Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тема: ГКП на ПХВ "Областная детская больница",

Фонд медстрахования: контролировать нельзя верить


31 июля 2017, 08:20 | 1 936 просмотров



В Казахстане не утихают споры по поводу эффективности системы социального медицинского страхования

Эксперт в области здравоохранения, директор департамента Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Серик Танирбергенов ранее рассказал о работе фонда и о том, как будет осуществляться контроль над финансами. Центр прикладных исследований «Талап» (директором является Рахим Ошакбаев) внимательно изучил статью «О „бесконтрольном фонде“ медстрахования» и предоставил свой ответ.

Не обсуждая степень объективности такого эксперта, повторим и дополнительно разъясним свои контраргументы.

1) Мы рады, что сотрудники ФСМС признают тот факт, что 88% доходов фонда — это бюджетные средства, а ФСМС — это еще один внебюджетный фонд.

Финансирование ФСМС из бюджета будет осуществляться через механизм трансфертов:

— в виде взносов государства за граждан, освобожденных от уплаты взносов;

— на возмещение затрат фонда на оплату услуг субъектам здравоохранения за оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов;

— на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

При защите республиканского бюджета в Парламенте РК будет указываться одна большая сумма взносов государства, которая обоснуется количеством граждан. перемноженным на размер взноса.

В итоге парламент не будет иметь возможности оценивать планируемые расходы самого фонда. При этом нам до конца непонятен пошаговый алгоритм расходования средств фонда.

В соответствии с Законом РК «О государственном аудите» счетный комитет осуществляет аудит эффективности планирования и исполнения республиканского бюджета.

«Уплата взносов государства за граждан, освобожденных от уплаты взносов, существенно сужает пространство для аудита, поскольку формально целью данной бюджетной программы (подпрограммы) является полная и своевременная уплата взносов в ФСМС, а не качество здравоохранения в целом.

Дополнительно счетным комитетом оценивается эффективность управления активами субъектов квазигосударственного сектора. Но уже неоднократно отмечалась сложность объективно оценивать работу субъектов квазигоссектора в отличие от бюджетных учреждений:

Вот лишь некоторые заключения из отчета счетного комитета за 2016 год:

· «Отмечается слабый контроль со стороны курирующих центральных государственных органов за подведомственными предприятиями и субъектами квазигосударственного сектора»;

· «Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигосударственного сектора. Такое положение дел не позволяет объективно оценить наличие консолидированных государственных активов страны, осуществлять со стороны государства надлежащий контроль и провести всестороннюю оценку эффективности их управления»;

· «Низкий уровень ответственности за последствия неверного отражения событий в учете и финансовой отчетности, а также при проведении ее аудита, отсутствие четкого подхода к определению уровня существенности, методологические проблемы при проведении оценки активов и применение различных понятий в рамках международных стандартов („справедливая стоимость“ по МСФО и „рыночная стоимость“ МСО) создают проблемы при проведении как аудита финансовой отчетности внешними независимыми аудиторами, так и государственного аудита».

Очевидно, что выведение 1 трлн тенге бюджетных средств во внебюджетный фонд значительно осложнит возможности проведения государственного аудита со стороны счетного комитета.

При сравнении с комитетом оплаты медицинских услуг уважаемый сотрудник ФСМС не учитывает того, что фонд будет иметь 16 филиалов во всех регионах, которые также необходимо контролировать.

По имеющемуся опыту «ветеранов» квазигоссектора, независимый аудит ФСМС не обеспечит его эффективность.

2) Вводимая реформа — это не страхование.

Представители Министерство здравоохранения РК и ФСМС искусно манипулируют понятиями и прикрывают новый налог терминами «солидарность» / «социальное страхование». В таком случае любой налог можно назвать «социальным страхованием», поскольку налоги расходуются на выполнение социальных функций государства.

В ходе дебатов был задан вопрос относительно страхования ответственности автовладельцев. Так вот страхование ГПО автовладельцев — это реальное страхование, где рынок конкурентен, размер страховой премии зависит от группы риска и рассчитывается на основе актуарных расчетов.

Центр «Талап» выступает за «реальное» страхование в здравоохранении и уже начал разработку соответствующей альтернативной концепции.

3) Мы не получили однозначного ответа чем функционал ФСМС будет принципиально отличаться от работы комитета по оплате услуг медицинских услуг с бюджетом 700 млн тенге.

В части сложности учета взносов отмечаем, что по данным бюджетной заявки Министерства здравоохранения РК на услуги по учету и перечислению в ФСМС отчислений работодателей и взносов планируется всего 630 млн тенге.

Отрадно, что работники ФСМС сравнивают себя Uber, по факту еще не начав работу. Но мы искренне не понимаем, почему должны платить за то, что наше «такси» не приедет.

Автор:
kapital.kz