Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Безопасные опасные игрушки


1 июля 2016, 04:37 | 2 789 просмотров



Когда на свет появляется ребенок, то хочется дать ему все самое лучшее, то что было и у нас в детстве и те достижения которые появились за то время, пока мы взрослели. Кроме питания и образования мы, родители, обеспечиваем и досуг своего ребенка. Досуг – это не только почитать сказку или поиграть в развивающую игру, но и дать ребенку самостоятельно поиграть с игрушками. Но как же понять - какая игрушка не нанесет вред ребенку? Можно получить информацию о производителях игрушек изучив сертификат качества, проверить-посмотреть-изучить игрушку со всех сторон! Как быть в том случае, если само качество игрушки – хорошее, а вот внешний вид – наводит ужас, но… сам ребенок хочет именно ее? Каким характером будет обладать ребенок играя в такие странные и страшные игрушки? Именно таким вопросом озаботились правительства стран. Если на Западе существует так называемая психолого-педагогическая экспертиза детских игрушек, то у нас ее собираются только принять.

В тех регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» хотят внести изменения - игрушки должны проходить психолого-педагогическую экспертизу. По мнению разработчиков поправок, это решит вопрос ограничения производства и реализации детских товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье и развитие детей, вызывающих у них агрессию и страх.

О том, что в техрегламент «О безопасности игрушек» подготовлены поправки, об этом рассказали в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК). Разработчиком выступило министерство национальной экономики Казахстана, другие страны ЕАЭК поддержали начинание коллег.

Согласно идее авторов, игрушки должны поступать в продажу «при соответствии критериям психолого-педагогической безопасности», после соответствующей экспертизы.

Действующий техрегламент о безопасности игрушек включает требования к материалам игрушек, токсиколого-гигиеническим и микробиологическим показателям, физическим и механическим, химическим и электрическим свойствам, радиационной безопасности.

Согласно поправкам, в техрегламенте об игрушках появится норма о психолого-педагогической экспертизе. «Это установление соответствия детских товаров критериям психолого-педагогической безопасности для обеспечения нравственно-эмоционального благополучия детей», - говорится в проекте изменений.

Из документов следует, что запретят товары для детей, которые провоцируют их на агрессивные действия, вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры. Под запрет попадут также игрушки, провоцирующие игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Плюс те, которые провоцируют на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.

В пресс-службе ЕАЭК сказали, что экспертизу должны проходить производители игрушек, а торговые сети будут просто проверять сертификаты соответствия. Пока же специалисты ЕАЭК затруднились привести пример с игрушкой-монстром, которая уже продается на рынке, но не соответствует критериям психологической безопасности. На сегодняшний день поправки об игрушках прошли рабочую группу и консультативную комиссию, теперь они вынесены на публичное обсуждение, оно продлится до 31 августа. Впереди еще две ступени - коллегия комиссии ЕАЭК и ее совет.

В пояснительной записке к проекту говорится, что сейчас «последствия влияния игрушек на детскую психику никем не учитываются, а отсутствие профессиональной экспертной оценки и бесконтрольное производство мультижанровых игрушек может негативно повлиять на формирование личности ребенка, имея антисоциальный эффект».

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина напомнила, что в 2007 году в Санкт-Петербурге проводился эксперимент с применением подобной экспертизы игрушек, который в итоге «практически парализовал рынок». Она уверена, что нововведение не поможет достичь планируемого эффекта, а стоимость продукции для детей повысится.

Если вспомнить наше детство, то игрушки были совершенно другие. В странах СНГ только-только появились знаменитые куклы барби и синди, китайские трансформеры и машинки, а самыми дорогими сердцу были игрушки советского времени, так как они были более прочными (железные и деревянные машинки, многофункциональный конструктор, кубик-рубик, куклы и т.д.). Чем сейчас играют наши детки? Монстры, пришельцы, вампиры, куклы с непропорциональным телосложением, любой вид оружия и многое другое. Большинство таких игрушек появляется на рынке после выхода на экраны мультфильмов и детских фильмов, в которых освящается жизнь в целом, в том числе отрывают руки-ноги. В мультфильмах для девочек можно заметить, что главные героини с помощью моды и волшебства избавляются от всех проблем, что деньги решают многое. Институт брака не показан, нет показа мужских качеств…

Как говорят психологи: «Например, играя с куклой врачом, малыш развивает в себе сострадательность, внимательность к чужим проблемам, доброту. Точно также ребенок будет перенимать черты какого-нибудь монстра. Он постепенно станет агрессивным и злобным. К сожалению, когда эти повадки прочно закрепятся в сознание, то провести коррекцию будет не так просто. Различного рода компьютерные игрушки, мобильные телефоны кроме развивающих моментов, таят в себе опасность сделать из ребенка маленького отшельника. Со временем малыш может замкнуться, перестанет активно общаться не только со сверстниками, но и с родителями. В результате есть опасность, что он вырастет с проблемами адаптации в социуме, ему будет трудно найти работу, создать полноценную семью. Родители должны понять одну важную вещь, что в детстве закладывается фундамент взрослой жизни и нельзя к этому периоду относиться безответственно. Чем больше внимания, любви, тепла будет получать малыш, тем больше шансов, что он вырастет гармоничным и счастливым человеком.»

Соцопрос

Как же поступать родителям, чтобы игрушки психологически не навредили ребенку?! Мы провели небольшой соцопрос среди граждан. Свое мнение на вопрос: Как выбирать игрушки для детей? – ответили не только родители, но и сами дети.

Ольга Викторовна, пенсионерка:

- В мультиках встречаются сценки, где кому-то, что-то отрезают, отрывают, отстреливают, убивают... И внуки смотрят на это спокойно, даже смеются когда я пугаюсь. Они мне в один голос : "Баба, это же не правда, а понарошку." Мы росли с пупсиками без гениталий, и конструктором из железок, кубиками из дерева. И при виде тени в фильмах уже дрожали. Может эти игрушки наоборот закаляют психику детей, не знаю .Но лично я хотела бы, что бы детки развивались играя в "добрые игрушки ". А они требуют монстров. Да что там, вместо кроватки для куколки – гробы! Вот как можно покупать ребенку такие игрушки. Поэтому я покупаю свои внукам красивых кукол, машинки и мягкие игрушки, водяные пистолетики, но чаще дарю книги!

Анна, домохозяйка:

- Не думаю, что это так уж и отразится на психики ребенка. Моя дочка с удовольствием смотрит Монстров Хай и сказки о Барби. Естественно, что и игрушки у нее такие вот девочковские. Я не вижу в этом ничего страшного в том, чтобы купить ребенку именно ту игрушку, которая ему нравится. Будь то кукла-монстр или планшет.

Арлен, военный:

- Игрушки должны дарить ребенку только положительные эмоции и не развивать в нем жестокость. А уж к выбору игрушки надо подходить с умом, а не только с желанием ребенка. Например, сейчас для девочек продаются куклы, но их худоба – за гранью реальности. И как такую можно покупать. Ведь ребенок будет считать, что именно такая фигура – это идеал красоты! А потом будет сидеть на диете, красить волосы, лицо… Такая игрушка к доброму не приведет. Да и для мальчиков продают пистолеты с пульками, а ведь такой пистолет запросто оставляет синяки при попадании в человека, а ведь детям тяжело объяснить, что стрелять надо только в мишень и только тогда, когда нет никого от нее поблизости. В наше время игрушки были другими, добрыми. Сейчас мы с супругой стараемся выбирать такие игрушки, которые не будут развивать у ребенка ответственность, доброту, честность, заботу о ближних.

Алма, школьница:

- Думаю, что именно родители должны помогать нам в выборе игрушек, считаться не только со своими, но и с нашими желаниями при покупки товаров для нас. Выбирать какие мультфильмы и фильмы можно смотреть. Например, моя сестренка очень хотела себе игрушку – куклу из Монстров Хай, потому что у всех ее подруг есть такие. Мама предложила ей подумать чему такая игрушка сможет ее научить, и будет ли ей приятно укладывать данную куклу спать в гроб, а не в кроватку. В итоге сестренка стала обладательницей красивой мягкой игрушки – котика. Думаю, так и должны поступать родители, а не исполнять любую прихоть.

Держать подальше от гаджетов

Кроме того, психологи бьют тревогу, многие родители позволяют своим детям без контрольно играть в планшете, телефоне, компьютере. Мы уже привыкли, что даже маленькие дети довольно-таки быстро учатся обращаться с планшетами и смартфонами, к тому же для них создается множество ярких и увлекательных игр и приложений. Между тем был составлен список из 9 причин, по которым ребенка нужно держать подальше от гаджетов. Вот какую опасность в себе таят гаджеты:

1. Быстрый рост мозга. С рождения и до 2 лет мозг ребенка увеличивается в размере втрое и продолжает расти вплоть до 21 года. Воздействие современных гаджетов на развивающийся головной мозг еще больше ускоряет его развитие - но это не всегда хорошо. Как было выявлено в ходе исследований, использование гаджетов может привести к синдрому дефицита внимания, когнитивным задержкам развития, сложностям в обучении и к истерикам.

2. Задержка в развитии. Движение - залог здоровья, к тому же оно усиливает внимание и обучаемость. Но увлеченные современными игрушками дети двигаются гораздо меньше - и, как следствие, начинают отставать в развитии.

3. Проблемы с лишним весом. Ученые также выяснили, что лишний вес у детей появляется со временем, проведенным за видеоиграми и просмотром телепередач. Так, дети, которым разрешено использовать различные гаджеты в собственных спальнях, на 30% чаще страдают ожирением. В свою очередь, у 30% детей с ожирением вероятнее всего начнется диабет, к тому же полные люди в большей степени подвержены ранним инсультам и сердечным приступам.

4. Недостаток сна. 60% родителей не следят за тем, сколько времени проводит их ребенок с гаджетами. Конечно, дети засиживаются допоздна и не высыпаются, сбивают свой график или даже страдают бессонницей - все это не лучшим образом влияет на их здоровье.

5. Психические заболевания. Многочисленные исследования также утверждают следующее: чрезмерное использование современных игрушек и устройств может стать причиной возникновения детской депрессии, тревоги, синдрома дефицита внимания, аутизма, биополярного расстройства, психоза и других проблем в поведении ребенка.

6. Агрессия. Маленькие дети с их слабой и не устоявшейся психикой особенно сильно подвержены тому, что показывают телевидение и игры, где нередко можно увидеть сцены убийств, нанесение увечий, пытки и изнасилования. Безусловно, это приводит к развитию агрессии у детей. 7. Информационная перегрузка. Огромное количество информации (например, из СМИ) также может повлиять на развитие синдрома дефицита внимания, а также привести к снижению концентрации и ухудшению памяти. В конечном счете детям становится сложно сосредоточиться и нормально учиться.

8. Привязанность к гаджетам. Случается так, что родители все больше и больше времени проводят со своими ноутбуками и смартфонами, в то время как на общение с детьми у них попросту не хватает времени. Если же нет привязанности к родителям, то некоторые дети могут найти утешение в современных игрушках и получить настоящую зависимость от них.

9. Радиационное излучение. Дети намного чувствительнее взрослых, к тому же их мозг и иммунная система продолжают развиваться. Поэтому стоит обращать внимание даже на возможный риск - таким, к примеру, является радиационное излучение от сотовых телефонов. Всемирная организация здравоохранения отнесла их и другие беспроводные устройства к категории 2В - возможный канцероген.

Все эти возможные последствия - повод задуматься о здоровье и будущем наших детей. Это не означает, что их нужно полностью оградить от современных технологий, просмотра «странных» мультфильмов, но детям, в первую очередь, требуется наше внимание, попробуйте подарить им то яркое и беззаботное детство с живым общением, играми, прогулками и книгами, которое было у нас с вами.

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО.