В своем выступлении Глава государства отметил важность цифровизации системы здравоохранения, что включает интеграцию баз данных, создание системы мониторинга за пациентами, проходящими лечение на дому и другое. Уже в 2013 году с учетом положений государственной программы «Информационный Казахстан-2020», была разработана и утверждена Концепция развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы. О развитии цифровой медицины в Казахстане в обзорном материале.
Реализация Концепции была поддержана в государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы и получила продолжение в государственной программе развития здравоохранения на 2020-2025 годы.
В текущем году Министерство здравоохранения РК осуществляет оценку результатов реализации Концепции и готовит проект новой стратегии развития цифровизации здравоохранения.
В течение 7 лет реализации Концепции обеспечено внедрение во всех государственных медорганизациях информационных систем. С учетом этого, Министерство отменило обязательность ведения на бумажном носителе отдельных видов (форм) медицинской документации.
Гражданами республики активно используются мобильные приложения, позволяющие записаться на прием, вызвать врача на дом, получить доступ к результатам анализов и другой медицинской информации.
На республиканском уровне созданы и активно используются для целей управления и финансирования ряд общенациональных регистров по отдельным нозологиям, видам помощи и категориям граждан (пациентов). Разработаны и утверждены ключевые стандарты для обеспечения интеграции информационных систем здравоохранения.
К тому же, в новой редакции Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрены положения, обеспечивающие дальнейшую цифровизацию здравоохранения с учетом защиты конфиденциальных медицинских данных.
Одним из ключевых достижений необходимым для успешной реализации видения цифрового здравоохранения согласно Концепции развития электронного здравоохранения на 2013-2020 гг. является обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи посредством стандартизации медицинской информации.
Стандартизация медицинских данных это требования, определяющие форматы медицинской информации, а также методы ее регистрации, хранения и обмена в системе здравоохранения.
Как и насколько цифровизация здравоохранения облегчит работу медработникам и медперсоналу?
При условии надлежащей реализации цифровые инструменты способны обеспечить содействие в ежедневной клинической практике на каждом этапе и уровне оказания медицинской помощи:
- облегчение планирования профилактических и плановых медицинских услуг;
- ускорение и облегчение постановки диагноза по цифровым медицинским изображениям (рентген, УЗИ, КТ, МРТ) с помощью искусственного интеллекта;
- проверка корректности назначенного препарата и его дозировки, включая проверку на аллергию и совместимость препаратов;
- доступ к полной истории заболеваний и обращения за медицинской помощью, включая доступ к жизненно важной информации (аллергии, непереносимости, противопоказания) при экстренных и неотложных ситуациях;
- уведомления и напоминания о случаях или пациентах, которым необходимо оказание плановой или внеплановой медицинской услуги;
- быстрый доступ к информации о наличии свободных ресурсов (препаратов, медицинских изделий, техники, услуг, коек) для перенаправления пациента;
- доступ к достоверной деперсонифицированной информации для медицинских исследований, разработки стандартов и протоколов лечения и т.д.
Как в целом цифровая медицина повлияет на обслуживание населения?
Как правило внедрение цифровых инструментов на уровне системы здравоохранения несет позитивный мультипликативный эффект, выражающийся в общем повышении доступности, эффективности и качества медицинской помощи.
Тематические исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показывают, что ИКТ в области здравоохранения могут:
1) повысить безопасность медицинской помощи;
2) улучшить рабочие процессы, облегчая административные и клинические задачи, такие как назначение лекарственной терапии и поддержка принятия клинических решений в месте оказания помощи;
3) снизить операционные расходы на медицинские услуги;
4) сократить административные расходы;
5) добиться «трансформации» помощи, предоставляя средства для осуществления изменений, которые в противном случае невозможны: путем улучшения доступа к медицинской помощи (телемедицина), путем совершенствования помощи при хронических заболеваниях, координации оказания помощи, а также путем улучшения обратной связи по качеству медицинской помощи.
Всемирная организация здравоохранения суммируя результаты общеевропейского исследования цифровых технологий в здравоохранении отмечает, что цифровизация здравоохранения позволяет расширить спектр услуг здравоохранения в условиях ограниченности ресурсов, повысить уровень прозрачности и доступности медицинской помощи и медицинской информации, стимулировать инновации и рост эффективности.
Какие проблемы в здравоохранении позволит решить цифровизация?
Цифровизация здравоохранения – это использование цифровых технологий для трансформации традиционных бизнес-процессов в сфере здравоохранения.
По аналогии с другими сферами экономики, такими как банковская сфера или продажи, где цифровые технологии делают услуги более быстрыми, дешевыми и эффективными для клиентов и услугодателей, в здравоохранении немало примеров тому, как цифровизация обеспечивает снижение затрат, повышение качества и эффективности медицинских услуг.
Самый простой пример того, как цифровизация влияет на процесс оказания медицинской помощи, это использование мобильных приложений, благодаря которым пациентам не нужно повторно приходить в медицинскую организацию для получения результатов лабораторных исследований, так как они становятся доступны в смартфоне. Это означает не просто экономию времени пациента, но и к сокращению очередей и занятости медицинского персонала.
Аналогичный эффект может быть достигнут при применении систем телемедицины и телездравоохранения, как для целей удаленного оказания консультативной помощи, так и при мониторинге хронических состояний.
Экспертные системы и искусственный интеллект, которые помогают медицинскому персоналу при постановке диагноза и назначении лечения, способны повысить качество и безопасность медицинской помощи.
Полный доступ ко всей медицинской истории пациента, который может быть обеспечен при условии интеграции разрозненных медицинских информационных систем через единые стандарты на национальном уровне, также способствует формированию у врача более полной клинической картины и соответственно принятию правильных решений в ходе диагностики и лечения.
Системы отслеживания лекарственных средств и обратной связи с пациентом могут содействовать более рациональному применению препаратов, особенно высокозатратных.
Системы бизнес-аналитики способны содействовать решению проблем общественного здравоохранения, включая совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями, прогнозирование заболеваемости и смертности.
Системы дополненной и виртуальной реальности применяются в целях медицинского образования на додопломном и последипломном уровнях, тем самым повышая качество обучения и уровень знаний студентов и практикующих врачей.
Автор: Усентаева Наталия Ибрагимовна
ГКП на ПХВ “Ескельдинская ЦРБ”
Менеджер по ПМСП