Авторы: Даиржанова Раушан Касымхановна, Оториноларинголог-сурдолог,
ТОО Медицинский центр » Мартебе«
Введение
Скрининг слуха у детей первых лет жизни — важнейшее направление в педиатрической практике, направленное на раннее выявление нарушений слуховой функции, способных негативно повлиять на речевое, когнитивное и социальное развитие ребенка. Период до 3 лет считается критическим для становления слухо-речевой функции, поэтому своевременная диагностика и начало коррекции имеют принципиальное значение.
Этапы скрининга слуха
Скрининг слуха проводится поэтапно и включает:
I этап: Прогностический и аудиологический поведенческий скрининг
Проводится в родильных домах с применением:
- Прогностической шкалы оценки риска нарушений слуха.
- Аудиологических тестов (поведенческий скрининг с использованием педиатрических аудиометров и звукореактотестов).
При выявлении факторов риска информация о скрининге фиксируется в выписке из родильного дома, а ребенок направляется под наблюдение участкового педиатра и оториноларинголога (лор-врача) по месту жительства.
II этап: Поведенческий скрининг в системе ПМСП
Осуществляется:
- Медицинскими работниками на патронаже и в кабинетах здорового ребенка в учреждениях ПМСП;
- Периодичность: ежеквартально до 1 года и раз в полгода до 3 лет, независимо от результатов предыдущих обследований.
Применяются:
- «Анкета-вопросник для родителей»;
- «Скрининговый тест слуховых реакций».
Результаты вносятся в индивидуальную карту развития ребенка. При подозрении на нарушение слуха — направление к врачу-сурдологу и постановка на диспансерный учет.
Дальнейшие действия при выявлении нарушения слуха
При подтверждении нарушений слуховой функции ребенок:
- Направляется в специализированные учреждения — республиканские, областные или городские сурдологопедические центры и ПМПК.
- Включается в программы медицинской и слухоречевой реабилитации.
Медицинская реабилитация включает:
- Консервативное и хирургическое лечение, включая кохлеарную имплантацию (при глухоте или тугоухости 4 степени).
- Протезирование (кохлеарные импланты применимы уже с 12 месяцев у детей с врожденной глухотой).
- Слухулучшающие операции при нарушениях по звукопроводящему типу слуха.
Рекомендуется бинауральное (двустороннее) протезирование при потере слуха выше 30 дБ на обоих ушах.
Особенности коррекционной работы
Чем раньше начато обучение и слухоречевая реабилитация, тем выше эффективность восстановления речи. Ребенка обучают с применением:
- Слуховых аппаратов;
- Чтения с губ;
- Дактильной и жестовой речи.
Наилучшие результаты достигаются при начале коррекции до 1 года, особенно — до 2 лет.
Заключение
Скрининг слуха у младенцев — важный этап профилактики инвалидизации и социальной дезадаптации. Он обеспечивает возможность раннего вмешательства, необходимого для полноценного развития ребенка и его интеграции в общество.
Слаженная работа врачей, медсестер, сурдологов, педагогов и родителей — ключ к сохранению слуха и развитию речи у ребенка с первых месяцев жизни.