Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЕСЛИ ЦЕНА В ЧЕКЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЦЕННИКУ


7 октября 2016, 04:50 | 5 462 просмотра



Миллионы людей ежедневно посещают магазины и торговые центры с целью совершения покупок. Продукты питания, промышленные товары, средства личной гигиены и прочее. Как часто мы обращаем внимание на ценники и ярлыки покупаемых продуктов, иногда бывает так, что уже дома мы обнаруживаем, что цена в чеке не соответствует той, что была на ценнике. Большинство потребителейдаже не пытаются отстаивать свои потребительские права, ведь разница невелика. Но ведь дело не в цене, а в том, что никто из нас не хотел бы, выходя из магазина, чувствовать себя обманутым. Данное явление происходит часто, и в этой статье мы расскажем, как поступать вам, если вы обнаружилинесоответствие цены на товар в чеке и на ценнике.

Эта история произошла в одном из супермаркетов города Талдыкорган. Гражданин К. часто делал покупки в этом супермаркете и нераз, подходя к кассе, с удивлением обнаруживал – цена не соответствует заявленной на ценнике в торговом зале. На кассеразница часто составляла от несколькихтенге до нескольких сотен. «Администрация по-разному реагирует, когда он начиналвыяснять, почему такая разница. Чаще всего слышишь такой ответ: «Товара за деньпоступает много, и продавцы просто неуспевают менять ценники». До каких порнас будут обманывать? Я считаю, это чистойводы надувательство. Законно ли это?Как мне поступить в этой ситуации?» – интересуется он.Зачастую при возникновении подобнойситуации администрация магазина объясняет несоответствие цены тем, что не успели поменять ценники, а в компьютер ужевнесена новая стоимость, и, по их мнению,как правило, ничего уже поделать нельзя. Как быть в этой ситуации? Кто прав? Инадо ли платить дороже?

-Прежде всего необходимо отметить, что ругаться и скандалить в данном случае нестоит. Путаница с ценами – частый случайобмана в супермаркетах. Ценники часторасположены так, что покупателю сложнопонять, какой из них к какому именно товару относится. И только подойдя к кассе,потребитель замечает, что товар стоитгораздо дороже, чем на ценнике. Обоснованно и терпеливо добивайтесь того, что вамположено по закону. Если такая ситуацияпроизошла, и кассир настаивает на своем,необходимо сфотографировать ценник,пригласить администратора и сообщитьему о данном недоразумении.Обоснуйте это тем, что, согласно п. 12ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель) обязануказывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутреннихи внешних витринах торгового объекта. Изготовитель (исполнитель) обязануказывать стоимость работ и услуг в письменном виде. Таким образом, у вас есть законное право купить товар по цене, указанной на ценнике. Настаивайте на своем. Вытакже имеете право требовать возвратаразницы в стоимости товара, если цена наярлыке ниже цены, указанной в чеке, и продавец при этом обязан продать вам товарпо цене, указанной на ярлыке.Также в соответствии со ст. 447 Гражданского Кодекса РК предложение купитьтовар по определенной цене – это публичная оферта со стороны магазина, и ценникне что иное, как публичная оферта, а продавец обязан продать вам товар по той цене,которая в этой оферте указана.В ситуации, когда чек уже пробит, вы

также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченнойсуммы или обменять товар наденьги. При этом ссылаться на

ст. 24 Закона РК «О защите правпотребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы.Еще один документ, которыйисключает подмену цены, – этоКодекс Республики Казахстан обадминистративных правонарушениях, в частности ч. 1 ст. 190.Согласно данной статье, предоставление недостоверной информации о цене товара – прямой обман потребителей, чтовлечет наложение административного штрафа на физическихлиц в размере десяти, насубъектов малогопредпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – вразмере пятидесяти месячных расчетныхпоказателей.В качестве доказательств нарушения также могут быть использованы свидетельскиепоказания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографииценника, чек в оригинале и так далее.Вы вправе по данному факту обратиться с заявлением в органы внутреннихдел, где, в случае наличия состава административного правонарушения и доказательств совершения административногоправонарушения, рассматривается делооб административных правонарушениях иналагаетсяадминистративное взысканиев виде штрафа.Вместе с тем вы можете написать претензию к магазину, а если она не возымеладействия, обратиться в суд самостоятельноили посредством общественных объединений, защищающих права потребителя, длярассмотрения гражданского дела, но в данном случае вам лучше обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Исходя из вышеизложенного, хочетсянапомнить, что, отправляясь в магазин запокупками, знайте, что Закон РК «О защите прав потребителей» на вашей стороне, иесли вы обнаружили несоответствие ценыв ценнике и чеке, смело и терпеливо добивайтесь того, что вам положено по закону.

Автор:
Департамент по защите прав потребителей Алматинской области