О необходимости комплексного судебного исследования одежды пешехода в раскрытий дорожно-транспортных преступлений

Медицинская экспертиза

Автор: Асан Рахимжанович Нуржанов, Судебно-медицинский эксперт, лабораторий ИСЭ по области Жетісу

В условиях избытка транспорта, нарушения Правил дорожного движения водителями ТС и пешеходами, отсутствия должной инфраструктуры в населенных пунктах, должного контроля на дорогах наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий, таких как наезд на пешеходов. Дорожно-транспортное происшествие, происходящее, как в условиях неочевидности, так и очевидности, характеризуется динамичностью и скоротечностью (мгновенностью) протекающего события, что не позволяет зафиксировать все детали произошедшего события глазами очевидцев и участников события.

Данное обстоятельство явилось причиной поиска и разработки новых подходов для выявления всех элементов механизма события происшествия, соответствующего структуре предмета доказывания, и в целом для успешного расследования и раскрытия автодорожных преступлений, особенно спорных вопросов при решений задач для установления направления движения, положение тела пешехода, направления движения транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия наезде автотранспортного средства на пешехода, а иногда и определение очередности причинения повреждений в случаях дорожно-транспортных происшествий с участием нескольких автотранспортных средств.

При проведении экспертиз, связанных с наездами на пешеходов, рассматриваются различные типичные ситуации: наезд на пешехода с последующим отбрасыванием, наезд на пешехода с последующим отбрасыванием и ударом о неподвижное препятствие, наезд с последующим переездом, наезд с последующим переездом другими транспортными средствами и др. В зависимости от ситуации каждая фаза характеризуется своим комплексом признаков, проявляемых в следах, повреждениях на теле, одежде, обуви, ТС и деталях, оставленных на месте происшествия.

Согласно утвержденным Методикам МЮ РК, данные случаи должны исследоваться комплексно, с участием экспертов не только медицинского профиля, но и с привлечением специалистов  в области судебно-транспортно-трассологического исследования, судебно-материаловедческого исследования, судебно-трассологического вида исследований с обязательным предоставлением на экспертизу одежды, обуви пешехода и транспортных средств. 

 Однако, по различным причинам в виду непредоставления вещей (по причине утери, несвоевременного изъятия и других случаев др.) при решений поставленных перед экспертом задач при производстве судебно-медицинских исследований, возникают определенные трудности, для возможности определения направления движения движущегося транспортного средства, направления и положения пешехода в момент дорожно-транспортного происшествия, и так же необходимости определения очередности наезда на пешехода в случаях участия в дорожно-транспортном происшествий нескольких автотранспортных средств.

Как известно, в специальной литературе,  одним из характерных признаков первичного контакта — удара автомобилем считается бампер-перелом бедренной или берцовых костей. По его конструктивным особенностям судят о направлении движения автомобиля в момент столкновения с пешеходом, так как считают, что он образуется только от прямого воздействия травмирующей силы, а по локализации — о высоте расположения бампера, что имеет значение в установлении вида автомобильного транспорта.

В доступной специальной литературе имеется достаточных сведений о том, что переломы нижних конечностей по типу бампер-перелома могут возникать не только от прямого воздейст­вия, но и вследствие удара бампером в участок конечности, отстоящий на некотором расстоянии выше или ниже его.

Данные переломы как правило возникают в случаях нахождения человека в вертикальном положений. Как же определить очередность наезда транспортными средствами без предоставления на экспертизу одежды пешехода, в случаях если имело место участие в дорожно- транспортном происшествий нескольких автотранспортных средств и то, что пешеход как после первичного контакта, так и после него, мог находиться как в вертикальном, так в горизонтальном положений на проезжей части дороги.

По  литературным данным исследований (С.Н. Козлова, Юрасов А.Г.) у определенной категории пострадавших лиц (у пешеходов) после первичного контакта были выявлены переломы бедренных костей по сгибательному типу углом, открытым в сторону, диаметрально противоположную той, по которой был нанесен удар бампером автомобиля. Детальное изучение всех повреждений конечности и анализ обстоя­тельств происшествия и исследование всех вещей пешехода, позволили сделать правильный вывод как о месте первичного удара бампером и направлении движения автомобиля, так и о механизме образования непрямого или, как мы предлагаем назвать, «ложного» бампер- перелома.

По данным исследований (Е.Р. Сухомлиновой, Ю.М. Охват) указанных в доступной специальной литературе, установлен так же дополнительный диагностический признак, который в случаях столкновения пешехода с автомобилями, имеющими вагонный тип кузова, или с современными легковыми автомобилями с гладкими обтекаемыми капотами и пластиковыми передними бамперами, дает возможность определить по характерным повреждениям (кровоизлияниям) со стороны внутренних органов, о положений тела пешехода в момент первичного контакта – соударения с движущимся  автотранспортным средством.

Однако,  полностью и достоверно определить механизм возникновения повреждений на теле пешехода в случаях дорожно-транспортного происшествий, особенно с участием нескольких автотранспортных средств без предоставления и исследования одежды пешехода, только лишь по дополнительным диагностическим признакам бывает затруднительно, так как только на наружном слое одежды и обуви могут оставаться пыле-почвенные наслоения, следы от краски деталей автотранспортных средств и другие контакто-динамические следы, которые могут позволить решить ряд вопросов возникающих у органов дознания перед судебными экспертами.

 На оснований вышеизложенного, только лишь объязательное предоставление на экспертизу одежды и обуви пешехода, и их последующее комплексное исследование, а так же повреждений на автотранспортных средствах, и их совокупная оценка установленных следов и повреждений, позволит решить конкретные задачи поставленные перед судебными экспертами в помощь правоохранительным органам, в раскрытий дорожно-транспортных преступлений при  расследований материалов, как административного, так и уголовного дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *