Образовательная работа с пациентами по профилактике хронических заболеваний: современный подход к укреплению здоровья

Мақала

Авторы:Каримова Лязат Калиахметовна — палатная медицинская сестра.

Раимбекова Раушан Баймухамбетовна — палатная медицинская сестра

Текелийского центра оказания специальных социальных услуг «Шапағат»

Махмудова Кулзира Тагановна — медицинская сестра общей практики

ГКП на ПХВ «Илийская центральная районная больница».

Аннотация:
Образовательная работа с населением занимает важное место в профилактике хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), включая сердечно-сосудистые, сахарный диабет, хронические болезни органов дыхания и онкопатологии. В статье рассматриваются цели, методы, формы и эффективность просветительской деятельности медицинского персонала, направленной на формирование приверженности к здоровому образу жизни и снижению факторов риска развития хронической патологии.


Введение

Хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) являются ведущей причиной смертности и инвалидности в большинстве стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 70% всех случаев смерти связаны с ХНИЗ. При этом до 80% преждевременных смертей можно предотвратить с помощью своевременной профилактики и эффективной образовательной работы с населением.

Медицинские работники играют ключевую роль в формировании у пациентов мотивации к изменению образа жизни, осознанному принятию ответственности за своё здоровье и соблюдению профилактических рекомендаций.


Цели и задачи образовательной работы

Цели:

Повышение информированности пациентов о хронических заболеваниях и их профилактике

Формирование позитивной мотивации к изменению поведения

Укрепление навыков самоконтроля и самопомощи

Повышение приверженности к лечению и профилактическим мерам

Задачи:

Распространение научно обоснованной информации о ХНИЗ и факторах риска

Формирование культуры ЗОЖ (здорового образа жизни)

Работа с мифами и заблуждениями пациентов

Индивидуальное консультирование и групповая работа

Поддержка в изменении поведенческих установок


Основные направления профилактики ХНИЗ

  1. Контроль артериального давления и уровня сахара крови
  2. Отказ от курения и злоупотребления алкоголем
  3. Рациональное питание с ограничением соли, жиров и сахара
  4. Повышение физической активности (не менее 150 мин в неделю)
  5. Профилактика стресса, выгорания, депрессии
  6. Регулярная диспансеризация и скрининговые обследования

Методы и формы образовательной работы

Индивидуальное консультирование

Прямой контакт с пациентом в кабинете врача или медсестры

Применение методики «мотивационного интервьюирования»

Оценка поведенческих рисков и составление индивидуального плана действий

Групповые занятия

Лекции, семинары, школы здоровья

Тематические тренинги (например, «Жизнь с диабетом», «Контроль давления — в ваших руках»)

Дискуссии и обмен опытом между пациентами

Визуальные и печатные материалы

Буклеты, памятки, инфографика

Информационные стенды в поликлиниках

Рассылки через мессенджеры, сайты, соцсети

Цифровые технологии

Телемедицина и дистанционные консультации

Онлайн-курсы, марафоны здоровья

Использование мобильных приложений для контроля веса, АД, сахара и др.


Роль медицинской сестры в профилактическом обучении

Медсестра — это не только исполнитель процедур, но и ключевой элемент профилактической медицины. Она:

обладает непосредственным контактом с пациентами на всех этапах помощи;

может проводить скрининг факторов риска;

обучает навыкам самоконтроля (измерение давления, глюкометрия, ведение дневников);

оказывает психологическую поддержку и разъясняет назначенное лечение.

Медицинская сестра нередко становится первым и самым доступным проводником пациента в мир знаний о собственном здоровье.


Оценка эффективности образовательной работы

Для оценки результатов образовательных мероприятий могут применяться:

анкеты и опросники (до и после обучения);

анализ приверженности к терапии;

снижение частоты госпитализаций и обострений;

улучшение показателей ЗОЖ и биомаркеров (АД, ИМТ, уровень глюкозы).


Заключение

Образовательная работа по профилактике хронических заболеваний — это инвестиция в будущее здравоохранения. Она требует междисциплинарного подхода, профессионализма, системности и адаптации к нуждам конкретного пациента. Современный медработник становится не просто информатором, а мотиватором и наставником, способствующим формированию осознанного отношения к здоровью. Повышение компетентности в сфере медицинского просвещения должно стать приоритетной задачей системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *