Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СЛАВНЫЙ СЫН ЖАРКЕНТСКОЙ ДОЛИНЫ


7 апреля 2017, 10:50 | 3 630 просмотров



Жизнь вырастает, движется, течет,

Вся в брызгах света, в жженье и броженье,

Лети же вслед за ней, воображенье!

Не кончен путь, не подытожен счет.

Павел Антокольский

В советское время по всей обширной территории Советского Союза гремала слава крупного хозяйства Панфиловского района Казахской ССР – агрофирмы «40 лет Октября», которую возглавлял бессменный председатель, дважды Герой Социалистического Труда, «академик полей» Николай Никитич Головацкий. Агрофирма не имела себе равных по финансовым доходам, объёму и производству высококачественной сеьскохозяйственной продукции. В 1971 году это передовое хозяйство страны было награждено орденом Трудового Красного Знамени и занесено на Всесоюзную доску почёта на ВДНХ СССР и в «Золотую книгу» республики. Сам же руководитель Н. Н. Головацкий был награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и многочислен-ными медалями СССР.

1 …Много воды утекло в двух горных реках – Тышкане и Усеке. Обе обильно питают благодатные земли Жаркентской долины, освоенные руками трудолюбивых детхан.

5 марта 2017 года исполнилось 105 лет со дня рождения Н. Н. Головацкого, человека, чьё имя дорого каждому жителю Жаркентской долины. Его жизнь, любовь и бережное отношение к земле-кормилице, к труду и людям – труженикам полей и ферм стали примером для cотен молодых людей.

И как тут не вспомить недавнее прошлое… Общественность Панфиловского района, сельские труженники торжественно и радушно отмечали 2012 году 100-летие со дня рождения легендарной личости дважды Героя Социалистического Труда Н. Н. Головацкого. Мысленно возвращаясь к тем памятным дням, обязательно на память придут слова самого Николая Никитича, которые он высказал при вручении ему второй медали Героя в 1985 году: «Я благодарен своей стране, я – сын казахской земли. Она мне мать и отец», и вот что примечательно для этого человека, он до конца своей жизни оставался верен этим словам.

Сентябрьский день десятого числа 1983 года выдался по осенним меркам солнечным, обильным на тепло и ярким на природные краски. Во Дворце культуры имени Ильяса Жансугурова областного центра шла подготовка к намеченной во второй половине дня встречи с дорогим гостем – депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК Компартии Казахстана, Героем Социалистического Труда, председателем колхоза «40 лет Октября» Панфиловского района Николаем Никитичем Головацким.

Гость появился как-то неожиданно, как-то вдруг и задолго до начало встречи. Самое удивительное, без пологающегося сопровождения. Отчего-то признав во мне главного распорядителя, Головацкий поздоровался и поинтересовался, много ли приглашено народа, а затем признался, что сбежал от опеки обкомовских чиновников. В непринужденном разговоре уточнил, что это его поведение – естественная реакция человека, который тяготится тем, что его излишне опекают, разве он инвалид или не в своей стране?!

- Меня все чаще одолевает желание остаться в тени, - доверительно признался Николай Никитич с грустинкой в голосе. – Это беда быть известным человеком. Не люблю повышенного внимания к своей особе. Хочу остаться тем, кем я есть на самом деле.

Вот и на вопрос, как он вообще-то относится к традициям, Головацкий рассуждал вслух:

- Я за народные традиции проголосовал бы обеими руками. Но вот в нашем деле – хлеборобском, у полеводов, животноводов и у птичников полезно отказываться от традиций. Спросишь, почему? Если жить старыми, дедовскими канонами много не заработаешь, и результаты могут оказаться куда ниже ожидаемых. Так и запиши, Головацкий за эксперимент, за новшества. Если угодно, то и за смелые, неожиданные, иногда рискованные решения.

Наша полуторачасовая беседа за кулисами сцены Дворца культуры, где с минуты на минуту должна была открыться встреча ветеранов труда и войны, горожанами и учащейся молодежи с прославленным земледельцем и земляком подходила к концу. А завершилась она тем, что Н.Н.Головацкий подарил мне свою книгу «День, равный году», вышедшую вторым изданием в издательстве «Кайнар», поставил на титульном листе размашистый автограф. И тут же узнав, что готовится к открытию очередная областная филателистическая выставка, где на стендах будет рассказано лаконичным языком почтовых марок и про его детище – успехи колхоза «40 лет Октября», любезно согласился подписать пару-тройку почтовых конвертов – ценных сувениров для любого грамотного филателиста. А через минуту-другую было видно, как Головацкий приобразился, готовя себя к появлению в президиуме. Сразу стало ясно, что он – человек строгой дисциплины. Подмигнув, ибо разгадал моё любопытство, сказал: «Что смотришь? Я – здесь олицетворение огромного коллектива или даже целого района». Пожал руку со словами добрых напутствий, бодро, сколько позволяли прожитые годы, шагнул из-за кулис на сцену, залитую светом юпитеров.

Наш гость и земляк подробно рассказывал собравшимся ветеранам партии, труда и войны, трудящимся Талды-Кургана о встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии, в которой он принимал участие, о своём жизненном и трудовом пути, о большом вкладе колхоза, который он возглавляет, в решение Продовольственной программы. Он интересно говорил о перспективах развития сельской экономики Семиречья, о повышении трудовой дисциплины, воспитании подрастающего поколения, о неузнавае-мых измениях в облике сел, в которых живут колхозники. На примере колхоза «40 лет Октября» Николай Никитич сказал, что полностью решена проблема кадров, столь актуальная для многих других хозяйств. Поселок «Молодежный» - так названа новая центральная усадьба хозяйства, - застроен комфортабельными особняками с квартирами в двух уровнях. Николай Никитич заверил собравшихся, что он и в дальнейшем будет трудиться с той же отдачей, что и прежде, несмотря на возраст - 71год!

В завершении встречи председатель Талды-Курганского горисполкома А.Н.Водянов огласил решение горисполкома о присвоении Н.Н.Головацкому звания «Почетный гражданин города Талды-Кургана» и под бурные аплодисменты вручил виновнику торжества свидетельство о решении.

… Минуло еще два года. Объезжая пограничные заставы с лекциями и концертной программой в составе большой делегации от производственных коллективов областного центра, в музее Панфиловского погранотряда наше внимание экскурсовод обратил на стенд с фотографиями защитников южных рубежей страны аж 30-х годов. На небольшом любительском снимке – трое парней в гимнастерках смотрят прямо в объектив.

- Один из них – старшина Головацкий, ныне, - объясняет экскурсовод в зеленой фуражке, - это председатель прославленного хозяйства, чья слава давно перешагнула границы не только нашего района или области, но и республики.

Крупное волевое лицо, широко расставленные глаза, умные и внимательные. Рассказывают, что уже тогда, в молодые годы этот двадцатилетний старшина отличался хваткой, деловитостью перспективного хозяйственника.

Мы, посетители музея, только удивились, кем же больше всего гордятся здесь – пограничником Головацким или председателем колхоза Головац-ким?! И тут же пришли к обоюдному согласию, пограничники гордились и тем, и другим в одном лице - Николаем Никитичем Головацким.

…Пролетели еще годы. Случилось торжественное открытие музея легендарного хозяйственника советского периода, выпавшее аккурат на день 90-летия со дня рождения Н. Н. Головацкого, правда, уже при ином историческом витке, в другом веке и в другой стране.

Однако, сохранившаяся запись той самой первой и не запрограммированной встречи, а затем других последующих, что не давали покоя, будили мысли. О том, что необходимо рассказать, поделиться информацией, которой обладаю, приоткрыть своё восприятие уникальной личности моего современника, ибо он был поистине неординарным человеком, чья непростая судьба вполне тянула как для повести, так и для романа. А еще скажу откровенно, что мой герой настоящий труженник, каких еще поискать. Любовь и преданность земле стали смыслом его жизни. А чтобы воплотить мечту в реальность, он прошел долгий путь от простого пахаря и пастуха до руководителя мощного предприятия – агрофирмы «40 лет Октября». Трудом и только трудом он сделал себе имя, прославил фамилию, которая была на слуху у нескольких поколений, как в Казахстане, так и за его пределами, если угодно – на всем пространстве Содружества Независимых Государств.

2 По документам, которые выправили в детском доме Житомера, он родился 5 марта 1912года. Воспитывался в детском доме, куда попал еще младенцем. Родителей, конечно, не помнил. Не знал, были ли у него братья и сестры. Даже когда в думы прокрадывалась мыслишка, ведь точного места рождения тоже не знал-не ведал. Вдруг оно случилось ни где-то на Украине, а может, как раз в Польше. Всякое возможно. Вот такая выпала ему судьба. И всеже однажды забрезжил лучик надежды, он в этом мире не один, когда вскрывал конверт да читал письмо от далекой и незнакомой женщины. Тоже Головацкой. А та написала, что в детстве потеряла брата. Увы, только он, Николай Никитич не оказался ей братом.

Тяжелая была жизнь в период гражданской войны, а тем более тяжелой она была для воспитанников детского дома. Скудное питание, холод, страх на грани гибели и борьба за выживание. Все это испытывали сироты, собранные под одной крышей человечки разных возрастов и возможностей. Жили дети в комнатах казарменного типа, спали по лвое-трое на одной железной кровати. Сказывалась на детях скудность продовольственных запасов, потому их с восьми лет и старше отсылали в соседние деревни на заработки. Все лето они пасли скот, пахали, сеяли, выполняли домашнюю работу.

С восьми лет Николка был пристроен в подпаски к старому пастуху в хозяйстве кулака. А потом он работал на пашне, присматривал за малышами. И все ради одного - заработать бы кусок хлеба да кое-какую одежонку. Так что с малых лет он познал цену хлеба, не чурался любой работы.

Наконец-то Советская власть одержала полную победу, белые армии были разбиты, наступила пора мирного труда. А тут для юноши грянул один из счастливейших моментов жизни – его шестнадцатилетнего паренька в 1928 году приняли в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Вместе со своими ровесниками его направили в только, что образованную коммуну «Комсомолец».

Зажиточные сельчане всячески припятствовали работе красных коммунаров, совершали разбойные нападения, пытаясь отбить желание у молодежи становиться комсомольцами-добровольцами. В сельхозкоммуне Николая избрали секретарем комсомольской ячейки. Он, как и все, ходил за плугом, боронил, сеял. Работу считал делом первым. Медленно, но коммуна начала подниматься. В одну из ночей засиделся Николка за книжкой, уж и рассвет затеплился. И в этой сонной тишине, как набатный колокол, ударил выстрел. Стреляли в секретаря ячейки да промахнулись, пуля лишь слегка задела ухо. Потом уже, когда разошлись сбежавшиеся коммунары, Николай остался один на один со своими мыслями. «Сколько бы человек не прожил, если доброго людям не сделал, сгинет из памяти он вместе с прахом. Значит, век прожить – не хитрое дело, а вот прожить век делами своими – не каждому дано». Вот тогда-то и поклялся Николай Головацкий для людей жить с горячим сердцем.

В 1931 году его приняли в члены партии большевиков и он работал с еще большим рвением. После реорганизации коммуны его назначили председателем рабочего комитета в МТС.

3 Граница. В 1932 году в их края приехали пограничники набирать добровольцев для службы на заставе, Николай, не задумываясь, подал заявление. Вскоре молодой пограничник был направлен служить в жаркий город Жаркент, что вблизи с китайской границей.

Служба на границе оказалось такой, какой и представлялась она молодому коммунисту Головацкому. Не раз участвовал в поимке контрабандистов, не однажды в него стреляли бандиты, но видать судьба была к нему благосклонной, все увертывался и даже не был ранен. И все бы хорошо, но сильно тосковал он по земле. Видимо по этой причине, в свободное от службы время ему пришла в голову идея, и стал он её горячо продвигать: занялся садоводством. А еще на заставе посеял пшеницу, высадил клумбу цветов, на клочке земли выращивал овощные культуры. Работа на земле приносила ему моральное удовольствие. Его любовь к сельскому хозяйству не прошла мимо внимания командира, тот поручил Николаю организовать на заставе подсобное хозяйство, чтобы перевести питание отряда на продукты собственного производства. И надо сказать, что поручение сержант-земледелец выполнил на «отлично». Не без помощи местных жителей была решена проблема водного полива. Так что в скором времени подсобное хозяйство пограничников стало лучшим во всем пограничном округе.

Однако недолго он «командовал» своим детищем. В 1936 году Головацкого демобилизовали. Хотя он собирался продолжить занятия сельским хозяйством, но его направили возглавлять районный совет Осоавиахима в Жаркенте. И что же, он и на этом участке работы добился заслуженного успеха. Районный Совет Осоавиахима своей деятельностью стал известен не только в области, но и в республике занимал не последнее место.

Два года спустя вызывают Головацкого в Алма-Ату, где сердечную благодарность высказали за верную службу, вручили ценный подарок, а уже потом сообщили, что есть предложение рекомендовать его председателем колхоза «Красный Восток». Стоит ли говорить, как он обрадовался, ведь мечта работать в сельскохозяйственной отрасли никогда не покидала его сердце. Колхоз буквально за короткий период времени выдвинулся в число самых передовых хозяйств по всем показателям.

Большие планы наметил председатель, колхозники одобряли его политику, готовы вместе осуществлять задумки. Но Великая Отечественная война переломало все.

Коммунист Головацкий, как и десятки, сотни мужчин края подал заявление с просьбой отправить его на фронт. Руководство района Н.Н. Головацкого не отпустило, такие кадры как он, были необходимы и в тылу.

4 Шла война. На полях сражений решался один вопрос: кто кого одолеет? Советский Союз Германию или фашистская Германия установит свой диктат над территорией от Балтики до Уральских гор и далее.

Из Жаркентской долины на фронты Великой Отечественной было призвано более 12 тысяч человек, 4317 сложили свои головы за нашу и вашу свободу. Край воспитал и дал стране восемь Героев Советского Союза. До сих пор жива память о жаркенцах, чьё мужество и подвиг высоко оценено родиной, в самом центре Жаркента на аллеи Героев выстроились беломраморные памятники Анисиму Пащенко, Николаю Иванову, Павлу Порасенкову, Хамиту Кобикову, Павлу Хмелеву, Сулхи Лутфуллину, Кожахмету Тышканбаеву и Илье Коротаеву. Слава героям!

Хотя Казахстан за все время войны оставался глубоким тылом, его население от мала до велика ковало победу в неменее героических трудовых буднях. И не было такой семьи, которая бы не внесла хотя бы малую толику труда, сбережений, теплых вещей, продуктов в фонд обороны страны. Вот председатель колхоза «Красный Восток» Николай Головацкий внес в нужды фронта 100 тысяч рублей личных сбережений. Колхозники Аруп Азимбаев и Избасар Карабалаев – по 25-30тысяч рублей. Даже школьники и те собрали 107 185 рублей и адресовали свою помощь сверсникам освобожденных районов.

(Продолжение следует).

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед