Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Коррупция в Казахстане


2 декабря 2016, 08:15 | 2 926 просмотров



Коррупция всегда будет процветать во мраке тоталитаризма, авторитаризма и диктатуры - режимов, ограничивающих власть в руках нескольких никому не подотчетных лиц. По определению, абсолютизм и диктатура ограничены меньшими этическими требованиями, чем демократия. При тоталитарных режимах коррупция часто напрямую связана с нарушениями прав человека. В Латинской Америке многие диктаторы годами оправдывали свое правление, ссылаясь на коррумпированные режимы недавнего прошлого. Эти самые диктатуры часто были лишь фасадом для воров и казнокрадов. И в каждом из этих случаев граждане и журналисты были лишены законных рычагов разоблачения бесцеремонности и коррумпированности своего правительства посредством компетентной и заслуживающей доверия юридической системы. В то же самое время коррупцию лучше всего изобличать, а также вести с ней борьбу при демократии. Коррупцию можно изучить и искоренить в среде плюрализма, терпимости, свободы слова и личной безопасности - среде, которую гарантирует только демократия.

Доктор Оскар Ариас Санчез, лауреат Нобелевской премии.

То и дело в Казахстане разгараются скандалы о коррупции. Они затрагивают все сферы нашей жизни. Мировой опыт говорит о том, что уровень коррумпированности общества напрямую зависит от уровня жизни его населения. Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие. «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением. В нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной  деятельности.

В 2004 Transparency International отвёл Казахстану 122 место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных (при том, что балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»). Президент Н.А.Назарбаев объявил «священную войну» коррупции и приказал принять «10 мер против коррупции» для борьбы с коррупцией на всех уровнях государства и общества. По итогам 2014 года Казахстан занял 126-е место из 175 стран мира по уровню восприятия коррупции по версии Transparency International. В 2015 году наша республика набрала 28 баллов и продвинулась по рейтингу на 123 место.

Что же такое коррупция? Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки.

Немного истории

Коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление и возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Как предпологают ученые, исторические корни коррупции, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.

С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью». Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно.

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой - рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» - уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны), получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря.

Казахстан и коррупция

Казахстан одним из первых в СНГ принял Закон «О борьбе с коррупцией», определивший цели, задачи, основные принципы и механизмы борьбы с этим негативным явлением.

Создан специальный государственный орган, объединяющий в себе регуляторные и правоохранительные функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Он призван не только регулировать вопросы организации и прохождения государственной службы и мониторинга чистоты государственного аппарата, но и наделен функцией предупреждения и профилактики коррупции, а также уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.

Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.

Действующий с 1999 года Закон «О государственной службе» и утвержденный Главой государства в 2005 году Кодекс чести государственных служащих создали основу для формирования в Казахстане профессионального государственного аппарата, построенного на принципах подотчетности, прозрачности и меритократии.

Успешно реализуется принцип неотвратимости наказания. Чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона.

Необходимость суровой ответственности за коррупционные преступления предусмотрена Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Такой принципиальный подход реализован в новом Уголовном кодексе. Так, на лиц, совершивших коррупционные преступления, не будет распространяться срок давности, установлен запрет на условное осуждение, введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе. Антикоррупционное законодательство дополнено нормами по  конфискации имущества, добытого преступным путем, персональной  ответственности руководителей за противодействие коррупции. В нем закреплено такое важное понятие, как «конфликт интересов».

Уделяется особое внимание повышению доверия к судебной системе, усилению ее роли в деле защиты прав и законных интересов граждан. Приняты меры по совершенствованию механизма формирования корпуса судей, развитию электронного судопроизводства, повышению уровня его прозрачности и доступности. Повсеместно расширен доступ к информации, чему способствовали меры по формированию электронного правительства, а также Интернет-ресурсов государственных и частных структур.

С принятием Закона «О государственных услугах» и Закона «О разрешениях и уведомлениях» созданы условия для повышения качества оказываемых государственных услуг, резко сокращено количество разрешений и лицензируемых видов деятельности.

В негосударственном секторе экономики созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, трудоустройства и обеспечения занятости населения.

В целом, принятие названных мер позволило Казахстану по уровню антикоррупционной деятельности занять одну из лидирующих позиций как в центрально-азиатском регионе, так и среди стран СНГ.

Была создана новая Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы. Целью настоящей Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции. Задачи данной Стратегии: противодействие коррупции в сфере государственной службы; внедрение института общественного контроля; противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе; предупреждение коррупции в судах и правоохранительных органах; формирование уровня антикоррупционной культуры; развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции. Цель и задачи Стратегии направлены на достижение целей Стратегии «Казахстан - 2050», учитывают положения программы Партии «Нұр Отан» по противодействию коррупции на 2015-2025 годы, а также предложения и мнения других общественных объединений. Результатом реализации Стратегии должно стать повышение качества оказания государственных услуг населению, доверия общества к институтам государства, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры граждан, а также улучшение международных рейтингов страны.

Деятельность антикоррупционных служб Казахстана

Национальное бюро по противодействию коррупции расследует дела в о коррупции на территории страны. У Агенства налажено тесное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Трансперенси Интернешнл и другими.

Республика Казахстан в лице Агентства является членом Ассоциации Антикоррупционных ведомств в (IACCA, г.Пекин), Антикоррупционной Сети Организации Экономического Развития и Сотрудничества для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР), Антикоррупционной Инициативы для стран Азии и Тихоокеании Азиатского Банка Развития и Организации Экономического Развития и Сотрудничества (АБР/ОЭСР, г.Манила), Международной Антикоррупционной Академии (МАКА, г.Лаксенбург) и Межгосударственного Совета по противодействию коррупции СНГ (МГСПК, г. Минск). Представители Агентство активно участвуют на ежегодных заседаниях указанных организаций.

В настоящее время, Агентством прорабатывается вопрос вступления Республики Казахстан в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) Совета Европы.

Кроме того, Агентством налажено тесное сотрудничество с компетентными органами ряда стран на основании международных договоров. В настоящее время в области противодействия коррупции действует  27 многосторонних и двусторонних международных договоров

Результаты деятельности антикоррупционной службы Казахстана за первое полугодие 2016 года (взятые с сайта Национального бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан). В Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 2 121 уголовных правонарушений, в том числе 1 644 по фактам коррупции. Большинство зарегистрированных преступлений составляют взяточничество – 31% (506), злоупотребление должностными полномочиями – 28% (462) и служебный подлог – 20% (323). Окончено расследованием 4 199 уголовных дел или 73% от числа находившихся (5719). В суд направлено 1576 дел, что составляет 28% от числа находившихся в производстве. По оконченным уголовным делам установлен ущерб на сумму 29,3 млрд. тенге, из которых возмещено 7,5 млрд. тенге или 25,6%. Наложен арест на имущество на сумму 13,2 млрд. тенге.

Вознаграждение за сообщение  о коррупции

Часто люди задают вопрос: Предусмотрены ли поощрения лицам, сообщившим о коррупционных фактах?

Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения. Поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 месячных расчетных показателей (далее–МРП);

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

Кроме того, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности (Постановление Правительства РК от 30.12 2015 года № 1131 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции»).

Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения.

Поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 месячных расчетных показателей (далее–МРП);

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

Кроме того, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности (Постановление Правительства РК от 30.12 2015 года № 1131 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции»).

 Подводя итоги  вышенаписаного можно сделать  вывод, что для борьбы с коррупцией в Республике Казахстан созданы все условия. Теперь от каждого из нас, как от гражданина своей страны зависит – сумеем ли мы преодолеть явление коррупции, сделать шаг вперёд в развитии, как страны, так и каждого человека в целом. Сможет ли каждый из нас противостоять коррупции. Не стоит забывать, что уголовному наказанию подлежит не только тот, кто берет взятки, но и тот, кто их дает.

Автор:
Подготовила Елена ТКАЧЕНКО, по заказу ГУ «Управление внутренней политики Алматинской области».