить определенные действия. У многих детей имеется сочетание различных форм двигательных нарушений. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив,— вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие — значительно отстают. Нередко фиксируется задержка речевого развития.
Когда обращаться за медицинской помощью или что Вас должно насторожить?
Родителям следует обратиться к специалистам (педиатру, невропатологу, ортопеду) при наличии у ребенка даже незначительного отставания в моторном развитии. Например, Вам стоит обратиться к врачу за консультацией если: ребенок в возрасте 4 месяцев не достает рукой игрушку; ребенок в возрасте 7 месяцев не сидит без поддержки; Также насторожить Вас должны следующие симптомы: у ребенка наблюдаются судороги; у ребенка отмечаются проблемы с сосанием, с глотанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны (слюнотечение); ребенок в возрасте одного месяца не мигает глазами в ответ на громкий звук; ребенок в возрасте 4 месяцев не поворачивает свою голову в направлении звука; ребенок в возрасте 12 месяцев не говорит слова; ребенок имеет косоглазие, страбизм — один глаз направлен вглубь, или наружу. Если Вы заметили, что — либо из перечисленного выше, у своего ребенка, Вам необходимо проконсультироваться с врачом.
Излечивается ли ДЦП?
Такая постановка вопроса в принципе неверна. Специалисты, которые занимаются с детьми, ставят перед собой иную задачу – научить каждого ребенка с ДЦП жить среди людей. Это самое главное.
Что делать, если выставлен диагноз ДЦП?
Детям с таким серьезным заболеванием важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Родителям нужно вместе со специалистами — врачами, педагогами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность и т. п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм. Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков.
Где получают воспитание и образование дети с ДЦП?
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата организованы специальные детские сады, реабилитационные центры, коррекционные центры. Ряд детей (дошкольники, школьники) с диагнозом ДЦП в тяжелой форме получают воспитание и образование на дому. Для определения воспитательного или образовательного маршрута ребенка необходимо обратиться в психолого-медикопедагогическую комиссию по месту жительства.
Родителям необходимо тесно сотрудничать со специалистами медицинского и педагогического профиля. Ваша задача — систематически консультироваться у специалистов, которые будут контролировать развитие ребенка, оценивать результативность коррекционной работы, определят дальнейшее направление работы с ребенком, помогут конкретными советами.
Автор: Даркембекова Айжан Даулетовна, врач невропатолог, ГКП на ПХВ «Талдыкорганская городская поликлиника»