Автор: Тулеуханова Алмагуль Кадыровна — врач-психиатр, КГУ «Когалинский центр оказания социальных услуг» ГУ «Управление координации занятости и социальных программ области Жетысу»
Расстройства личности и поведения — это группа психических расстройств, которые характеризуются отклонениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. Эти нарушения могут начинаться в детстве или подростковом возрасте и сохраняться на протяжении всей жизни, создавая значительные трудности в социальной адаптации, межличностных отношениях и профессиональной деятельности.
Расстройства личности и поведения у взрослых
Что такое расстройства личности?
Расстройства личности — это устойчивые отклонения в характере и поведении человека, которые мешают ему адаптироваться в обществе. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 6-10% взрослого населения мира страдает различными формами расстройств личности.
Классификация расстройств личности
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10), выделяют следующие основные типы расстройств личности:
Параноидное:
Недоверие, подозрительность, склонность к интерпретации действий других как враждебных.
Шизоидное:
Эмоциональная холодность, социальная изоляция, отсутствие интереса к межличностным отношениям.
Диссоциальное:
Пренебрежение социальными нормами, импульсивность, отсутствие эмпатии.
Эмоционально-неустойчивое:
Частые перепады настроения, импульсивность, нестабильные отношения.
Тревожное:
Постоянное чувство страха, избегание социальных ситуаций.
Нарциссическое:
Завышенная самооценка, потребность в восхищении, неспособность к эмпатии.
Расстройства поведения у детей
Особенности детских расстройств
Расстройства поведения у детей характеризуются нарушением адаптации, агрессией, нарушением правил и социальной дезадаптацией. Такие состояния часто формируются под влиянием среды, генетических факторов и особенностей воспитания.
Основные типы расстройств поведения у детей
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ):
Невнимательность, импульсивность, гиперактивность.
По данным ВОЗ, СДВГ диагностируется у 5-7% детей школьного возраста.
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР):
Упрямство, конфликтность, частые ссоры с взрослыми.
Расстройство поведения:
Агрессивное или асоциальное поведение, нарушение норм и правил.
Аутичные расстройства:
Затруднения в социализации, стереотипное поведение, проблемы с коммуникацией.
Причины расстройств личности и поведения
Генетические факторы:
Наследственная предрасположенность к психическим расстройствам.
Социальные факторы:
Конфликты в семье, отсутствие эмоциональной поддержки, неблагоприятные условия жизни.
Психологические факторы:
Травмы в детстве, нарушение привязанности, стресс.
Биологические факторы:
Нарушения в работе мозга, дисбаланс нейромедиаторов, органические повреждения центральной нервной системы.
Симптомы и проявления
У взрослых:
Постоянные трудности в построении социальных и профессиональных отношений.
Импульсивное или агрессивное поведение.
Снижение уровня критичности к своему поведению.
Сложности в адаптации к новым условиям.
У детей:
Частые вспышки гнева.
Отказ следовать правилам и указаниям.
Снижение успеваемости в школе.
Конфликты со сверстниками и взрослыми.
Диагностика
Клиническое интервью:
Сбор анамнеза у пациента или его родителей.
Психологическое тестирование:
Оценка личностных черт и поведения с помощью опросников.
Неврологическое обследование:
Исключение органических повреждений мозга.
Наблюдение:
Анализ поведения пациента в различных социальных ситуациях.
Лечение
Лечение должно быть комплексным, включающим медикаментозную терапию, психотерапию и социальную реабилитацию.
Медикаментозная терапия:
Антипсихотики, антидепрессанты, стабилизаторы настроения.
При СДВГ используются стимуляторы (метилфенидат) и ноотропы.
Психотерапия:
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): коррекция деструктивных моделей поведения.
Семейная терапия: работа с родителями для устранения факторов риска.
Групповая терапия: развитие социальных навыков.
Социальная реабилитация:
Трудовая адаптация.
Участие в группах поддержки.
Педагогическая коррекция (для детей):
Индивидуальные образовательные программы.
Работа с учителями и школьными психологами.
Профилактика
Раннее выявление и коррекция:
Обращение к специалисту при первых признаках расстройства.
Создание благоприятной социальной среды:
Эмоциональная поддержка в семье, развитие позитивных отношений.
Образование и просвещение:
Увеличение осведомленности родителей и педагогов о признаках и методах работы с такими детьми.
Роль врача-психиатра
Диагностика и лечение:
Постановка диагноза, разработка плана терапии.
Образование и поддержка:
Обучение пациентов и их семей методам управления симптомами.
Профилактика рецидивов:
Контроль состояния пациента и регулярные консультации.
Заключение
Расстройства личности и поведения у взрослых и детей — это сложные состояния, которые требуют внимания, профессионального подхода и комплексного лечения.
Благодаря современным методам диагностики и терапии, а также поддержке семьи и специалистов, пациенты могут значительно улучшить качество своей жизни и адаптироваться в обществе.
Понимание, терпение и своевременная помощь — ключ к успешной реабилитации и полноценной жизни.