Авторы:
Бекмуханбетова Шолпан Турлыбековна- ГКП на ПХВ Ескельдинская ЦРБ- медицинская сестра общей практики.
Алексеевская Лариса Витальевна-ГКП на ПХВ Ескельдинская ЦРБ- медицинская сестра общей практики.
Кыдырбаева Анар Умитбековна-ГКП на ПХВ Ескельдинская ЦРБ- медицинская сестра общей практики.
Педиатрия — обширная отрасль клинической медицины, которая нуждается в обеспечении штатом сотрудников: медицинских сестер, врачей. Кроме того, медсестры, специализирующиеся на работе с детьми, необходимы в непрофильных заведениях, в первую очередь, в детских садах и школах, где они оказывают первую помощь детям и следят за соблюдением норм гигиены и санитарии. С греческого языка педиатрия переводится как «лечение ребенка». Педиатрия стала самостоятельной областью медицинской науки относительно недавно. Это произошло благодаря стараниям и трудам австрийского ученого Макса Кассовица, который создал первый в мире Институт детских болезней во второй половине XIX столетия.
В медицинских учреждениях медицинские сестры берут на себя часть работы врача, помогая тем самым оптимизировать работу службы в целом. Специалисты направления «Сестринское дело» являются самыми многочисленными в области клинической медицины. Такой порядок обусловлен исторически сложившимся положением педиатрии в системе здравоохранения. В современной системе здравоохранения педиатрия занимает особое место, поэтому к уровню подготовки медсестер, занятых в этой профессиональной сфере, предъявляются повышенные требования. Кроме того, медсестры в педиатрии должны обладать определенными личностными качествами, специализированными знаниями, опытом, необходимыми для выполнения самой разной работы: от консультирования родителей больного ребенка до оказания доврачебной помощи в экстренных ситуациях.
Сестринский процесс — относительно новое понятие, нередко, при поверхностном ознакомлении, вызывающее к себе негативную реакцию, так как его внедрение требует перестройки не только методической работы, но и перестройки мышления, мировоззрения в свете философии сестринского дела. Возможно пройдут годы и годы, когда он будет внедрен в структуру оказания педиатрической медицинской помощи, но как обучающая модель, сестринский процесс незаменим возможностью широкого внедрения инновационных методик обучения, перспективой повышения уровня знаний студентов и повышения коэффициента выживаемости знаний, овладением этическим и психологическим компонентами работы медицинской сестры независимо от уровня подготовки (среднее образование).
Основу философии сестринского дела составляет сестринский процесс как метод организации и оказания помощи и ухода больным и здоровым пациентам. При работе с детским населением нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб силой обстоятельств вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками…). Это накладывает некоторую специфику этического поведения сестринского персонала. Именно при организации работы медицинских сестер различного уровня необходимо помнить, что психологический компонент деятельности по своему объему равен сугубо профессиональному, связанному со знанием анатомофизиологических особенностей детского организма и условий протекания тех или иных заболеваний.
Цель сестринского процесса включает в себя: идентификацию потребностей пациента в уходе, так как именно сестра должна решить — в чем нуждается пациент в первую очередь. Принято выделять потребности универсальные, то есть присущие всем больным данной возрастной группы, такие как потребность есть, пить, быть чистым, поддерживать температуру тела, одеваться, раздеваться, спать, бодрствовать и так далее. Как правило, вычленение универсальных проблем не представляет проблемы, так как они вытекают из представлений об особенностях развития в различные периоды детства (понятие о рациональном питании, система номенклатурных столов, понятие о питьевом режиме, коррекция нарушений сна, личная гигиена больного, понятие о рациональной одежде и т. д.).
При организации сестринского процесса в педиатрии, помимо определения проблем пациента необходимо провести и определение состояния знаний и представлений родственников ребенка о его потребностях. Не так уж и редки семьи, в которых перед появлением первенца родители не прочитали ни одной научно-популярной книги, или не прошли систему педиатрического консультирования по вопросам развития и воспитания малыша. Кроме универсальных проблем, наиболее многочисленных, сестра должна уметь выявить проблемы пациента, связанные с его развитием (отставание в психическом, физическом развитии от данной возрастной группы, педагогическая запущенность у детей, практикующиеся в семье патологические типы воспитания, нарушения самооценки, снижение интеллекта, нарушение социальных связей).
Именно эти проблемы представляют наибольшую трудность для педиатрических сестер, так как нередко они не готовы психологически и профессионально расширить рамки общения с больным, рассмотреть поведение больного с различных точек зрения. В процессе изучения сестринского дела в педиатрии следует особое внимание уделять поиску альтернативных подходов к каждой ситуации.