Авторы:Иманкулова Асем Жумагуловна, медсестра
Салахидинова Гавхарай Исмаилжановна, медсестра
Ердембекова Улжалгас Абдолдаевна, медсестра
Медицинский центр «Нур‑Авиценум»
Введение
Пациенты пожилого возраста часто сталкиваются с несколькими хроническими заболеваниями, сниженной адаптационной способностью и сложностями восприятия медицинской информации. Цель образовательной работы — помочь им адаптироваться к состоянию здоровья, научить навыкам самоконтроля и повысить качество жизни.
- Принципы общения и обучения
Индивидуальный подход. Учитывайте уровень образования, когнитивные и сенсорные особенности каждого пациента. Темп и объём информации должны соответствовать возможностям восприятия.
Повторение и закрепление. Пожилые люди запоминают лучше при многократном повторении ключевых рекомендаций и использовании наглядных материалов.
Простой язык и визуализация. Избегайте сложных медицинских терминов. Используйте иллюстрации, схемы и крупный шрифт в памятках.
- Тематика образовательных сессий
Управление хроническими болезнями.
Сахарный диабет: техника самоконтроля гликемии, коррекция питания, предупреждение гипо‑ и гипергликемии.
Артериальная гипертензия: измерение давления, дневники самоконтроля, образ жизни и режим приёма препаратов.
Профилактика осложнений.
Правильный уход за ногами и кожей, чтобы предупредить язвы и инфекции.
Значение физической активности: комплекс щадящих упражнений для поддержания подвижности суставов и тонуса мышц.
Рациональное питание.
Баланс белков, жиров и углеводов, достаточное потребление клетчатки, корректировка потребления соли и жидкости.
Питание при нарушениях глотания и пищеварения.
Умение обращаться за помощью.
Распознавание тревожных симптомов: боль в груди, одышка, нарушение сознания.
Контактные телефоны, планы вызова скорой помощи и связи с родственниками.
- Форматы проведения занятий
Индивидуальные консультации. Позволяют глубоко разобраться в проблемах конкретного пациента и скорректировать рекомендации.
Групповые круги общения. Сплочение пациентов создает атмосферу поддержки: обмен опытом и совместное решение бытовых и медицинских вопросов.
Упражнения‑репетиции. Практическое отрабатывание навыков: замер давления, инъекция инсулина, использование ходунков.
Печатные и мультимедийные пособия. Брошюры крупным шрифтом, видеоролики с субтитрами и демонстрацией процедур.
- Оценка эффективности
Анкеты и опросники. Оценивают уровень знаний до и после занятий.
Мониторинг показателей. Снижение частоты осложнений, стабильность АД, улучшение гликемического контроля.
Обратная связь от пациента и семьи. Выявление трудностей в применении рекомендаций и оперативная корректировка образовательного процесса.
Заключение
Образовательная работа с пожилыми пациентами требует терпения, эмпатии и профессионализма. Индивидуальные стратегии обучения, многократное повторение и использование наглядных материалов позволяют повысить уровень самостоятельности, приверженность лечению и качество жизни людей старшего возраста. Медсестры, обладая этими навыками, становятся для пациентов не только источником знаний, но и опорой в непростом пути к сохранению здоровья.