Авторы:Каримова Лязат Калиахметовна — палатная медицинская сестра.
Раимбекова Раушан Баймухамбетовна — палатная медицинская сестра
Текелийского центра оказания специальных социальных услуг «Шапағат»
Махмудова Кулзира Тагановна — медицинская сестра общей практики
ГКП на ПХВ «Илийская центральная районная больница».
Аннотация:
Образовательная работа с населением занимает важное место в профилактике хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), включая сердечно-сосудистые, сахарный диабет, хронические болезни органов дыхания и онкопатологии. В статье рассматриваются цели, методы, формы и эффективность просветительской деятельности медицинского персонала, направленной на формирование приверженности к здоровому образу жизни и снижению факторов риска развития хронической патологии.
Введение
Хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) являются ведущей причиной смертности и инвалидности в большинстве стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 70% всех случаев смерти связаны с ХНИЗ. При этом до 80% преждевременных смертей можно предотвратить с помощью своевременной профилактики и эффективной образовательной работы с населением.
Медицинские работники играют ключевую роль в формировании у пациентов мотивации к изменению образа жизни, осознанному принятию ответственности за своё здоровье и соблюдению профилактических рекомендаций.
Цели и задачи образовательной работы
Цели:
Повышение информированности пациентов о хронических заболеваниях и их профилактике
Формирование позитивной мотивации к изменению поведения
Укрепление навыков самоконтроля и самопомощи
Повышение приверженности к лечению и профилактическим мерам
Задачи:
Распространение научно обоснованной информации о ХНИЗ и факторах риска
Формирование культуры ЗОЖ (здорового образа жизни)
Работа с мифами и заблуждениями пациентов
Индивидуальное консультирование и групповая работа
Поддержка в изменении поведенческих установок
Основные направления профилактики ХНИЗ
- Контроль артериального давления и уровня сахара крови
- Отказ от курения и злоупотребления алкоголем
- Рациональное питание с ограничением соли, жиров и сахара
- Повышение физической активности (не менее 150 мин в неделю)
- Профилактика стресса, выгорания, депрессии
- Регулярная диспансеризация и скрининговые обследования
Методы и формы образовательной работы
Индивидуальное консультирование
Прямой контакт с пациентом в кабинете врача или медсестры
Применение методики «мотивационного интервьюирования»
Оценка поведенческих рисков и составление индивидуального плана действий
Групповые занятия
Лекции, семинары, школы здоровья
Тематические тренинги (например, «Жизнь с диабетом», «Контроль давления — в ваших руках»)
Дискуссии и обмен опытом между пациентами
Визуальные и печатные материалы
Буклеты, памятки, инфографика
Информационные стенды в поликлиниках
Рассылки через мессенджеры, сайты, соцсети
Цифровые технологии
Телемедицина и дистанционные консультации
Онлайн-курсы, марафоны здоровья
Использование мобильных приложений для контроля веса, АД, сахара и др.
Роль медицинской сестры в профилактическом обучении
Медсестра — это не только исполнитель процедур, но и ключевой элемент профилактической медицины. Она:
обладает непосредственным контактом с пациентами на всех этапах помощи;
может проводить скрининг факторов риска;
обучает навыкам самоконтроля (измерение давления, глюкометрия, ведение дневников);
оказывает психологическую поддержку и разъясняет назначенное лечение.
Медицинская сестра нередко становится первым и самым доступным проводником пациента в мир знаний о собственном здоровье.
Оценка эффективности образовательной работы
Для оценки результатов образовательных мероприятий могут применяться:
анкеты и опросники (до и после обучения);
анализ приверженности к терапии;
снижение частоты госпитализаций и обострений;
улучшение показателей ЗОЖ и биомаркеров (АД, ИМТ, уровень глюкозы).
Заключение
Образовательная работа по профилактике хронических заболеваний — это инвестиция в будущее здравоохранения. Она требует междисциплинарного подхода, профессионализма, системности и адаптации к нуждам конкретного пациента. Современный медработник становится не просто информатором, а мотиватором и наставником, способствующим формированию осознанного отношения к здоровью. Повышение компетентности в сфере медицинского просвещения должно стать приоритетной задачей системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.