Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Результаты внедрения Единой национальной системы здравоохранения


28 мая 2010, 05:53 | 1 594 просмотра


Актуально

С начала нынешнего года в Казахстане заработала новая Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), в рамках которой выбор медицинского учреждения для получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи оставался за пациентами. В гарантированный объем бесплатной медицинской помощи входят скорая медицинская помощь и санитарная авиация, амбулаторно-поликлиническая помощь (в частности, первичная медико-санитарная помощь и консультативно-диагностическая помощь по направлению участкового врача и профильных специалистов), стационарная помощь в рамках планируемого количества случаев госпитализации, а также помощь по экстренным показаниям, стационарозамещающая помощь, восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход для категорий населения, установленных правительством страны.

Выбор - за пациентом

В рамках Единой национальной системы предусмотрено предоставление гражданам свободного выбора врача, медицинской организации, для чего по итогам аккредитации определен перечень стационаров, которые будут оказывать услуги в рамках гарантированного объема медицинской помощи. Иными словами, каждый казахстанец волен выбирать поликлинику в пределах своего населенного пункта и приписаться к этому медучреждению. В случае необходимости лечения в стационаре больной может получить медпомощь в любой больнице республики. Оплата услуг медпомощи осуществляется за счет республиканского бюджета и производится всем поставщикам медицинских услуг вне зависимости от места жительства пролеченных больных. Тем самым новая система реализует принцип: деньги идут за пациентом. Данный принцип, наряду с оплатой медицинских услуг по конечному результату, как полагали разработчики системы, будет стимулировать рост качества медицинских услуг за счет того, что слабые игроки, не выдержав конкуренции, сами сойдут с дистанции, и способствовать обеспечению прозрачности финансовых потоков, циркулирующих в системе здравоохранения. На протяжении четырех месяцев текущего года довольно часто проводились мероприятия, инициированные как с целью разъяснения тонкостей ЕНСЗ, так и для подведения первых результатов ее внедрения. Не стала исключением и очередная специализированная медицинская выставка KIHE, недавно состоявшаяся в Алматы.

Согласно официальным данным, озвученным Минздравом, по итогам первого квартала предусмотренным ЕНСЗ правом на свободный выбор врача воспользовались 114,2 тыс. граждан Казахстана, 33,8% из которых - жители села. По результатам первых трех месяцев 105,1 тысячи человек, или 91,7% от общего количества пациентов, прошедших через Бюро госпитализации в стационары, получили помощь на областном уровне, 3,9 тысячи пациентов, или 3,4% - на межрегиональном, и 3,1 тысячи пациентов, или 3%, пролечились в научно-исследовательских институтах, научных центрах, республиканских клиниках. Как сообщил вице-министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ, анализ межрегиональной госпитализации выявил, что большинство больных, особенно в рамках плановой госпитализации, желают получать лечение за пределами территории проживания. Из 7,6% жителей Алматинской области, получивших стационарное лечение за пределами региона, 95% пролечились в медучреждениях Алматы, 5% - в Акмолинской области. Клиники столицы и Алматы составили конкуренцию медучреждениям Кызылордин

ской, Жамбылской, Атырауской областей. Жители вышеназванных регионов предпочитают лечиться не только в двух крупных городах республики, но и в Южном Казахстане, Карагандинской и Алматинской областях.

Если оценивать итоги первых месяцев действия ЕНСЗ в региональном разрезе, то можно придти к выводу, что большая часть иногородних пациентов пролечилась в Алматы, Астане, Алматинской и Карагандинской областях. Таким образом, отмечают в Минздраве, структура обращений в республиканские клиники свидетельствует о развитии конкуренции между республиканскими организациями, с одной стороны, и медицинскими организациями областного и городского уровня - с другой.

По результатам тендеров Министерство здравоохранения заключило договоры по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с 838 медицинскими учреждениями, 103 из которых являются негосударственными клиниками, прошедшими процедуру аккредитации, и оформили договоры на размещения частного заказа. “По прошествии четырех месяцев можно говорить о том, что единая национальная система здравоохранения оправдывает себя по многим позициям. Главное ее преимущество заключается в том, что жители республики получили право выбора организации здравоохранения. Конечно, поначалу ощущался недостаток информации, многие не понимали, в чем суть системы. Например, люди приезжали в республиканские и областные клиники без направления, не являлись на госпитализацию согласно своей очереди. Но ситуация меняется, проводятся встречи в регионах. Внедрение ЕНСЗ повысит качество медицинских услуг, поскольку сама система предполагает оплату услуги, оказанной на хорошем профессиональном уровне. Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности при Минздраве проверяет факты, когда лечение заканчивалось летальным исходом, неблагоприятными последствиями для больного; комитет оплаты медицинских услуг проводит необходимую экспертизу, и только после этого решается вопрос об оплате такого лечения”, - говорит заместитель председателя комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава Лариса ПАК.

Одним из нововведений, связанных с внедрением ЕНСЗ, стал пересмотр так называемых медико-экономических тарифов с тем, чтобы они отражали реальную стоимость медицинских услуг. От 16 усредненных тарифов, принятых в каждом регионе, Минздрав перешел более чем к 2000 тарифов, привязанных к диагнозам. Помимо расходов на лечебные процедуры и медикаменты, медико-экономические тарифы включают оплату работы врача, затраты больницы на коммунальные услуги, ремонт, амортизацию оборудования, на постдипломное повышение квалификации медиков. Впоследствии, по мере развития ЕНСЗ, планируется повысить дан ные тарифы в среднем на 30%, а по отдельным диагнозам - на 50%. При этом руководство Министерства здравоохранения пообещало, что пациенту, получающему услуги медиков в рамках гарантированного объема бесплатной помощи, не придется оплачивать процедуры из собственного кармана. Впрочем идея формирования тарифов, равно как и перспектива не оплачивать лечение в том случае, если оно обернулось неблагоприятными последствиями, неоднозначно оценивается медиками-практиками. Профессиональная деятельность врача связана с риском, она предполагает наличие сложных случаев, браться за которые приходится порой без гарантии на успех, и если тяжелый труд на грани не будет оплачен, медики вполне резонно могут задаться вопросом, стоит ли вообще браться за “нестандартных” больных?

В перспективе в рамках новой системы предполагается дать медицинским организациям большую свободу действий, перевести их на право полного хозяйствования. Таким образом, полагают инициаторы реформы здравоохранения, лечебные учреждения смогут самостоятельно решать вопросы приобретения оборудования, оптимизации финансовой деятельности, выплаты заработной платы своим сотрудникам. Однако такие изменения потребуют подготовки, наличия квалифицированных менеджерских и бухгалтерских кадров. Очевидно, что большинство клиник пока не в состоянии позволить себе выделить средства, достаточные для приобретения дорогостоящего современного оборудования; для решения данного вопроса планируется создать лизинговую компанию, которая будет предоставлять медицинское оборудование, расплачиваться же за него лечебные учреждения смогут на протяжении 15-20 лет. При этом инвестиции в сложную и дорогостоящую технику должны быть обоснованы экономически. Медучреждения, приносящие убытки, закроются, и в результате на рынке останутся финансово устойчивые игроки с хорошей профессиональной репутацией, привлекательные для пациентов.

Возможность самому сделать выбор медицинского учреждения для обращения за помощью - инициатива для нашей страны новая и с точки зрения пациента, вероятно, более предпочтительная по сравнению с традиционным обращением в клиники согласно району прописки. Однако внедрение новых начинаний редко обходится без шероховатостей, и вполне логично, что без них не обошлось и в данном случае. Все-таки реформирование устоявшейся системы, действовавшей на протяжении столь длительного времени - дело не одного дня и даже не одного месяца, и в процессе функционирования ЕНСЗ предстоит “подчистить” недоработки, выявившиеся на первых порах. Естественно, что новая система вызвала вопросы у тех, кого принято называть потребителями медицинских услуг.

Проблемы этапа становления

Как показали итоги первого квартала, с введением ЕНСЗ действительно возникли некоторые сложности. Так, оказалось, что часть больных не подлежит госпитализации, поскольку их диагнозы не фигурируют в так называемом медико-экономическом протоколе, не был учтен и ряд лечебных методик. Вместе с тем участились случаи, когда пациентов по экстренным показаниям направляют в стационары, хотя на самом деле в этом нет необходимости. В некоторых областях число таких случаев выросло втрое. Правительство заявило о недопустимости таких ситуаций и указало на необходимость по каждому конкретному случаю инициировать проверки, выявлять виноватых, поскольку речь идет о государственных деньгах, а больницы - это не санаторий, в котором может подлечиться любой желающий. Тем не менее появление таких прецедентов наводит на мысль о том, что и новая система не исключает коррупции, а в чем-то даже может стимулировать ее, поскольку больные наверняка захотят попасть к хорошим специалистам, и по возможности не теряя драгоценного времени. Не менее остро стоит кадровый вопрос.

Руководители стационаров и поликлиник, не желающие терять клиентов и заинтересованные в сохранении репутации своего лечебного учреждения, будут заинтересованы в привлечении настоящих профессионалов. В то же время не секрет, что профессиональный уровень многих медиков, работающих в казахстанских клиниках, оставляет желать лучшего, и причины этого зачастую следует искать в системе подготовки молодых специалистов. Сокращение часов, отведенных под практические занятия и как следствие - необходимость доучиваться, а порой и осваивать элементарные практические навыки по месту работы, после получения диплома, стали реальностью врачебной практики, но в этом не вина студентов, которые, может быть, и хотели бы наработать минимальный практический опыт за годы учебы, но не в состоянии этого сделать. Получается, что в новых условиях лечебным учреждениям выгодно формировать профессиональные команды, костяк которых составляют квалифицированные специалисты, но нет смысла принимать на работу вчерашних студентов, прошедших вузовское обучение со всеми его издержками. “Не совсем понятна психология людей, ругающих нас за то, что есть плохие врачи, и при этом не приветствующие меры, направленные на отсечение таких врачей. Медицинских работников необходимо стимулировать, чтобы они поняли, что если хочешь нормально работать и зарабатывать, необходимо обеспечить качество услуг и удовлетворенность пациентов”, - считает г-н Биртанов. И все же хороший специалист, врач по призванию, и, что называется, от бога, заинтересован в постоянном профессиональном совершенствовании, в повышении квалификации, в знакомстве с опытом зарубежных коллег, словом, в том, чтобы его знания соответствовали современным требованиям, и в основе этого интереса далеко не всегда лежит финансовое вознаграждение. Но на устранение недостатков в кадровой политике, корни которых сформировались не сегодня, в любом случае также потребуется время.

(Продолжение в следующем номере)

Автор:
Подготовила Анна ШАТЕРНИКОВА