Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Труд во имя жизни и здоровья


24 июня 2016, 06:03 | 1 790 просмотров



Накануне Дня медицинского работника министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова рассказала в интервью нашей газете о том, какие перемены ждут казахстанскую медицину в ближайшем будущем и как изменится качество медобслуживания казахстанцев.

- Тамара Касымовна, в своем недавнем выступлении на Астанинском экономическом форме глава государства отметил, «что здоровое и образованное население - будущее любого государства». Что нужно для создания здоровой нации?

– Здоровье граждан зависит от ряда факторов: образа жизни, окружающей среды и системы здравоохранения. Как показывают исследования Всемирной организации здравоохранения, в последние годы в связи с изменившейся динамикой заболеваемости, внедрением новых технологий в практику лечения растет зависимость здоровья от качества медицинских услуг.

Глава государства поставил перед нами задачу увеличить ожидаемую продолжительность жизни в Казахстане с 71,8 в 2015 году до 73 лет к 2020 году. Для ее реализации с привлечением национальных и международных экспертов был проведен глубокий анализ текущей демографической ситуации, состояния здоровья населения Казахстана. По результатам анализа до 2050 года ожидается рост численности населения преимущественно в возрасте старше 65 лет и моложе 25 (нетрудоспособное население). Увеличение численности этой группы будет в два раза превышать прирост населения трудоспособного возраста. Такие изменения неминуемо приведут к росту потребления медицинских услуг, что потребует новых подходов к сохранению здоровья казахстанцев и сбережению трудовых ресурсов.

- Задача по повышению продолжительности жизни ставилась и ране. Какие результаты достигнуты?

– Подчеркну, что цель «повышение продолжительности жизни населения» масштабная. Для ее достижения необходим очень большой объем изменений на всех уровнях – это и экология, и образование, и социальная сфера. Если же говорить о здравоохранении, достигнуты очень хорошие результаты. Так, реализация Государственной программы развития здравоохранения на 2005– 2010 годы обеспечила развитие инфраструктуры и повышение квалификации кадров. В рамках программы «Саламатты Қазақстан» были заложены основы рыночного механизма функционирования системы охраны здоровья. За этот период объемы финансирования из госбюджета выросли почти в семь раз, а в расчете на одного жителя страны – почти в шесть раз. В результате ожидаемая продолжительность жизни превысила семьдесят лет, общая смертность населения снизилась на пятнадцать с лишним процентов, материнская и младенческая смертность – без малого в два раза.

Вместе с тем ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на десять лет меньше, чем в странах ОЭСР. Так же, как и во всем мире, повышается уровень неинфекционных заболеваний. В структуре смертности двадцать шесть процентов приходится на болезни системы кровообращения, тринадцать – на злокачественные новообразования, одиннадцать – на травмы, чуть более трех с половиной – на родовспоможение и детство. В социальном плане это приводит к уменьшению ожидаемой продолжительности жизни и росту инвалидности. С позиции влияния на экономику уменьшает экономически активное население и увеличивает нагрузку на занятое население. В финансовом плане на лечение именно этих пяти групп заболеваний расходуется более половины средств, направляемых на ГОБМП. Исходя из этого в новой госпрограмме «Денсаулық» приоритетное внимание уделяется лечению названных пяти групп заболеваний.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как именно вы будете решать эти проблемы?

– Во­первых, планируем создать службу общественного здравоохранения. Этот опыт мы заимствовали из лучшей практики стран ОЭСР и рекомендаций экспертов Всемирного банка и ВОЗ. В службу общественного здравоохранения будут интегрированы санитарно­эпидемиологическая работа, культивирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и рационализации питания. Ее основными функциями будут обеспечение эпидемиологического надзора и мониторинга за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями (НИЗ), координация и расширение профилактических мероприятий на основе межсекторального взаимодействия, повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике вредного воздействия факторов окружающей среды и, конечно, ЗОЖ. Во­вторых, будет обеспечен приоритет и управление заболеваниями на уровне первичной медико­санитарной помощи

В настоящее время на диспансерном учете по двадцати двум нозологиям состоят около четырех миллионов человек, или почти четверть населения. Более сорока процентов из них составляют больные с артериальной гипертензией, сахарным диабетом и хронической сердечной недостаточностью. Особую тревогу вызывает высокая смертность диспансерных больных от инсультов, инфарктов и ишемической болезни сердца. С учетом этого на уровне ПМСП внедряется Программа управления заболеваниями, предусматривающая персонифицированный своевременный учет, профилактику и квалифицированную медицинскую помощь. Она была в пилотном режиме реализована в Павлодарской и Северо­Казахстанской областях. У семидесяти пяти процентов диспансерных больных стабилизировалось артериальное давление, а количество госпитализаций пациентов с хронической сердечной недостаточностью снизилось практически в два раза.

- Действительно, результаты очень хорошие. Будет ли тот пилотный проект продолжен?

– Безусловно! В текущем году мы расширили географию его реализации до семи регионов, в будущем же распространим на весь Казахстан. Отмечу, что принципиальное отличие этой программы от прежних заключается в том, что новый подход предусматривает не только выявление заболевания у пациента и включение его в регистр диспансерных больных, но и ведение персонифицированного учета и заключение с больным социального контракта.

Контракт состоит из двух частей: индивидуальной программы ведения больных и обязательств первичного звена и самого пациента по реализации этой программы. Обязательства пациента сводятся к прохождению необходимых обследований в установленные сроки и сообщению в лечебное учреждение результатов самостоятельно проводимых измерений уровня сахара в крови, давления. Организация первичной медико­санитарной помощи берет на себя обязательства осуществлять динамическое наблюдение за пациентом и своевременно обеспечивать больных амбулаторными лекарственными средствами.

- А как осуществляется динамическое наблюдение? Известно, что в поликлиниках всегда очереди…

– Обслуживание пациентов осуществляется по графику, установленному в социальном контракте, не ожидая обращения больного. Кроме того, осмотр пациента будет осуществляться мультидисциплинарной командой в отличие от приема больных врачом общей практики сегодня. Это упростит процедуру, избавит пациента от записей, очередей и приемов у профильных специалистов и позволит своевременно принять превентивные меры.

При этом для участников проекта и лиц, состоящих на диспансерном учете, будет упрощен порядок выписки рецептов на получение в амбулатории лекарственных препаратов, гарантированных государством. Перечень лекарств, необходимых для пациентов, будет определен в социальном контракте. Медсестра будет выписывать один рецепт на лекарственные препараты стоимостью не более 50 тысяч тенге сразу до трех месяцев. Согласование рецепта будет осуществляться в автоматизированном режиме, связь с аптекой – через информационную систему «ИСЛО», которой предстоит апробация в городе Астане начиная с первого июля текущего года.

Основную организационную работу с пациентом будут осуществлять медицинские сестры и врачи общей практики (или участковые врачи). Для них с привлечением экспертов ВБ запланированы четыре обучающие сессии. Первая из них проведена в мае. Для стимулирования участия в реализации этого проекта для организаций первичного звена и членов мультидисциплинарной команды предусматривается ежеквартальная доплата. В том случае, если у пациентов, участников системы, будет сохраняться стабильное состояние, доплата увеличивается до двадцати процентов.

- А что делается для тех людей, кто не войдет пока в эту программу?

– Помимо усиления профилактических мероприятий на уровне ПСМП принимаются меры по повышению качества стационарной помощи за счет внедрения интегрированной модели. Медпомощь на уровне стационара будет оказываться по принципу регионализации. Услуги здравоохранения, для которых не требуется сложное технологическое оборудование, будут децентрализованы, их будут предоставлять в организациях здравоохранения ближе к месту жительства. А те медуслуги, которые требуют сложных технологических вмешательств и высокой квалификации специалистов, будут централизованы на межрайонном, региональном, межобластном и республиканском уровнях.

Такое распределение медицинских услуг будет осуществляться между медицинскими организациями на основе аккредитации. Для повышения качества услуг, сокращения времени ожидания, исключения необоснованной диагностики и лечения будут внедрены четкие алгоритмы маршрутизации движения пациентов. Созданы пять координационных советов по пяти группам заболеваний, разработаны «дорожные карты» и определены ответственные республиканские организации.

- Есть ли же какие-то результаты работы координационных советов?

– Конечно. Приведу один пример. Координационным советом по внедрению интегрированной медицинской помощи по инфарктам и инсультам установлено, что у нас слабо работает первичная медикосанитарная помощь с больными, состоящими на диспансерном учете, и несвоевременна оказываемая медпомощь. Анализ показал, что доля пациентов, обратившихся за медпомощью в течение часа с момента появления боли за грудиной, составила менее половины – сорок восемь процентов. В медорганизации второго уровня в течение первых двух часов обратились только шестьдесят три процента. Доля пациентов, направленных для оказания медицинских услуг на третьем уровне в течение времени от трех часов до суток, составила немногим более половины – пятьдесят четыре процента. Это и стало одной из причин высокой смертности.

Следующая проблема – это несоответствие ресурсов медицинских организаций минимальным стандартам, еще одна – нехватка инсультных центров. Для разрешения этих вопросов уже сейчас организованы курсы повышения квалификации медработников всех уровней. По приоритетным направлениям будет обучено 473 специалиста, из которых большинство – по направлению «острый инфаркт миокарда». Начата работа по пересмотру стандартов лечения, совершенствованию клинических протоколов и маршрутов движения пациентов. Разрабатывается программа мониторинга и оценки деятельности служб. В текущем году в регионах предусмотрено открытие и оснащение палат бригад интенсивной терапии для больных с острым инфарктом миокарда и отделений реанимации. Кроме того, подготовлены нормативно­правовые акты по созданию Республиканского инсультного центра.

- Недавно завершилась четырехлетняя программа развития онкологической помощи. Каковы ее результаты, будут ли приниматься дополнительные меры для онкоболных?

– В ходе ее реализации в стране расширена Национальная скрининговая программа, закуплено современное оборудование, созданы и действуют четыре региональных онкологических центра, а пациенты были полностью обеспечены необходимыми таргетными препаратами.

Координационный совет по внедрению интегрированной модели управления онкологическими заболеваниями с привлечением руководителя Онкологического института Гюстава Русси (Франция), профессора Александра Эггермонта и профессора Хенце из клиники Шарите (Германия) провел анализ текущего состояния службы. Несмотря на положительные изменения и улучшение качества высокоспециализированной помощи, все еще сохраняются определенные проблемы. Одна из них – это недостаточная ранняя диагностика. Нередко люди обращаются за медицинской помощью, когда заболевание уже запущено. В связи с этим проведена экспертная оценка эффективности Национальной скрининговой программы, подготовлены предложения по пересмотру порядка скрининга онкобольных, которые по мере обсуждения будут закреплены законодательно.

Еще одна проблема – это диагностика и выбор методов лечения. По стандартам стран ОЭСР диагностика проходит в три этапа. На первом определяется качество новообразования, на втором – генетика для определения методов лечения, на третьем – биология опухоли для определения индивидуальной таргетной терапии. Имеющееся лабораторное оборудование позволяет проводить только первый и второй этапы. Для решения вопроса о проведении последней будут пересмотрены подходы к выбору методов лечения с учетом региональной специфики, структуры онкозаболеваний, а также полной модернизации лабораторной сети диагностики. Работа будет начата со второго полугодия. Также скажу еще об одной трудности – внедрение современных методов обезболивания, используемых в странах ОЭСР для лиц, находящихся в терминальном состоянии. До конца года будет определен необходимый список лекарственных средств, и, по мере готовности ПМСП, мы будем поэтапно внедрять эти подходы.

С учетом выявленных проблем в интегрированную модель управления онкологическими заболеваниями включены три уровня: базовый – организация ПМСП и областные онкодиспансеры, межрегиональные онкоцентры и республиканский НИИ онкологии. Также завершается работа по актуализации стандарта оказания помощи онкобольным.

- Много нареканий звучит в адрес службы скорой помощи. Какие меры будут приняты в этом направлении?

– Мы планируем создание интегрированной двухуровневой модели оказания неотложной медицинской помощи. Поясню. На первом, местном, уровне будет создана единая служба скорой помощи и санавиации. В нее войдут санавиация области, станции скорой помощи района, города и сельских округов. На втором, республиканском, уровне служба будет включать санавиацию, единую диспетчерскую службу скорой помощи с автоматизированной и телемедицину. Интеграция этих служб позволит внедрить единые стандарты оказания медицинской помощи и создать единую информационную систему для всей страны. В настоящее время на все регионы распространяется лучший опыт создания ИС городов Алматы и Павлодара. Это обеспечит координацию работы в масштабах всей страны, оперативное направление на место событий бригад санавиации, консультирование посредством телемедицины. Потребуется также подготовка и переподготовка работающих кадров и парамедиков.

Рассматриваются вопросы координации работы всех трассовых спасательных служб. Для обеспечения взаимодействия координацию помощи на месте происшествия или в межрайонном травматологическом отделении предлагается передать центральным районным больницам. Предстоит также пересмотреть нормативы их оснащения и расположения. Сейчас эта работа ведется совместно с МВД. Кроме того, мы меняем маршрут пациентов, то есть бригада скорой помощи повезет больного не в ближайшую больницу, а в медицинскую организацию, где пациенту окажут необходимую квалифицированную помощь. Создание этой службы будет осуществляться на опыте Канады и Турции.

- Тамара Касымовна, мы беседуем с вами накануне Дня медицинского работника. Что вы пожелаете своим коллегам?

– От всей души поздравляю своих коллег, всех, кто по зову сердца связал свою судьбу с трудной, но самой благородной профессией на земле, с профессиональным праздником! Выражаю особую благодарность ветеранам медицины, которые, отдав всю свою жизнь здравоохранению, сейчас находятся на заслуженном отдыхе, а многие продолжают работать, делясь своим бесценным жизненным и практическим опытом с молодежью. Признательность хочу выразить тем, кто и в этот праздничный день будет находиться на своем посту – дежурить в больницах, роддомах, в бригадах «скорой помощи». И в этом специфика профессии медика – человека, к которому идут с надеждой на исцеление и участие. Миссия врача требует самопожертвования, особого внимания и доброты к людям. Профессия медика – одна из сложнейших. Посвящая свою жизнь медицине, нужно научиться брать на себя ответственность и за чужую жизнь. И постоянно учиться, осваивать современную аппаратуру и новые методы лечения болезней. Еще раз благодарю всех медиков страны за их труд, позволяющий спасти бесценные для человека здоровье и жизнь. Желаю всем медицинским работникам успехов в профессиональной деятельности, уверенности в будущем, крепкого здоровья и семейного благополучия!

Автор:
Ирина ИНАТОВА, www.kazpravda.kz.