Автор: Темирова Гульжан Нурлановна, Врач педиатр
ГКП на ПХВ «Текелийская гордская больница»
Калиева Айна Жанатбековна, Медсестра
КГ учреждение «Текелийский центр оказания спец.соц.услуг «Шапагат»
Токбаева Карлыгаш Оразакыновна, Медсестра
ГКП на ПХВ «Текелийская гордская больница»
Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.
В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие принципы:
1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями.
2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.
3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и дееспособности ребенка.
4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса.
5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.
6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях — адаптации к новым условиям жизни.
Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.
I.. Клинический этап — обеспечение всестороннего клинического выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функий.
II. Санаторный этап — происходит нормализация функций пораженной системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем. При завершении этапа — отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса и его активности.
III. Адаптационный этап — достигается полное восстановление здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни, занятий физкультурой и спортом.
Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:
— дети с болезнями органов дыхания;
— дети с болезнями нервной системы;
— дети с заболеваниями мочевыводящей системы;
— дети больные ревматизмом;
— дети с хронической патологией носоглотки;
— дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм.
Реабилитация, восстановительное лечение детей и подростков с различной патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих учреждениях:
1. Система здравоохранения:
• отделения восстановительного лечения детских поликлиник;
• центры реабилитации и восстановительного лечения (городские, межрайонные);
• специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР — патологией, патологией органов зрения и др.
2. Система образования;
• специализированные детские учреждения;
• оздоровительные детские сады (группы);
• группы «Особый ребенок» детских садов;
• городские (областные) психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);
• школа — центр специальной диагностики;
• специализированные учебные заведения;
• центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;
• центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная школа);
• детский профилакторий;
• экспериментальная школа для аутичных детей;
• специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;
• классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных школах.
3. Система социальной защиты:
• реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
• социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
• социальный приют для детей и подростков;
• центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей в амбулаторно-поликлинических условиях несколько отстает от службы реабилитации для взрослых. В педиатрии само понятие «реабилитация» появилось значительно позже, однако.
Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность
поликлинических учреждений позволяет проводить в них такие виды восстановительного лечения, как лечебная физкультура (лечебная гимнастика, механотерапия, гидрокинезотерапия, лечебное плавание), аппаратная физиотерапия (различные виды электролечения, включая электросон, светолечение, ультразвук), озокерито- парафинолечение, аэрозоли-ингаляции, массаж (общий, точечный, сегментарный, гидромассаж), консервативное ортопедическое лечение и др. Также практикуется иглорефлексотерапия, трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.
Для обеспечения контроля за проведением восстановительного лечения в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.
Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т.д.). направляет детей, в случае необходимости, на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль за полнотой, качеством и эффективностью восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования, корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведение повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.
Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения — оно должно продолжаться в семье больного. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. При этом от родителей требуется проявления особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии.
Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении (общие принципы и в зависимости от патологии) разработаны в методических рекомендациях.
Основными направлениями этой работы являются:
1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.
2. Осуществление программы практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в условиях семьи.
3. Осуществление преемственности между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.
Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка должен включать:
• контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
• контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;
• контроль за организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;
• контроль за проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего — лечебной гимнастики и массажа.
Целесообразно изучение мнения родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети не завершили лечение), что позволит с учетом результатов опроса разработать конкретные меры по установлению выявленных недостатков.
На местах, в дошкольных учреждениях и школах дети обеспечиваются такими видами восстановительного лечения как аппаратная физиотерапия, расширяется: подключается медикаментозная терапия, травяные отвары и коктейли, диетотерапия.
Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях, школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по физическому воспитанию и закаливанию, созданием в каждой из них мини стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами, беговыми дорожками, тренажерами.
Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и организационных мероприятий обуславливают актуальность задачи поиска новых форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением, с этой точки зрения являются специализированные группы дошкольных учреждений для детей-инвалидов.
Группы «Особый ребенок» предназначены для детей инвалидов с тяжелыми нарушениями ЦНС. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями ЦНС «Особый ребенок», группа может быть открыта в дошкольном учреждении любого типа. Приему в группу подлежать дети с церебральными параличом, дети с задержкой интеллектуального и речевого развития, дети с недостаточностью моторной функций, с эпилептическим синдромом с редкими судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, дети с нервно-мышечными расстройствами.
Противопоказания6 не подлежат направлению в группы дети, страдающие частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей гидроцефалией, пороками развития с ликворреей.
Основные задачи:
• обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
• организация интеллектуального и личностного развития детей-инвалидов;
• социальная адаптация;
• оказания психотерапевтической помощи родителям.
В детское учреждение ребенка направляет городская медико-педагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводится обследование, включающее осмотр врачей-специалистов, оценку физического и нервно-психического развития.
В группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда, медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения, рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку, работа с родителями детей-инвалидов — основные направления деятельности групп «Особый ребенок».
Срок, прошедший со времени открытия групп, позволил обобщить имеющийся опыт работы, наметить основные тенденции дальнейшего развития. Определить основные затруднения в работе: сложность взаимодействия медицинской службы районных поликлиник и дошкольных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи ребенка.
В системе образования координирующие функции по социальной реабилитации детей с проблемами в развитии выполняет городская межведомственная психолого — медико — педагогическая консультация:
• создает эффективную систему помощи детям с недостатками в развитии и детям-инвалидам;
• решает проблемы, связанные с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, трудоустройством, интеграцией их в обществе;
• объединяет и использует различные отрасли науки и практики для социальной реабилитации детей с проблемами, стабилизации и укрепления их семьи, уменьшения количества правонарушений несовершеннолетних.