Авторы:Базилбаева Карашаш Мухатаевна, медсестра
Молдахметова Бахытгуль Сейтжапаровна, медсестра, ГКП на ПХВ Кербулакская ЦРБ, школьная стоматология
Алишова Айгуль Айжанова, медсестра, Когалинский центр оказания специальных социальных услуг (ҚАӘҚКО)
Введение
Умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) – это стойкое нарушение когнитивных функций, которое выражается в снижении интеллекта, памяти, способности к обучению, адаптации к окружающему миру.
Это состояние возникает в результате врожденных или приобретенных нарушений развития головного мозга и проявляется еще в детском возрасте. Несмотря на то, что умственная отсталость является хроническим состоянием, существуют методы лечения и коррекции, которые могут улучшить качество жизни таких людей.
В данной статье рассмотрены основные методы лечения, реабилитации и адаптации людей с умственной отсталостью.
- Основные причины умственной отсталости
1.1. Генетические факторы
Синдром Дауна – самая распространенная форма умственной отсталости.
Синдром ломкой X-хромосомы – генетическое нарушение, влияющее на интеллектуальное развитие.
Фенилкетонурия – наследственное нарушение обмена веществ, приводящее к умственной отсталости при отсутствии лечения.
1.2. Вредные воздействия во внутриутробном периоде
Инфекции во время беременности (краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
Воздействие токсинов (алкоголь, наркотики, никотин).
Гипоксия плода и внутриутробные нарушения кровообращения.
1.3. Родовые и послеродовые причины
Травмы при рождении (асфиксия, родовые кровоизлияния в мозг).
Недоношенность, задержка внутриутробного развития.
Инфекции, перенесенные в раннем возрасте (менингит, энцефалит). - Лечение умственной отсталости
Лечение умственной отсталости направлено на максимальную адаптацию человека к жизни и развитие его когнитивных и социальных навыков.
2.1. Медикаментозное лечение
Применяется для устранения сопутствующих нарушений:
Ноотропы (пирацетам, фенибут, церебролизин) – улучшают мозговое кровообращение и когнитивные функции.
Метаболические препараты (актовегин, мексидол) – поддерживают нервные клетки.
Антиконвульсанты (при эпилептических приступах).
Гормональная терапия (при эндокринных нарушениях, например, гипотиреозе).
Антипсихотики и антидепрессанты – в случае выраженных психических расстройств.
Медикаментозное лечение всегда назначается только врачом-неврологом или психиатром в зависимости от состояния пациента.
2.2. Психологическая и педагогическая коррекция
Для детей с умственной отсталостью разрабатываются специальные программы обучения, адаптированные к их уровню развития.
Коррекционные занятия с дефектологом – развивают речь, память, мышление.
Логопедическая терапия – исправляет нарушения речи и коммуникативных способностей.
Адаптированные образовательные программы – обучение в специальных школах или инклюзивных классах.
Трудотерапия – помогает развивать навыки самообслуживания и профессиональные умения.
2.3. Социальная адаптация
Люди с умственной отсталостью нуждаются в специальной поддержке в обществе:
Развитие навыков самообслуживания (личная гигиена, приготовление пищи, ориентация в пространстве).
Помощь в трудоустройстве – многие люди с легкой степенью умственной отсталости могут работать в специализированных центрах.
Обучение социальным нормам – как вести себя в обществе, как взаимодействовать с людьми.
2.4. Физическая реабилитация
Физическое здоровье играет важную роль в общем состоянии пациентов:
ЛФК (лечебная физкультура) – улучшает координацию и двигательную активность.
Гидротерапия (плавание, аквааэробика) – способствует расслаблению и улучшению моторики.
Физиотерапия – применяется при нарушениях опорно-двигательной системы.
- Виды умственной отсталости и подходы к лечению
3.1. Легкая степень (IQ 50-70)
Люди способны к обучению, могут работать и обслуживать себя.
Им требуется поддержка в социальной адаптации.
3.2. Умеренная степень (IQ 35-50)
Ограниченные способности к обучению, но возможны простые бытовые и профессиональные навыки.
Требуется постоянная поддержка.
3.3. Тяжелая степень (IQ 20-35) и глубокая степень (IQ < 20)
Полностью зависимы от окружающих.
Требуется пожизненный уход и специальная терапия. - Роль семьи в лечении и поддержке
Семья играет важнейшую роль в развитии и адаптации ребенка с умственной отсталостью:
Обеспечение безопасной и поддерживающей среды.
Постоянное общение и обучение элементарным навыкам.
Использование игровых методов обучения.
Регулярные занятия с логопедом, психологом и дефектологом.
Родителям рекомендуется участвовать в программах поддержки и обращаться за помощью к специалистам для корректировки поведения и обучения ребенка.
- Профилактика умственной отсталости
Некоторые формы умственной отсталости можно предотвратить:
Контроль здоровья матери во время беременности (отказ от алкоголя, курения, своевременные осмотры).
Правильное питание во время беременности и в первые годы жизни ребенка.
Скрининговые обследования новорожденных (например, тест на фенилкетонурию).
Вакцинация и защита от инфекционных заболеваний.
Безопасность ребенка (профилактика травм и черепно-мозговых повреждений).
Заключение
Умственная отсталость – это хроническое состояние, но правильное лечение и реабилитация могут значительно улучшить качество жизни пациента. Важным аспектом является социальная адаптация, коррекционная педагогика и медицинская поддержка.
Люди с легкой формой умственной отсталости могут жить практически полноценной жизнью, работать и общаться в обществе. Для более тяжелых форм необходим специализированный уход.
Поддержка семьи, вовлеченность специалистов и своевременная коррекция помогают таким людям максимально раскрыть свой потенциал и адаптироваться к жизни в обществе.