Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

От 0 и старше


28 июля 2016, 10:11 | 1 098 просмотров



В старейшем, крупнейшем медицинском вузе страны - в Первом государственном медицинском университете имени Сеченова состоялся первый выпуск педиатров. Почему шесть лет назад решили открыть именно такой факультет? Об этом обозреватель "РГ" беседует с деканом факультета, профессором Екатериной Алексеевой.

Екатерина Иосифовна, детских врачей готовят 46 педи-атрических факультетов страны. И хотя количество детских больниц, поликлиник не увеличивается, педиатров стал готовить и Сеченовский университет?

Екатерина Алексеева: В свое время я сама закончила Сеченовский - тогда он именовался первым мединститутом. Педиатрического факультета не было. Я училась на лечебном. Изучение болезней немыслимо без знания того, как они протекают в детстве. Потому, естественно, мы проходили курс детских болезней. Именно проходили. Но этого было недостаточно, чтобы посвятить себя педиатрии. Между тем одно из достижений нашей страны в медицинском образовании - подготовка детских врачей на педиатрических факультетах. И закономерно, что в 2010 году ректор университета член-корреспондент РАН Петр Витальевич Глыбочко инициировал открытие такого факультета в вузе, которому скоро 260 лет.

Вы сразу стали его деканом? Почему выбор пал на вас?

Екатерина Алексеева: Деканом была назначена сразу. На второй вопрос мне ответить сложно.

Тогда попробую ответить за вас. Думаю, тому две причины. Первая - вы многие годы работаете в уникальном детском учреждении не только нашей страны, но и мира - в Научном центре здоровья детей, который возглавляет мэтр мировой педиатрии академик Александр Александрович Баранов. В этом центре вы многие годы руководите ревматологическим отделением. Есть и вторая причина. С момента поступления в Первый мед в 1979 году вы никогда этому вузу не изменяли, прошли путь от студентки до декана. А теперь вопрос к вам - декану: желающих поступить на ваш факультет достаточно? Спрашиваю потому, что обычно абитуриенты мединститутов видят себя кардиохирургами, гинекологами, урологами, дерматологами... Но никак не детскими врачами. Или я ошибаюсь?

Екатерина Алексеева: Не ошибаетесь. Хотя уже на первый прием нового факультета конкурс был 200 человек на место. Правда, и мест-то было всего 26. Но уже в прошлом году студентами нашего факультета стали 330 человек. Всего же на факультете теперь учатся 1200 человек.

В основном представительницы слабого пола? Ведь считается, что педиатрия - женская специальность.

Екатерина Алексеева: Теперь так считать нельзя. Половина студентов первого курса - мальчики. Наверное, это потому, что в последние годы развиваются новые технологии в медицине, набирают силу детская кардиохирургия, детская трансплантология, генная инженерия и так далее. А наш университет располагает всеми возможностями подготовки педиатрических кадров на уровне лучших мировых стандартов. Судите сами, клинические базы факультета - это Научный центр здоровья детей, Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова, Эндокринологический научный центр, Детская городская клиническая больница N 9 имени Г.Н.Сперанского... Студенты проходят стажировку в зарубежных клиниках. Идет приобщение не только к практической деятельности, но и к научной деятельности.

У врача, прикасающегося к ребенку, должны быть теплые руки. Эти слова актуальны и при самых высоких технологиях

Ведь теперь в вузах нет распределения. Ваши первые выпускники обеспечены работой? Вам, декану, известно, где они начнут трудиться?

Екатерина Алексеева: Конечно! Все выпускники идут в ординатуру, в которой пройдут специализацию по разным разделам педиатрии. После окончания ординатуры - через два года они приступят к практической работе. Почти убеждена, что педиатрию никто не оставит.

На чем основано такое убеждение?

Екатерина Алексеева: Наверное, на том, что за годы студенческие мы сумели дать не только профессиональные знания, но и привить любовь к педиатрии. Наш постулат: педиатрия - самая святая профессия. И однажды став педиатром, вы остаетесь им навсегда.

Вас не тревожит то, что, став педиатром, выпускник такого блестящего вуза, как Сеченовский университет, получит зарплату меньше, чем водитель троллейбуса? Это не отвратит от святой профессии?

Екатерина Алексеева: Тревожит, конечно. Но надеюсь и верю: эта несправедливость будет, наконец, устранена. И зарплата педиатра, как и любого другого врача, будет зависеть от высоты его профессионализма.

В профессионализм входят такие понятия, как любовь к детям, умение разговаривать с больным ребенком и его родителями?

Екатерина Алексеева: Обязательно входят. Все годы обучения в университете мы учим студентов любви к детям, их родителям, бабушкам и дедушкам. Для педиатра чужих детей не бывает. Великий советский и российский педиатр Юлия Фоминична Домбровская когда-то сказала: "У врача, прикасающегося к ребенку, должны быть теплые руки". И даже в самой продвинутый, с точки зрения, высоких технологий, век эти слова актуальны.

Автор:
Ирина Краснопольская. Российская газета.