Авторы: Мукашева Айжан Саметовна, медсестра КГУ «Областной специальный комплекс «детский сад – школа-интернат №1» город Талдыкорган»
Бикеева Карлыгаш Шайхиевна, медсестра, КГУ «Областной специальный комплекс «детский сад – школа-интернат №1» город Талдыкорган»
Введение
Сколиоз и нарушения осанки являются актуальной проблемой среди школьников, так как формирование опорно-двигательной системы происходит в детском и подростковом возрасте. Согласно статистическим данным, около 30% школьников имеют те или иные нарушения осанки, а 10-15% детей страдают сколиозом.
Формирование правильной осанки – это залог здоровья позвоночника и опорно-двигательного аппарата в будущем. Поэтому профилактика этих нарушений должна начинаться с раннего детства и включать комплекс мероприятий, направленных на коррекцию осанки, укрепление мышечного корсета и создание благоприятных условий в учебных заведениях.
- Причины и факторы риска развития сколиоза у школьников
1.1 Основные причины нарушения осанки
Слабость мышечного корсета из-за недостаточной физической активности.
Длительное нахождение в неправильном положении при письме и чтении.
Неправильная организация рабочего места ученика.
Избыточный вес и ожирение, повышающая нагрузка на позвоночник.
Ношение тяжелых портфелей и рюкзаков на одном плече.
Несбалансированное питание, дефицит кальция и витамина D.
Наследственная предрасположенность.
1.2 Виды нарушения осанки
Кифоз – сутулость, искривление позвоночника назад.
Лордоз – чрезмерное прогибание позвоночника вперед.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника, чаще встречается у детей школьного возраста. - Современные методы профилактики сколиоза у школьников
Профилактические мероприятия включают создание правильных условий для обучения, организацию физической активности и мониторинг состояния позвоночника у детей.
2.1 Коррекция учебного пространства
Рабочее место ребенка должно соответствовать его росту:
Столешница стола должна быть на уровне локтей ребенка.
Высота стула должна обеспечивать прямое положение спины.
Спина ребенка должна опираться на спинку стула, ноги стоять на полу или подставке.
Хорошее освещение учебного места (естественный свет или настольная лампа) предотвращает наклон головы вперед при письме.
2.2 Гигиена осанки
Правильная поза при письме и чтении:
Спина прямая, плечи расслаблены.
Расстояние от глаз до книги – не менее 30 см.
Запрещено сидеть, наклонившись в сторону или сгорбившись.
Чередование учебной и двигательной активности:
Рекомендуется вставать каждые 30-40 минут и делать короткую разминку.
На уроках рекомендуется проводить «минутки осанки», во время которых дети должны сесть ровно, выпрямить спину и глубоко подышать.
2.3 Физическая активность и упражнения для осанки
Физическая активность играет решающую роль в профилактике сколиоза.
Рекомендуются:
Утренняя зарядка (упражнения на растяжку, наклоны, приседания).
Плавание – укрепляет мышцы спины и предотвращает искривления позвоночника.
Гимнастика для позвоночника (наклоны, упражнения на равновесие).
Комплекс упражнений для осанки:
«Кошка» (прогибы спины).
«Ласточка» (балансировка на одной ноге с вытянутыми руками).
Ходьба с книгой на голове для тренировки правильного положения спины.
2.4 Контроль массы тела и питания
Обеспечение рациона, богатого кальцием (молочные продукты, орехи, зелень).
Достаточное поступление витамина D для укрепления костей (рыба, яйца, солнце).
Ограничение фастфуда и сладких газированных напитков, способствующих набору лишнего веса.
2.5 Ношение рюкзака
Вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребенка.
Ремни рюкзака должны быть широкими, регулируемыми и носиться на двух плечах.
Не допускается ношение сумок и рюкзаков на одном плече.
2.6 Медицинское наблюдение и профилактические осмотры
Регулярные осмотры у школьной медсестры (оценка осанки, измерение роста и веса).
Консультация ортопеда и хирурга при первых признаках сколиоза.
При необходимости – массаж, физиотерапия, лечебная гимнастика.
- Роль родителей и учителей в профилактике сколиоза
3.1 Роль родителей
Обеспечить правильную мебель и условия для учебы дома.
Следить за правильной позой ребенка во время чтения и письма.
Записать ребенка в спортивную секцию (плавание, гимнастика, йога).
Контролировать массу тела и питание ребенка.
3.2 Роль учителей
Напоминать детям о правильной осанке на уроках.
Организовывать физкультминутки в течение дня.
Следить за соответствием мебели росту учеников.
Пропагандировать здоровый образ жизни среди школьников.
Заключение
Формирование правильной осанки у детей – это основа их будущего здоровья. Профилактика сколиоза должна включать комплекс мероприятий: создание эргономичного учебного пространства, регулярную физическую активность, контроль осанки, правильное питание и своевременные медицинские осмотры.
Врачебный и педагогический коллектив, совместно с родителями, должны проводить активную работу по профилактике заболеваний позвоночника, чтобы минимизировать риски развития сколиоза у школьников и обеспечить им здоровое будущее.