Космический перекус!

10 февраля 2017, 03:59 | 1 866 просмотров

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: что едят люди, когда прибывают в космосе? Сказать, «ну, наверное, берут с собой, много полезной еды», - означает, что вас вряд ли вообще когда-то интересовали астронавты и вся эта космическая канитель. Размышляя над этим вопросом и будучи так же не осведомленными, мы обнаружили огромное количество интереснейших фактов, которыми обязаны, поделится с нашими читателями.

Пожалуй, для начала надо рассказать, о том, как вообще человек чувствует себя в космосе. Как он чувствует себя внутри космического корабля, и вне его? А если задуматься еще и над вопросом: что будет, если человек вообще просто так возьмет и выйдет в открытый космос без скафандра, то  здесь можно узнать немало жутко (в прямом смысле этого слова) интересного.

Например, распространенный миф о том, что при попадании в открытый космос человек мгновенно замерзнет, потеряет сознание, а спустя несколько минут попросту взорвется, ученные все-таки оспорили. Вместо всего вышеперечисленного, они выдвинули более лояльную теорию, сказав: что у человека без скафандра в открытом космосе просто настанет смерть от недостатка кислорода. Однако не тут-то было, вся лояльность данной теории мигом улетучилась от последующего словосочетания "если не произойдет взрывная декомпрессия", а это как выясняется - резкое падение давления. Да такое падение, что подвергаясь ему у человека со всех имеющихся слизистых оболочек организма (язык, глаза, лёгкие) начнёт быстро испаряться вода, в какой-то момент он потеряет сознание из-за нехватки кислорода и смерть может наступить примерно через 1-2 минуты от того, что кровь в организме просто напросто закипит. К огромному счастью, в практике космических полетов, еще не было не единого случая, доказывающего истинность данной  теории. В целом,  ученные НАСА заверили всех, что если не задерживать дыхание, то 30-60 секунд пребывания в открытом космосе ни у кого не вызовут каких-либо необратимых последствий. Но, выскакивать в открытый космос так сказать "в чем мать родила" они все, же не советуют! И если вы космонавт и уж совсем заскучали от тоски, то вы вполне можете утешить себя скромной, но довольно интересной космической кухней.

Что же едят космонавты?

Как известно, космонавты это люди, которые должны иметь безупречное здоровье! Но само пребывание в космосе длительное время наносит человеческому организму немалый вред. Именно поэтому очень важное место в поддержке здоровья космоизучателей, занимает правильно сбалансированное питание. А балансируют и готовят такую еду не иначе как на Земле, уделяя внимание каждому продукту, который намерен улететь в космос! В то же время космоповора должны создавать такие блюда, которые будет легко и безопасно хранить и употреблять при условиях низкой гравитации пилотируемых космических кораблей.

То, что касается гравитации, то первым и, пожалуй, самым основным правилом на космическом корабле, является правило "не пророни ни крошки". Звучит все это довольно забавно, на самом деле весьма серьезная вещь. Ведь если частички еды, будь то хлеб или, к примеру, печенье разлетятся по кораблю, то есть риск того, что они попадут в легкие членов экипажа или же застрянут в приборах, что может привести к  сбою его работы или даже поломке.  Поэтому хлеб для космонавтов пекут специальный, который не крошится. И производится он не большими специально упакованными кусочками.

Остальная еда в большинстве упаковывается в специальные тюбики,  жестяные банки или пакеты из различных полимерных материалов и имеет обычно пюреобразную консистенцию, напоминающую скорее детское питание, чем то, чем можно было бы покормить, «здоровенного космического мужчину». Однако гравитация и неописуемое давление говорит нам:  будьте добры соглашаться на то, что есть! На самом деле, космическая еда, неприятна только с виду, а в действительности, при ее изготовлении, несмотря на множество стадий обработки, повара стараются сохранить вкус, которым могли бы насладиться астронавты, с ностальгией вспоминая родную планету, свой уютный дом наполненный живыми ароматами самых различных вкусностей.

Но, если дома мы можем с легкостью употреблять, любые блюда и за упоительным пережевыванием даже не вспоминаем о таком понятии как - калории, то здесь калорийность и питательность еды, обязательно подсчитывается с точностью. Ведь если в день космонавт не будет получать необходимую долю калорий, то его организму может грозить серьезная опасность.  Учеными высчитано, что для поддержания необходимой формы и здорового образа жизни в полете женщины должны потреблять не менее 2800 килокалорий, а мужчины – 3200. В космосе принятие пищи необходимо производить 4 раза в сутки, а интервал между ними должен составлять не менее пяти часов. Кроме того, в составе продуктов для ежедневного питания обязательно должно быть: 300 гр углеводов; 100 гр белка;118 гр жиров,  а так же необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

Вся космическая еда проходит предварительную обработку для удаления различных микробов и прочих вредных веществ. Вся упакованная пища,  стерилизована с помощью облучения! Пищу, которая должна быть подвергнута сублимации вымораживанием, подвергают сначала кулинарной обработке, после этого ее быстро замораживают в жидком газе. Для тех кто, как и мы не знал, что такое сублимация Википедия дает такое разъяснение: «сублимация - это способ консервирования продуктов путём быстрого и полного удаления влаги». Согласитесь, звучит довольно не аппетитно! Но ничего! Китайцы, например, на подобной сублимации зарабатывают не малые деньги. Продавая высушенную еду, которую просто нужно провести через обратный процесс путем добавления жидкости и разогрева.

Для тех, кто сразу же представил привычные высушенную китайскую лапшу и пожалел бедных космонавтов, отметим, что не все так уж и плохо!  Жалеть можно было первых «летунов» начиная с нашего знаменитого  Юрия Гагарина, вот их рацион был очень скудным!  В его состав входили только несколько видов пресных жидкостей и паст. И аппетитным была только надпись на тюбике: «Борщ» или «Мясо».

Набор продуктов для современных космонавтов разнообразный и различия с обычной земной едой незначительные. Например,  мясо с различными добавками, мясо с овощами, крупы, соки, супы, некоторые разновидности сыра.

С каждым годом данная область стала привлекать к себе пристальное внимание определенных ученных и кулинаров. Для этого создаются специальные отделы. И если раньше такие отделы волновал только один вопрос: как же приблизить земную еду, к космической, то сегодня все с точностью наоборот. Каждый специалист предлагает свои идеи для того, чтобы их коллеги в космосе могли максимально и комфортно перекусывать, не ущемляя при этом вкусовые права своего организма. Кстати о вкусовых ощущениях, сообщается от самих космонавтов, что за пределами земной орбиты что-то необычное происходит с вкусовыми качествами, у некоторых они меняются кардинально. Соленое может казаться кислым, нелюбимое блюдо - любимым. Однако за изучение данного процесса люди пока еще не брались. Еще бы! У них ведь там целый неизведанный галактический мир! Но поблагодарить своих коллег, старательно работающих на земле, за то, что сегодня они могут, смело прихватить с собой  настоящие: котлеты, сэндвичи, жареное мясо, индейку в соусе, бифштекс, свежие фрукты и даже  шоколадные пирожные – все, же стоит!

Питье в космосе так же подвержено тщательному вниманию. Для питья придуманы специальные стаканы, из которых космонавты высасывают жидкость. Мечтать о распитии из обыкновенных чайных чашечек и мечтать не стоит. С них в космосе все будет просто-напросто выпадать, и плавать по пространству корабля.  К слову, ловить ртом разлетевшуюся по частичкам воду, является любимым занятием заскучавших космонавтов.

Повседневное меню рассчитывается на восемь дней, то есть оно повторяется каждые последующие восемь дней.

Есть в космической кухне небольшие  ограничения, которые касаются пищи, вызывающей не всегда приятные реакции желудочно-кишечного тракта. И здесь надо вспомнить, что воздух в корабле дорогого стоит, и не может очищаться автоматически спустя несколько секунд. Это целый процесс. Единственное исключение для космонавтов это их день рождения.  Именно в эти дни им как маленьким детям,  разрешается, есть все! Удивительно, но человек такое создание, что умудрится пировать даже в безпросветной нескончаемой космической мгле, которая по сути его к себе в гости даже и не приглашала!

О самом интересном из науки и культуры читайте в следующих номерах нашей газеты, в рубрике «Пресс-интересс».

Айгерим ТУРГАНБАЕВА