Скрининг слуха у детей младенческого и раннего возраста: этапы, методы и значение раннего выявления

ЛОР

 

Авторы: Даиржанова Раушан Касымхановна, Оториноларинголог-сурдолог,

ТОО Медицинский центр » Мартебе«


Введение

Скрининг слуха у детей первых лет жизни — важнейшее направление в педиатрической практике, направленное на раннее выявление нарушений слуховой функции, способных негативно повлиять на речевое, когнитивное и социальное развитие ребенка. Период до 3 лет считается критическим для становления слухо-речевой функции, поэтому своевременная диагностика и начало коррекции имеют принципиальное значение.


Этапы скрининга слуха

Скрининг слуха проводится поэтапно и включает:

I этап: Прогностический и аудиологический поведенческий скрининг

Проводится в родильных домах с применением:

  • Прогностической шкалы оценки риска нарушений слуха.
  • Аудиологических тестов (поведенческий скрининг с использованием педиатрических аудиометров и звукореактотестов).

При выявлении факторов риска информация о скрининге фиксируется в выписке из родильного дома, а ребенок направляется под наблюдение участкового педиатра и оториноларинголога (лор-врача) по месту жительства.

II этап: Поведенческий скрининг в системе ПМСП

Осуществляется:

  • Медицинскими работниками на патронаже и в кабинетах здорового ребенка в учреждениях ПМСП;
  • Периодичность: ежеквартально до 1 года и раз в полгода до 3 лет, независимо от результатов предыдущих обследований.

Применяются:

  • «Анкета-вопросник для родителей»;
  • «Скрининговый тест слуховых реакций».

Результаты вносятся в индивидуальную карту развития ребенка. При подозрении на нарушение слуха — направление к врачу-сурдологу и постановка на диспансерный учет.


Дальнейшие действия при выявлении нарушения слуха

При подтверждении нарушений слуховой функции ребенок:

  • Направляется в специализированные учреждения — республиканские, областные или городские сурдологопедические центры и ПМПК.
  • Включается в программы медицинской и слухоречевой реабилитации.

Медицинская реабилитация включает:

  • Консервативное и хирургическое лечение, включая кохлеарную имплантацию (при глухоте или тугоухости 4 степени).
  • Протезирование (кохлеарные импланты применимы уже с 12 месяцев у детей с врожденной глухотой).
  • Слухулучшающие операции при нарушениях по звукопроводящему типу слуха.

Рекомендуется бинауральное (двустороннее) протезирование при потере слуха выше 30 дБ на обоих ушах.


Особенности коррекционной работы

Чем раньше начато обучение и слухоречевая реабилитация, тем выше эффективность восстановления речи. Ребенка обучают с применением:

  • Слуховых аппаратов;
  • Чтения с губ;
  • Дактильной и жестовой речи.

Наилучшие результаты достигаются при начале коррекции до 1 года, особенно — до 2 лет.


Заключение

Скрининг слуха у младенцев — важный этап профилактики инвалидизации и социальной дезадаптации. Он обеспечивает возможность раннего вмешательства, необходимого для полноценного развития ребенка и его интеграции в общество.

Слаженная работа врачей, медсестер, сурдологов, педагогов и родителей — ключ к сохранению слуха и развитию речи у ребенка с первых месяцев жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *