Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

НА ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ – III


17 марта 2017, 11:17 | 1 631 просмотр



На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

Жан Лабрюйер

Как тут не вспомнить весенний ажиотаж 1974 года вокруг фильма «Золото Маккенны» (1969), когда билетов на киносеанс было не достать, а кинотеатр «Родина» в Талдыкоргане вмещал не более  500 зрителей. Но скажем чстно, положа руку на сердце, что успеху фильма способствовала удачное сочитание первых панорамных кадров Большого Каньона реки Колорадо в США, парящего над ним грифа стервятника и чудесного голоса, поющего на русском языке песню «Старый гриф». Фильм - типичный американский вестерн про соперничество белых колонистов с индейцами из-за спрятанного в скалах золота, снятый по роману У. Генри. Прекрасный подбор артистов: Грегори Пек, Омар Шериф, Телли Савалас, отличная работа оператора и очередная удача режиссера Джери Ли Томпсона. Но в этом списке есть еще и русская фамилия – закадровую песню «Старый гриф» исполнял Валерий Ободзинский, советский русский эстрадный певец, тенор, заслуженный артист Марийской АССР (1973).

«Птицы не люди и не понять им, что нас вдаль влечет…»

Специально для советского проката поэт Леонид Дербенёв  написал русский текст песни «Old Turkey Buzzard», которую в оригинале исполнял Хосе Филисиано.

По мнению музыкального журналиста Владимира Марочкина главным хитом 1974 года была именно песня «Старый гриф» из американского кинофильма. На долгое время она стала главной в репертуаре исполнителя. Вера Дербенева, жена Л. Дербенева, вспоминала, что Ободзинский жаловался ей, что его постоянно заставляют петь «Старый гриф» на бис по три раза за концерт.

ЛЮБОВЬ МОЯ - ПЕСНЯ, или РАЗГОВОР СО СЧАСТЬЕМ. На скромной белой обложке гибкой пластинки с портретом певца, отпечатанным в зелетоватой краске, читаем: «Валерий Ободзинский - молодой эстрадный певец. Известность пришла к нему сравнительно недавно, и связана она с песней болгарского композитора Д. Карадимчева «Луна на Солнечном берегу». Сегодня это, пожалуй, один из самых популярных и любимых певцов молодежи, концерты которого проходят в переполненных залах. Он - исполнитель яркой своеобразной манеры, и репертуар его состоит в основном из чисто эстрадных песен.

Валерий окончил Одесское музыкальное училище по классу контрабаса и несколько лет играл в эстрадных оркестрах. Впервые как певец он начал выступать в 1964 году в программах Олега Лундстрема. В этом оркестре, отличающемся высокой исполнительской культурой, молодой певец совершенствует свое мастерство, ищет новый репертуар, в котором наиболее ярко проявилось его дарование. В эти годы он начинает выступать по радио, по телевидению, а вскоре состоялся его первый сольный концерт.

Свидетельствует Алла Пугачева, как известно, тоже начинала карьеру певицы в этом же оркестре, а впоследствии они какое-то время работали в одной программе с Валерием:

- Когда выступал Ободзинский, я всегда наблюдала за ним из-за кулис, ловила восхищенные взгляды поклонниц и думала: «Ну ведь ничего особенного, почему же он так популярен?» В ответ буря аплодисментов после очередного шлягера.

Впоследствии певица вспоминала, что вскоре  перестала наблюдать за артистом: стала разглядывать публику. Как-то поймала себя на том, что мысленно заговорила с какой-то теткой в мохеровой кофте с букетом хризантем. «Ну что ты на него так уставилась? Он уже десять лет поет, не надоел тебе еще? Вот я сейчас буду – ты меня послушай. Можешь даже цветы не дарить. Ой, ни черта ты не понимаешь…»

С тех пор Ободзинский много гастролировал в нашей стране и за рубежом, куда он не раз выезжал на гастроли в программах наших эстрадных коллективов.

Итак, в 1960-х - 1970-х годах  В. Ободзинский - известный эстрадный певец в СССР, который мог соперничать по популярности разве только с Муслимом Магомаевым. Это был первый исполнитель шлягеров: «Восточная песня» (Д.Тухманов – О. Гаджикасимов), «Колдовство» (А. Флярковский – Л. Дербенёв), «Играет орган» (Д. Тухманов – М. Пляцковский), «Вечная весна» (Д. Тухманов – И. Шеферан), «Мираж» (А. Зацепин - Л. Дербенёв), «Твой день» (С. Касторский – В. Гин), «Первое апреля» (В. Мигуля – И. Шаферан) и многие другие. Слава Ободзинского гремела на весь Союз. Буквально каждая исполненная им песня становилась шлягером. Страна пела «Неотправленное письмо», «Дистопад», «Белые крылья» и настоящий «суперблокбастер» - «Эти глаза напротив» музыка Давида Тухманова на слова Т. Сашко

Только вот судьба самого исполнителя Валерия Влади́мировича Ободзи́нского, певческая и человеческая, удивительна и трагична.

Валерий Ободзинский родился 24 января 1942 года в семье поляка Владимира Ивановича Ободзинского и украинки Евгении Викторовны Казаненко в Одессе, на улице Петра Великого, когда город был оккупирован немцами и румынами. Родители мальчика ушли на фронт, поэтому маленького Валеру воспитывала бабушка Домна Кузьминична, работавшая дворником. Его дядя, который был всего на два года старше Валерия, украл как-то у раззявы оккупанта колбасу, чем вызвал сильнейший гнев немца. Тот едва не пристрелил обоих мальчишек. От смерти их спасла подоспевшая бабушка. Она бросилась в ноги к немцу и буквально стала целовать его сапоги, вымаливая прощение.

В 1949 году Валера пошёл в школу. Беседуя с корреспондентом газеты «Успех» Сафой Эфендиевой зрелый Ободзинский вспоминал:

- Мне было 13 лет. Я пел на пляже, а мои приятели чистили карманы отдыхающих. Тогда же попробывал первую рюмку водки. Пел и пил напропалую. Через четыре года допился до белой горячки, лечился от неё, бросил пить в 1961 году – на 15 лет…

После школы Ободзинский сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, а также непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели.

В 1959 году 17-летний Валерий снялся в эпизоде художественного фильма «Черноморочка», когда на съёмочную площадку его привели прямо с улицы. В фильме он исполнил роль музыканта джазового оркестра.

В 1961 году произошло знакомство с Нелей Кучкильдиной, дочерью капитана теплохода «Азербайджан». Она стала женой Валерия и родила ему двух девочек - Анжелику и Валерию.

Началом его профессиональной карьеры стала Костромская филармония. Затем он работал массовиком на теплоходе «Адмирал  Нахимов». После этого местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем - и всю Россию. После Томской филармонии вновь вернулся в Костромскую филармонию, на этот раз солистом.

Во время одних из гастролей за рубежом Ободзинский познакомился с популярной в те годы болгарской певицей Лили Ивановой, а та в свою очередь, познакомила Валерия с композитором Б. Карадимчевым (30.03. 1933 - 12.04.2014). Борис подарил советскому артисту свою песню «Луна на солнечном берегу», и по просьбе Валерия  О. Гаджикасимов написал русский текст песни.

В 1964 году Ободзинский исполнил эту песню на  Международном музыкальном фестивале песни в Сопоте (Польша). Это исполнение принесло большой успех, не только певцу, но и авторам песни. Первые пластинки Валерия Ободзинского вышли в 1966 году - сольный миньон «Валерий Ободзинский» с двумя песнями и 7 сборных альбомов («В. Ободзинский; Эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема», «Музыкальный калейдоскоп (7-я серия)», «Эстрадный оркестр под управлением О. Лундстрема», «Эстрадные песни», «Лирические песни»  и «Песни советских композиторов»).

Ободзинский все чаще начинает выступать по радио, по телевидению, а вскоре состоялся и его первый сольный концерт.

За каких-то три года он сформировался как эстрадный певец. С 1967 года он начал сольную карьеру, приняв предложение от Донецкой филармонии, и первые же гастроли по городам Урала и Сибири показали, что этот артист имеет яркую индивидуальность, его голос нельзя было спутать с кем-то другим из артистов на советской эстраде. Двухмесячное гастрольное турне по маршруту Омск-Красноярск-Томск-Хабаровск-Владивосток, где концерты проходили с неизменным успехом, показали, что у Валерия Ободзинского появились горячие поклонники, и особенно поклонницы.

Исполнив на новогоднем «Голубом огоньке» «Восточную песню» на музыку тогда еще молодого композитора Давида Тухманова и на слова  О.Хаджикасимова певец Валерий Ободзинский проснулся знаменитым на всю великую страну.

А затем страна запела «Льет ли теплый дождь», девочки в городах и весях переписывали слова в заветные тетрадки и блокнотики, на всех вечерах художественной самодеятельности, в ресторанах звучала мелодия, полная страсти. Что тут говорить, популярность Ободзинского превзошла даже славу, признанных артистов Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Вадима Мулермана и Юрия Гуляева.

Павел Шахнарович рассказывал, что единственным конкурентом Ободзинского по сборам был в те времена  Муслим Магомаев. Но у него, к примеру, 8 концертов в Запорожье давали за семь дней 89% заполняемости зала, а Ободзинский давал 14 концертов за 10 дней при полных аншлагах (приходилось продавать даже «входные»). Из города в город вслед за своим кумиром кочевали поклонницы.

«Слушай, - говорил Ободзинский – я от этих девок устал уже. Но ведь жалко их. У них и денег на билеты нет. Ты уж их посади».

Как ни странно, музыкальный образ пылкого любовника был абсолютной противоположностью внешности самого артиста. Валерий был невысокого роста, поэтому всегда носил обувь на толстой подошве и высоких каблуках, курносый и совсем не красавец. Вся прелесть была в его голосе: он очаровывал и западал в душу навсегда. За голос ему прощали все.

«Я пою открытым голосом, - признвался Валерий Владимирович. – Все западные певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы…»

Но рост популярности привёл и к росту критики в официальных изданиях. Нередко Ободзинского вырезали из концертов и записи «Новогодних огоньков».

В 1973-1977 годы  он сотрудничает с ВИА «Верные друзья».

Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. Ободзинский серьёзно не учился пению, по существу он самородок, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём и слухом.

(Продолжение следует)

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк