Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ТАМ «ЗА РЕЧКОЙ» БРОДЯТ ТЕНИ


10 февраля 2017, 03:57 | 3 246 просмотров



Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Аристотель

Двадцать восемь лет назад, 15 февраля 1989 года, территорию Афганистана покинул последний солдат Советской Армии. Живя в мирное время, большинство представителей молодого поколения не до конца представляет и понимает, как тяжело достался этот мир людям, воевавшим за него. Речь идет о 620 тысячах парней, побывавших за рекой Пяндж, среди которых было 22 тысячи казахстанцев.

Если по большому счету, то язык не поворачивается называть ту войну – «афганскими событиями», хотя в современной литературе нет-нет да проскальзнет этот  несуразный термин. Это была проклятая война и у людей, переживших её свой взгляд на многие вещи прошлого. Одно остается неизменным – воспоминания о пережитом времени начала восьмидесятых и о друзьях-товарищах, современниках, которых не досчитались на поверках.

23 февраля 2017 года исполнилось бы 54 года со дня рождения выпускника талдыкорганской сш № 2 имени В. И. Ленина, а также выпускника Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И. С. Конева 1984 года выпуска Героя Советского Союза (посмертно) лейтенанта Андрея Евгеньевича Шахворостова. Благодаря инициативе ветеранов афганской войны, проживающих в Талдыкоргане, 16 февраля 2015 года на стене в школе сш № 2 установлена мемориальная доска, посвященная герою.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ. Андрей родился 23 февраля 1963 года в многодетной рабочей семье Евгения Ивановича и Зинаиды Клементьевны Шахворостовых. И уже то, что день рождения Андрея совпал с праздником Советской Армии и Военно-Морского Флота, стало настолько символичным, что с детства у мальчика зародилась мечта обязательно получить специальность профессионального военного. А коль ориентиры обозначены, то и вся дальнейшая его жизнь была так или иначе связана с армией. Тому и  пример старшего брата Евгения – суворовца, а затем курсанта Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища (АВКОУ) всилял  осознанное понимание стать офицером армии.

Если воспользоваться воспоминаниями школьных педагогов и одноклассников Андрея, то вырисовывается образ целеустремленного юноши, который отличался от многих своих сверстников невероятным трудолюбием, упортством в учебе, в занятиях спортом. Неслучайно после окончания восьмого класса он решился на свой первый самостоятельный шаг – поехал поступать Калининское суворовское училище, которое в этом же   1978 году успешно закончил старший брат Женя. Но попытка сдачи  вступительных экзаменов в СВУ закончилась тем, что Андрей не набрал нужного количества баллов. Эта неудача стала для  талдыкурганского юноши хорошим уроком и своеобразной закалкой характера. «Значит, где-то я сам что-то не доучил, где-то есть у меня пробелы в знаниях, во всяком случае, есть еще два года, за которые можно наверстать упущенное», - так примерно размышлял он, возвращаясь к родителям в Талдыкорган.

В июле 1980 года Андрей Шахворостов, выпускник средней школы № 2 им. В. И. Ленина, нисколько не изменея своей мечте, успешно сдаёт конкурсные вступительные экзамены и зачисляется на первый курс, становясь курсантом АВОКУ. Он учиться в 4-м взводе 7-й роты 4-го батальона курсантов.

С первых дней учебы он поражал своих командиров неиссякаемой энергией, которую направлял  то на увлечение фотографией и военной историей, то на занятия спортом и изучение основ этикета, то на овладения иностранным языком и современных течений в литературе. По всему было видно, что курсанту Шахворостову тесно в рамках программы курса обучения. Будучи на третьем курсе он вполне убедительно доказывал, что  обладает знаниями значительно большими положенного. Сослуживцы и друзья  знали, что его полевая сумка – это кладезь того, что он в данный момент постигает. Это и блокнот, куда он заносил  политические «симптомы» быстро меняющегося окружающего мира, это  сверхпрограммная книга, которую в свободные минуты будущий офицер осваивает, со скрупулезностью препаратора. Он убежден, что лишних знаний не бывает, что от его умения, его ориентировки в разных ситуациях будет зависить исход схватки с весьма серьезным противником, что от его мудрых решений и команд будет зависить жизнь подчиненных.

А между тем военно-политическая обстановка в мире того периода была крайне непростой. Дыхание военного конфликта вплотную подступало к пограничным рубежам СССР. Две супердержавы – США и СССР противостояли друг другу и в идеологическом плане, и в состоянии экономик, и в мировой политике. Международная напряженность усилилась в связи с вводом Советским Союзом  ограниченного контингента советских войск  в Афганистан.

Уже на третьем курсе Андрей Шахворостов твёрдо решил, что его место после окончания училища именно в Афганистане, горячей точке военного конфликта. И надо особо подчеркнуть, что это понимание  осознанного решения утвердилось у него после войсковой стажировки в Ошской горной бригаде Среднеазиатского округа, где он проходил в должности командира мотострелкового взвода.

19 июля 1984 года, на торжественном построении по случаю окончания училища, Андрей Шахворостов, в числе четырех лучших выпускников, получил золотую медаль, диплом с отличием и офицерские погоны. Его поздравляют те, кто сыграл большую роль в формировании будущего офицера, в первую очередь – командир взвода капитан  В. Н. Плачковский, командир батальона полковник В.И.Чепиль, старший преподаватель кафедры тактики полковник В.Н.Гейгер, старший преподаватель огневой подотовки полковник А.В.Белоусов, и, конечно же начальник училища генерал-майор А.Н.Некрасов.

Лейтенанта А. Е. Шахворостова направили для прохождения дальнейшей службы в одну из воинских частей Краснознамённого Туркестанского военного округа – своеобразный промежуточный пункт, из которого в ноябре месяце он уезжает «за речку» - в Афганистан, навстречу судьбе и бессмертию…

Ограниченный контингент советских войск в Афганистане проводил активные широкомасштабные боевые действия. Так, к началу 1984 года командование 40-й общевойсковой армии создало крупную войсковую часть для постоянного военного присутствия в 115-километровом Панджшерском ущелье, которое являлось главной транспортной жилой для бандформирований Ахмад Шаха, прозванного Масудом, что с фарси обозначает «счастливый». Благодаря этому ущелью Масуд получал постоянную подпитку вьючными караванами из Пакистана вооружением, боеприпасами, людским контингентом, медикаментами, аммуницией и всем необходимым. Ахмад Шах грамотно укрепил ущелье «Пяти Львов». В скалах были оборудованы позиции для огневых гнезд и групп мятежников, создана многоярусная оборона с искусно организованной системой огня.

Проведенные Пенджерские операции против формирований Масуда убедили советское командование, что для частичного контроля  ущелья необходима передислокация в него воинской части. В марте 1984 года был сформирован в г. Термезе 682-й мотострелковый полк 108-й мотострелковой дивизии, позже передислоцированный командованием 40-й общевойсковой армии из г. Баграма на небольшое горное плато, окруженное со всех сторон горами, расположенное на месте заброшенного кишлака Руха. Перед полком была поставлена задача: сковать силы противника и недопустить его к трассе Кабул - Хайратон.

Вот в этот полк (в/ч полевая почта 86997, н.п. Руха, провинция Парван) и прибыл служить лейтенант А.Шахворостов в ноябре 1984 года. Сначала он служил в должности командира мотострелкового взвода, затем, через несколько месяцев – в должности заместителя командира третьей мотолст-релковой роты. Обстановка в то время была крайне суровой. Фактически полк жил в каменном мешке, передвигаться, не рискуя жизнью, можно было только в окопах. Ежедневно с 6  часов вечера по московскому времени, когда спадала жара, моджахеды начинали обстрел полка. И, несмотря на то, что  полк находился у врага, как на ладони, завладеть кишлаком Руха ему никак не удавалось.

Для того, чтобы обезопасить себя от обстрелов противника, более 60 процентов подразделений полка были рассредоточены сторожевыми застава-ми и выносными постами в радиусе 2-3 километров от штаба полка. На одном из таких постов выполнял боевую задачу со своим личным составом лейтенант Шахворостов.

Фактически в тёмное время суток  682-й мотострелковый полк каждый раз оказывался на осадном положении. Потери полка в создавшейся обстановке стали самыми масштабными среди полков и бригад ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Вот свидетельство командира разведывательной роты, Героя Советского Союза капитана Валерия Гринчака: «…Только за несколько месяцев 1984 года наш полк потерял 295 человек убитыми и более 500 человек ранеными… Почет и уважение всем, кто прошёл через этот ад. Светлая память погибшим! ...».

В ноябре 1985 года исполнился год пребывания лейтенанта Андрея Шахворостова  «за речкой».

Сослуживец, лентенант Александр Неутратов, командир мотострелкового взвода вспоминал: «…Открытый, честный, внимательный к людям, умный и эрудированный, он прямо-таки притягивал к себе офицеров и солдат. Ну а что касается службы – продолжал оставаться отличником. Понастроил новых траншей, окопов. В защищеном месте оборудовал спортплощадку. Короче, на своём месте был командир. Домой жене Татьяне писал почти ежедневно. И ждал отпуска. С нетерпением. Сами знаете, как это бывает, когда отпуск на носу. Тем более что дочке Юле уже пять мсяцев, а видел её только на фотографиях…».

Много положительных эмоций испытал молодой офицер после встречи с начальником училища генерал-лейтенантом А.И.Некрасовым, приехавшим в Афганистан с группой преподавателей училища для встреч с выпускниками, участвующими в боевых действиях. После разговора Андрей попросил генерала, если это возможно, передать письмо супруге Татьяне. Просьбу Андрея генерал выполнил, письмо вручил Татьяне Шахворостовой лично и рассказал ей о своих впечатлениях, какой воин её супруг.

…Бой 14 декабря 1985 года с моджахедами, предпринявшими попытку проскользнуть между постами, был особенно яростным. Батальон, где служил лейтенант Шахворостов, внезапно перебросили на помощь полку афганских правительственных войск, окруженному в кольце. Огонь не прекращался ни на минуту. К командному пункту роты старшего лейтенанта  Арутюнова, который прикрывала группа лейтенанта Шахворостова, моджахеды подобрались почти вплотную. Снарядов они не жалели, рассчитывая, что никто и голову поднять не сможет. Лейтенант Шахворостов, умело руководя огнём, постоянно подбадривал подчиненных, вовремя удаляя с огневой позиции раненых. Он почувствовал перелом в бою и отдал приказ к контратаке. Выскочил на бруствер, но успешного выполнения своего приказа не увидел…

Вот что рассказывал ветеран афганской войны Андрей Моисеев: «…Подразделения Рухинского полка с боем захватили Пизгаранское ущелье и развернулись для отражения возможных атак со стороны формирований Ахмад Шах Масуда. Связь была устойчивая. Все своевременно доложили о готовности к взаимодействию. И только с одного поста, практически сразу после высадки туда личного состава вертолётом, поступило сообщение: «Мы здесь не одни».

По не выясненным причинам авиация и артиллерия не могли без корректировки помочь огнём посту. А старший группы лейтенант  Шахворостов передавал все более тревожные вести. Смысл их сводился к тому, что «духи» накапливают силы для атаки. И намерения их, судя по тому, как гордый Масуд обошелся с теми, кто допустил «шурави» на свою территорию (а он их просто расстрелял, трупы их видели замыкающие в колонне), были очень серьёзными… Тайные тропы и небольшая разность в высотах местности позволили «духам» попытаться сбить выгодно расположенный пост.

…При внимательном рассмотрении карты местности было выявлено, что рядом, в трёхста метрах, находится высотка, на которую можно было забраться незамеченными за два-три часа и оказать  посту реальную помощь огнём и наведением артиллерии.

Возглавил группу сам начальник разведки. В состав группы вошёл и артнаводчик. Вооружили личный состав «Утесом» и АГС. Как только они начали подъём, раздались звуки боя. Спутать их с чем-то другим, всем, кто был там, просто невозможно.

Противник превосходил численность поста в пять раз. И к нему прибывали все новые силы. Но не только преимущества рельефа местности помогали нашим мотопехотинцам в горах отражать атаки. И опыт тут ни при чём. А вот моральный дух в то время был действительно высоким. Сейчас это признают даже сами душманы.

О ходе боя можно судить по записи переговоров. Смертельно раненный лейтенант постоянно поддерживал своих солдат тем, что помощь близка. К тому времени, когда «группа поддержки» достигла цели, бой перешел в стадию рукопашной схватки. Прибывшая подмога развернула АГС и начала сверху посыпать противника гранатами. Артнаводчик очень удачно навёл огонь, а три ствола полковых «самоходок» стали «работать» по целям, взяв заодно под контроль тайные тропы.

…Потери поста составили три человека «двухсотыми», включая лейтенанта Шахворостова, и восемь человек (все остальные) «трёхсотыми». Эти сухие цифры могли бы быть сильно «размоченными». Но боевая обстановка потребовала журтву лучших. Пуля выбила глаз лейтенанту и разворотила височную кость… Так и встретил подмогу смертельно раненый, но живой лейтенант Андрей Шахворостов. Скончался уже на руках медиков…

Выписка из наградного листа лейтенанта Андрея Евгеньевича Шахворостова гласит: «Службу на территории Афганистана проходил с ноября 1984 года. За это время зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Всестороне развитый, трудолюбивый и честный офицер. К выполнению своих обязанностей относился в высшей степени добросовестно. Принимал активное участие в боевых операциях по уничтожению бандформирований мятежников, где проявил мужество и отвагу, стойкость и героизм.

14 декабря 1985 года в районе ущелья Пизгаран место дислокации роты было обстреляно мятежниками из минометов и безоткатных орудий, после чего противник перешёл в  наступление. При обстреле среди личного состава роты наблюдались растерянность и замешательство. Лейтенант Шахворостов своими решительными действиями восстановил порядок и приказал занять круговую оборону. Огнём из пулемета он остановил наступающую цепь мятежников. При перестрелке лейтенант  получил ранение, но продолжал руководить боем, а когда кончились патроны, отбивался гранатами. В критический момент поднялся в атаку, увлекая за собой подчиненных. Противник был отброшен, но в ходе атаки лейтенант Шахворостов погиб. Своим мужественным и героическим подвигом лейтенант Шахворостов спас подразделение от уничтожения, воодушевил личный состав на достижение победы».

За мужество и личный героизм, проявленные при выполнении боевого  задания, Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5244-ХI от 31 июля 1986 года лейтенанту Шахворостову Андрею Евгеньевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

За десять лет афганской войны в ней участвовало 620 000 военнослужащих Советской Армии. Из них 22 000 – казахстанцы. Число погибших, без вести пропавших и попавших в плен составляет 14 860 человек. 787 из них – казахстанцы. Из плена на родину вернулись в общей сложности 119 человек. Более тысячи наших соотечественников пришли с войны инвалидами.

В одном из уголков Центрального парка Талдыкоргана 7 сентября 2008 года воздвигнута стела мемориал памяти воинов-землякам погибшим в Афганистане. Сюда в февральские и апрельские дни торжественно и строго приходят бывшие «афганцы»,  представители ветеранских и общественных организаций, чтобы возложить на темно-коричневый мрамор, напоминающий по цвету запекшуюся кровь, алые розы в память тех, кто не вернулся с афганской войны. На четырех плитах высечены 125 фамилий. Среди тех, кто, здесь упомянут:  Максут Курмангалиев – погиб в январе 1980 года, Айсавдул Науметов  – погиб в мае 1981 года, оба призваны из Карасайского района. Сатымбаев Нургали – уроженец Кербулакского района, погиб в 1981 году, Ерлан Унимдинов из Саркандского района, погиб в 1982 году, Нурбол Жагыпаров из Панфиловского района, погиб в 1986 году…  А вот и фамилия моего земляка Андрея Шахворостова – Героя Советского Союза.

Среди тех, кто не вернулся к отчиму порогу талдыкорганцы офицер Игорь Лушин, рядовой Валерий Звержеев, Игорь Милованов – погибший в феврале 1982 года, Сакен Байтлауов, Александр Мозговых, Тлеубек Ерменбаев… Им было каких-то по двадцать или чуть больше, как говорится, жить бы да жить. Но они отдали свои молодые жизни, выполнив  интернациональный долг в Афганистане.

Память о павших героях жива и будет жить вечно в сердцах благодарных жетысусцев. В день памяти воинов-афганцев они приходят к мемориалу, чтобы вспомнить  смелых сынов Родины, равняться на них и воздать им, доблестным воинам – интернационалистам дань уважения.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед