Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДА


17 февраля 2017, 03:41 | 2 638 просмотров



Кто не знает своего народа, тот не может быть бием.

Казахская пословица

В многовековую историю великого кочевого народа казахской степи золотыми буквами вписаны имена  прославленных людей, которые в разные времена своими благими делами оставили глубокий след в народной памяти. Имена этих легендарных личностей составляют сокровищницу духовного наследия, оставленного нам выдающимися пращюрами.

За пять веков войн и годы джунгарского нашествия земля предков – Великая степь узнала имена сотен патриотов, своих истинных сынов, успешно отражавших натиски врага, отстоявших исторические границы Казахстана. Одним из таких легендарных героев был  Святой Ескельды бий, батыр – сын Жанкельды.

Ескельды би Жылгелдиулы (1692-1780), по другим источникам даты жизни 1701-1781гг. - бий, оратор, полководец, предводитель из рода Жалайыр, внук Толе би. Ескельды би родился в ауле, расположенном между реками Или и Каратал в Алматинской области.

Дед моего героя, Жангаулы являлся современником выдающегося государственного деятеля Казахского ханства Толе би Алибек-улы, не только дружил с ним, но и с целью закрепления их дружбы предложил женить своего сына Жылкельды на его младшей дочери Уланбике.

Предание гласит: «Дочь известного бия Толе Уланбике, ожидавшая ребенка, попросила у отца голову быка тигровой масти, которого она заприметила в стадах своего родителя. Толе ничего не жалел для любимой дочери. «Вероятно, следующий внук у меня будет батыром», - подумал он, исполняя прихоть Уланбике. «Когда поставят голову быка на стол, обратите внимание, с чего начнет трапезу дочь», - наставлял он жигитов, которые повели быка в аул сватов.

Говорят, Уланбике первым делом съела мясо в области затылка, а затем полакомилась небом и языком. Когда Толе би услышал об этом, то предсказал: «Мой внук будет не только батыр - предводитель войска, но и бий, к словам которого будет прислушиваться народ».

Имя своему внуку Толе би дал сам – Ескельды, чтобы оно не сходило с уст народа.

С детства Ескельды поражал всех своей физической силой и недюжинным умом. Однажды он подошел к юрте аксакалов, которые третий день держали совет, и сказал: «Почтенные! Наши предки говорили: «Не пустословьте! Что вы обсуждаете и почему не можете придти к согласию? Может быть, я смогу вам помочь?»

Удивленные аксакалы поведали мальчику о том, что от калмыцкого хана прибыл гонец и предупредил, чтобы казахи не пасли больше своих жеребцов у калмыцких кочевий. От их ржания кобылицы калмыков выкинули своих жеребят, и теперь стада не увеличиваются. За это казахи должны выплатить дань. Тогда Ескельды сказал: «Аксакалы, посадите меня на верблюда, дайте бородатого козла, лук со стрелами и доверьте решение этого вопроса». Сказано – сделано. Когда Ескельды приблизился к кочевьям калмыков, он только и успевал стрелять, поражая стрелами собак, выскочивших ему навстречу. Калмыки удивленные и раздосадованные, схватили мальчика и привели его к хану. «Откуда ты, бродяга?» - спросил хан. «Я казах, приехал к тебе по делу. Хочу договориться о цене ваших жеребят», - как ни в чем не бывало, отвечал Ескельды. «Неужели у вашего народа не было посла посолиднее, ты ведь от земли вершок?» - рассмеялся хан. «Что ж, если вас интересуют размеры, то разговаривайте с верблюдом, стоящим позади вас!» - сказал Ескельды. «Неужели у вас перевелись мудрые аксакалы!» - не унимался калмыкский хан. «Если вам хочется поговорить с бородатым, то вот - побеседуйте с козлом!» - смело отвечал Ескельды. Чувствуя поражение в словесной перепалке, хан вскричал: «Эй, глупец! Зачем же ты перестрелял наших собак?» - «Однажды ночью к нам в аул нагрянули волки и перерезали весь скот. Сколько мы не звали собак, ни наши, ни ваши псы не пришли на помощь. Так что я вам помог избежать напасти, постигшей нас», - ответил Ескельды. «Эй, недоумок, ты сам понимаешь, о чем говоришь? Разве могут ваши крики донестись до нас?» - «Хорошо, хан, если крик из нашего аула не доходит до вашего, то разве может дойти ржание пасущихся жеребцов? Если да, то разве могут испугаться ваши лошади?»

Признав свое поражение, калмыкский хан отпустил мальчика со словами: «Ты умный и находчивый парень – драгоценный камень своей земли – береги свой дар!»

Нет недостатка в легендах и преданиях о раннем признании умственных способностей Ескельды. Одну из таких историй пересказывал некогда  Жунусбекулы (1903-1987):

«Вторым любимым  развлечением Ескельды была игра в асыки. В этой игре он достиг совершенства и никогда не проигрывал, так как  рука у него была твердой, и сам он был хладнокровен. Он был таким игроком, что мог кидать асыки в темноте. Однажды у реки остановился аул какого-то бая. И место, где ребята всегда купались и играли в асыки, было занято. Дети хотели было  все равно играть на этом месте, но бай прогнал их. Конь под баем был горячий и еще не совсем объезженный. И вот Ескельды, неожиданно перевернувшись и став на руки, стал ходить на руках. Конь испугался, и богатая меховая шапка с головы бая  упала под ноги скакуна. Конь, испугавшись еще  больше, умчался  прочь, сбросив на землю  седока. Бай вскоре лишился дара речи. Аул бая послал людей в аул, где  жил Ескельды, с требованием возмещения ущерба. Прошло несколько дней, однако решение вопроса затягивалось. Тогда семилетний Ескельды сам пришел к аксакалам и сказал:

- Дайте мне возможность решить этот вопрос.

Аксакалы, удивленно переглянувшись, сказали:

- Не суди о человеке по возрасту, если ум его равен уму старика.

Затем они вывели его на середину. Ескельды сказал:

- Аксакалы! Надо постараться найти лучший выход. В этом деле есть четыре виновника: малыш, который играл, бай, прогнавший его, лошадь, испугавшаяся и сбросившая бая, и наконец, шапка, упавшая под ноги коня. Так что выкуп  - сто лошадей – надо разделить на всех четырех.

Народ счел это решение справедливым, на чем и остановился. Так впервые люди увидели ум и  мудрость юного Ескельды.

Согласно  преданиям Ескельды бий вырос в многдетной семье, где был последним ребенком, которого, как принято во все времена, родители баловали. Но Ескельды рос настоящим джигитом, смелым и мужественным, не зря  мудрые люди прочили ему славу великого батыра.

Согласно рассказам Бакбергена Сулейменулы, нынешнего смотрителя мавзолея Ескельды би, он был родоправителем у жалайыров (сиырши) с двенадцати лет и до 88 лет. Имя его отца – Жылкельды, а деда – Жангаулы, батыра, которого похоронили в мавзолее Ахмеда Яссауи в Туркестане.

Ескельды би вместе с Балпык би, Кабылисой жирау, батыром Ораком привели племя  жалайыров, скитавшихся вдоль рек Сырдарьи и Шу, на освобожденные от джунгар территории Жетысу в район рек Каратал, Или и Коксу, где двенадцать родов жалайыров обосновались. Осматривая земли  от  Или  до Балхаша, в присутствии Балпыка, предсказателя Когыла и поэта Кабылисы, Ескельды воскликнул:

- Этот райский уголок станет кормильцем вдов и сирот. Здесь будет жить мой народ – богатств  этого края хватит на всех!

На своем скакуне он вошел в русло Каратала, и это место с той поры называется «Переправа Ескельды».

Не однажды за советом к Ескельды обращался Абылай-хан, который был моложе бия на 19 лет.

Вот что рассказывал аксакал Нуржигит:

«Абылай-хан часто ссорился и воевал с калмыкским ханом Калданом. И надо сказать, очень часто побеждал. Однажды калмыки выставили боль-шое войско с вполне определенными намерениями. Узнав об этом, Абылай хан призадумался и даже немного испугался. Собрав аксакалов, он спросил:

- Что будем делать? Помогите советом.

Тогда один мудрый аксакал произнес:

- В таких случаях один умный человек равен тысячи. Здесь рядом живет бий и батыр Старшего жуза Ескельды. Думаю, надо обратиться к нему за советом, чтобы не погибнуть.

Следуя совету бия и батыра, две сотни джигитов окружными путями  через перевалы добрались до вражеского лагеря и неожиданным наскоком  захватили большой караван с продовольствием. Затем, они под видом караванщиков, вошли в лагерь джунгар и разгромили его наголову.

Судя по легендам, дошедшим до нас, Абылай-хан не раз посылал Ескельды во главе посольства с дипломатической миссией.

Так сохранилась история о том, как Ескельды бий вел переговоры с Галдан-Цэреном, и получил от калмыцкого хана его дочь в знак примирения. При этом, Ескельды би со словами, «что лишь безумный нарушает традиции предков» уступает красавицу хану Абылаю.

«Война была долгой и затяжной, и чтобы получить хоть какую-то передышку, хан Абылай послал к хану Калдану посольство во главе с Ескельды. По прибытии казахи не мешкая, предстали перед ханом. Хан сказал:

- Говори!

- Я хочу сказать вот о чем. По словам наших отцов и дедов казахи и калмыки всегда были родственными народами. И этому есть множество подтверждений. Давайте будем жить в мире,  и пусть в честь этого события ваша девушка будет выдана замуж за нашего джигита, или наоборот.

Тогда Калдан хан сказал:

- Приятны слова твои для нашего слуха. И если выдавать девушку замуж, то за тебя!

Ескельды сказал в ответ:

- Посол не может выступать впереди того, кто послал его, впереди своего хана. Нельзя нарушать традиции. Абылай – и хан наш, и аксакал. А значит, девушка – его».

Той девушкой, которую выдали замуж по велению Калдана, была Кандай. Именно от неё родился будущий Касым-хан Великий.

По утверждению историков, с 1219 года, когда пал Отрар, и до 1723 года – время великого бедствия «Актабан шубырынды» (период нашествия джунгар), казахский народ жил без войн не более четырнадцати лет. Самой заветной мечтой сыновей было скорее подрасти, чтобы защищать степи от вероломных нападений, прославить свой род подвигами на поле брани.

Будучи выходцем из рода сиыршы племени жалайыров Ескелды би во времена джунгарского нашествия объединил таких батыров как Турлыбет Бекенулы, Жайнак, Татыбай Мерген, Малтабар, Кулжан и героически проявил себя в кровавых битвах с захватчиками.

Ему было тридцать с небольшим лет, когда он возглавил народную дружину и вместе с Балпык би они разгромили джунгар в низовьях реки Или, а затем гнали их через Каратальскую долину до Джунгарских ворот.

По более конкретным данным, Балпык, Ескельды, Орак батыр, возглавив войско жалайыров при Аныракайской битве (1730), топили калмыков в реке Или. Основные вражеские силы бежали в сторону Талдыкоргана, отдельная их часть, желая остаться незамеченной, бежала в сторону от прямой дороги, в отдаленные районы рек Или, озера Балхаш, Камау. Великие полководцы - хан Младшего жуза Абылхайыр, Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Жаныс Отеген, Албан Райымбек гнали калмыков на восток, а разгромить врага, оставшихся в тылу, поручили видимо Ескельды би, Балпыку би, Орак батыру.

В народе много преданий, рассказов о славных походах, проведенных ими от Капчагая до Балхаша. И сейчас еще сохранилось название «Три Калмыка», так называется красивое плодородное место возле озера Балхаш, где вливаются реки Или, Жидели. По-видимому, эти трое по своей воле были на службе у жалайыров, и эта земля, возможно, была им подарена.

Позже войска жалайыров под началом Ескельды бия, участвуя в битвах на Аныракае, Аягозе, Таскескене, Балдырганды, Кызкулаган, Жолбарыс внесли свой вклад в освобождение казахской земли от врагов. Затем во главе с Кабанбай батыром они после жестокой сечи очистили землю Жетысу от всех завоевателей.

В народе живо предание о последнем поединке Ескельды, который характеризует его как неустрашимого батыра. Когда территории Среднего жуза уже были ограждены от посягательства джунгар, то земли Старшего жуза, в том числе и рода жалайыр, откуда родом Ескельды, еще подвергались нападениям. И вот джунгарские и казахские войска столкнулись в очередной раз. На середину поля вышел известный ноян Шажа с рогами быка на голове и с кличем «Жекпе-жек», что означает один на один. Из казахов никто не решался выйти против прославленного воина. Вызов принял Ескельды. Он одним ударом шокпара сразил противника. Войско после потери своего лучшего бойца, сдалось без боя. Тогда Ескельды сказал: «Воины, возвращайтесь на свою родину, а батыра Шажу похороните здесь, Он смелый, мужественный, достойный сын своего народа. Поэтому казахи будут его помнить… и в его честь назовут эти гору и реку».

Перед смертью Святой Ескельды бий сказал: «Я буду помогать тому, кто помнит меня. Дух мой поддержит его в трудную минуту». Эти замечательные слова дошли до нас через века.

По словам Бакбергена Сулейменулы, смотрителя мавзолея Ескельды би, Святой  батыр и бий умер возле горы Теке, реки Шырша. При жизни он дал указание завернуть его в белый войлок и навьючить тело на белого верблюда и там, где тот остановится, его захоронить. Белый верблюд остановился возле реки Каратал в местечке Кызыл-жар, поэтому именно здесь в Каратальском районе находится могила Ескельды би.

Приурачивая к 300-летию со дня рождения Ескельды, в целях увековечивания памяти  прославленного батыра, мудреца и бия, в 1992 году был сооружен мавзолей на месте захоронения национального героя, в Каратальской долине, неподалеку от трассы Уштобе - Талдыкорган на её 15-километровом участке. Возведение мавзолея осуществлялось по проекту уштобинского архитектора Аркадия Нама, который наиболее полно воплотил в себе не только национальные традиции казахского народа, но и образно соеденил две исторические эпохи – прошлую и настояшую. Мавзолей, отделанн мозаичным орнаментом, художественной росписью и мрамором, выглядит внушительно и красиво. Он построен на народные пожертвования, по тем временам это была приличная сумма – около двух миллионов рублей. Начальниками строительства были К.Акылбаев и В.Банит. А тот факт, что мавзолей был возведен в короткий срок и что он стал своеобразным символом дружбы и единства людей разных национальностей и из разных трудовых коллективов, убедительное доказательство, что люди, живущие на казахской земле чтят память героев, проявивших мужество и отвагу во имя Родины. Примеры высокого мастерства показали работники уштобинского ПМК-48, ДМСУ-41, базы комплектации и райавтодора, промпредприятий и совхозов. Большую заботу о содержании памятника проявил прямой шестой потомок Ескельды би, академик Е.Ергожин.

В настоящее время смотритель мавзолея Б. Сулейменулы является седьмым потомком святого Ескельды би, а вот А. Онгаров, смотритель мавзолея Балпык би, восьмым потомком прославленного предка.

Множество крылатых выражений Ескельды би отразились в сказаниях Бактыбая Жолбарысулы, Сары Тастанбеккызы. Героические подвиги и предводительство Ескельды нашли отражение в произведениях народного поэта Казахстана Калка Жапсарбаева «Оракты-батыр» и на страницах двух томного романа «Кызыл Жолбарыс» Узакбая Доспанбетова. Писатель и журналист К. Караман, автор монографии «Карасакал Ерiмбет», ряда книг, в том числе о святом Карымбае, поведал историю о переносе участка канала оросительной системы Каратальского района в сторону от могилы Ескельды бия  в 40-х годах ХХ века по ходатайству местных аксакалов. Писатель Ораз  Исмаилулы выпустил брощюру, в честь трехсотлетия батыра.

Следует отметить, что до 1929 года Талдыкорганский район Алматинской области назывался именем Ескельды бия. Но только в 2000 году указом Президента РК этому району вернули прежнее название.

В Каратальском районе создан и функционирует музей Балпык би и Ескельды би, материалы для которого любезно предоставил потомок последнего Нурсагит Албиланулы.

В областном центре улица Черкасская была переименована в улицу Ескельды би. В 2006 году, в канун праздника Независимости в областном центре Алматинской области торжественно открыт монумент «Уш бэйтерек» с фигурами Ескельды, Балпыка, Кабылисы - ярчайшее свидетельство глубокого уважения к выдающимся сынам казахского народа, к прошлому, признание настоящего и залог будущего. Автором композиции стал известный скульптор республики Ж. Молдабаев. Эскизами благоустройства территории вокруг памятника занимался Нурбакыт Койшибеков, продолжал Каби  Бауылыков – президент Союза архитекторов Алматинской области. Все трое воплотили в жизнь задуманное. В основание монумента были заложены капсулы с землей с могил знаменитых предков.

Аруак колдасын! – Да хранит нас дух Святого предка! Береги покой нашей священной земли, даруй нам радость и счастье! Пусть на просторах нашего государства не будет войн и слез.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед