Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Куда податься бедному больному?


24 июня 2016, 06:02 | 1 032 просмотра



Говорят, здоровье ни за какие деньги не купишь. Но это так - "пугалка" на всякий случай. Потому как мы уверены: именно с нами ничего такого страшного не произойдет. Не должно произойти! И пока мы вяло размышляем, идти ли к стоматологу (кардиологу, эндокринологу, терапевту и etc), есть люди, которые каждодневно в экстренном порядке принимают меры, чтобы медицина стала надежнее, доступнее, ближе каждому из нас. Потому что беда нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь. И надо быть готовым вместе с врачами одолеть ее. Сегодня наши собеседники - специалисты Божией милостью, живущие по клятве Гиппократа, от которых в трудную минуту жизни каждого из нас зависит главное: быть нам или не быть?

Марат Абдуллаев, доктор медицинских наук, профессор

"Врач и пациент: солидарная ответственность"

- С 15 мая 1989 года работаю в Центральной городской клинической больнице Алматы, которую в народе называют "12-й горбольницей". Начинал рядовым врачом, стал заведующим отделением, защитил доктор¬скую, сейчас совмещаю должность главврача и директора. Здесь я знаю каждую ступеньку, каждый камешек, хотя больница день ото дня меняется. Меняется качественно и своим наполнением, своим подходом к болезням. Будучи заведующим отделением, возглавлял кафедру в Институте усовершенствования врачей. Для меня очевидно, что как не бывает одинаковых людей, так не бывает и одинаковых болезней. Есть болезни с одинаковыми названиями, но у каждого человека они протекают по-своему. А стало быть, врач в каждом случае должен находить особые пути лечения. Тут нужен творческий подход, тем и интересна наша профессия.

Сейчас многое изменилось в мироощущении людей. Во-первых, сегодня человек не может себе позволить долго болеть. Ему нужно как можно быстрее выздороветь, чтобы вернуться к своей работе, потому что ему нужно заботиться о семье, о своей карьере. И мы, врачи, должны этому соответствовать.

Во-вторых, изменились требования людей к качеству жизни. Требования эти индивидуальны, но суть в том, что человеку нужно не просто быстро переболеть, но и вернуться к прежнему качеству жизни. И мы, врачи, должны это понимать как никто другой. Если человек после травмы, инфаркта или операции не смог вернуться в свою преж¬нюю жизнь, он не чувствует себя счастливым, и это делает его легкоранимым. Что, возможно, нередко и является причиной конфликтов между медиками и пациентами. Поэтому мы должны добиваться не только физического выздоровления людей, но и возвращения к ним ощущения полноты жизни. Это, наверное, самое сложное.

Государство наше молодо, но за 25 лет в сфере медицины сделано поразительно много. У нас действует единая национальная система здравоохранения, которая гарантирует каждому гражданину возможность лечиться у того доктора, который ему по душе, и там, где он хочет. Есть соответствующая статья в Конституции, согласно которой государство заботится о здоровье каждого гражданина. Но при этом надо иметь в виду, что должна быть солидарная ответственность. И здесь есть некое недопонимание пациента и врача.

Пациент должен наконец-то усвоить, что не только государство, но и он сам должен заботиться о своем здоровье. Ну а задача каждого врача - быть пропагандистом здорового образа жизни. А это не только вкусная и здоровая пища, это тяга человека к самосовершенствованию, к развитию своего интеллекта, забота о семье, детях, о пожилых родителях. Все это включает в себя понимание здорового образа жизни.

Наши граждане лечатся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Есть система "Портал", которая обеспечивает гражданину, особенно страдающему хронической болезнью, право выбора врача и стационарного лечения. В поликлинике, к которой приписан пациент, он сдает необходимый набор анализов, и его включают в электронный список системы "Бюро госпитализации", где больному определяют дату прибытия на госпитализацию в нужную ему клинику к выбранному им врачу. Когда об этой системе я говорю со своими коллегами за рубежом, они бывают поражены. Это лишь один из небольших нюансов, свидетельствующих о том, чего смогла добиться наша страна в развитии здравоохранения. Аналогов этой системы за рубежом нет. В середине 2017 года мы планируем ввести и обязательное медицинское страхование, оно позволит нам обеспечить выполнение графы Конституции о солидарной ответственности за здоровье человека и государства, заставит каждого человека вовремя обследоваться и по возможности упреждать появление недугов.

Я уже говорил о том, что не всегда удается найти понимание между пациентом и доктором. Чтобы облегчить этот процесс, мы в нашей больнице стали развивать службу поддержки прав пациента, а также службу внутреннего аудита, призванную оценивать качество лечебного процесса. Она должна изучать десять процентов историй болезни в месяц по каждому отделению и на основании этого делать выводы, насколько добросовестно работает врач. Эту службу мы начали создавать с апреля 2012 года в соответствии с приказом министра здравоохранения.

После трех лет работы мы увидели, что ее надо развивать дальше. В прошлом году мы разработали локальную программу только для нашей больницы, которую назвали "Активный пациент". Она включает в себя телефон горячей линии. Телефон этот находится в кармане врача-эксперта с 8 утра до 16.00, а затем, с четырех дня до 8 утра, он в ведении дежурного врача. Номер телефона горячей линии размещен на рекламных щитах по всей больнице, доступен каждому. Любой человек может либо обратиться за помощью, либо изложить свои претензии, и мы мгновенно реагируем на сигнал. Задействована также программа Whats¬App, ее все знают, по ней можно передать любую голосовую и видеоинформацию.

А с 10 июня 2015 года мы подключили к этому и контакт-центр. Мы снабдили его современной электронной программой, посадили туда специалистов, которые обучили операторов с медицинским образованием и знанием трех языков (казахского, русского, английского). Обычно люди звонят с болью, с проблемой. Время ожидания ответа - 4 секунды.

Локальная программа "Активный пациент" оказалась очень действенной. С 10 июня по 31 декабря 2015-го мы получили 6406 обращений. Львиная доля их касалась правил госпитализации в нашу больницу. Много было и обращений по поводу получения консультаций ведущих специалистов. Были и жалобы. Но когда человек в ответ на них слышит участливое "Мы вам поможем", это снимает напряжение, бережет нервы и сердце. В текущем году с января по май мы получили более 2 тысяч обращений.

Как руководитель я крайне заинтересован в обновлении оборудования. Мы уже обновили парк рентгеновского оборудования, наркозо-дыхательного, появились новые операционные столы, хирургические наборы и т.д. Мы получили компьютерный томограф. Поскольку больница является центральной, к нам в год обращаются порядка 80 тысяч граждан, до 15 тысяч из них госпитализируются - это при наличии пятисот двух коек.

Что еще меня заботит? Воспитание молодых специалистов, проблема преемственности и наставничества. Мы проводим достаточно конференций, симпозиумов, к нам приезжают ведущие зарубежные специалисты, работают вместе с нами. Какие у вас проблемы, спрашивают они у меня. Дело в том, отвечаю я, что продолжительность жизни в Казахстане значительно выросла. По Алматы это 71,3 года.

То есть появилось много людей преклонного возраста, а их лечение имеет свои особенности. Они очень легко подвергаются травматизму, меж их здоровьем и нездоровьем тонкая грань. Именно поэтому мы в 2014 году открыли отделение сестринского ухода. Хозрасчетное. Это небольшие деньги, но большие возможности. Своеобразный дет¬ский сад для стариков - за рубежом это давно практикуется. Это не только медицинский, но еще и социальный проект, он оказался очень важным и востребованным. Когда мои друзья-предприниматели услышали об этом, они подарили нам микроавтобус с подъемником для транспортировки колясок.

Я далек от благодушия, многим недоволен в нашей работе, хотелось бы достичь более впечатляющих результатов. На то она и жизнь, чтобы стремиться к лучшему. Когда я вижу апатию на лицах своих коллег, мне хочется увлечь их новыми замыслами. Мне хочется, чтобы у них глаза горели.

Канат Тосекбаев, главный врач детской инфекционной больницы Алматы:

"Недуги за школьной партой"

- Школьники стали чаще болеть. В чем дело?

А дело в том, что система школьной медицины до сих пор находилась в подчинении Министерства образования, хотя Песталоцци и Гиппократ, как мы знаем, проходят по разным ведомствам. Теперь принята госпрограмма "Денсаулык", которой предусмотрена передача школьной медицины в систему здравоохранения до 2017 года. Сделать это необходимо, потому что ситуация со здоровьем школьников внушает серьезную тревогу, а школьников лишь по городу Алматы сегодня почти 210 тысяч. Четверть их (24,5 процента) подвержена заболеваниям желудочно-кишечного тракта. На втором месте - болезни глаз. На третьем - болезни органов дыхания и кроветворных органов, в основном это железодефицитная анемия. При составлении расписания уроков не учитывается динамика умственной работоспособности в течение дня в зависимости от трудности тех или иных предметов. Существующий объем учебной нагрузки вызывает многофункциональные отклонения и влияет на уровень общей заболеваемости школьников. То есть ребенок испытывает непомерную психологическую нагрузку, что негативно сказывается на его общем состоянии.

Существуют и немедицинские факторы, которые отрицательно влияют на здоровье школьника. Это переуплотненность учебных классов, компьютеризация с нарушением требований безопасности, недостаточное освещение, некачественное питание, длительная гиподинамия, эмоциональное неблагополучие, то есть недопонимание учеников и учителей, межличностные конфликты с одноклассниками.

Согласно проведенным исследованиям, детей разделили на три группы. 6-7 лет, с 8 до 13 лет и с 14 до 17. В каждой из возрастных групп лидируют свои заболевания. Младшую группу одолевают желудочно-кишечные недуги. Во второй группе к желудочно-кишечным проблемам присоединяются болезни глаз и их придатков. С возрастом проблемы зрения усугубляются и начинают лидировать. Понятно, что в решении этих проблем врачи должны играть ведущую роль, и первое, что необходимо сделать,- передать школьную медицину в ведение Минздрава. Второе - обеспечение ресурсного потенциала школьной медицины. И третье: в школах необходимо внедрение здоровье-сберегающих технологий.

Основными точками роста для оказания врачебной помощи учащимся будут медицинские пункты в школах с подчинением их управлениям здравоохранения и городские поликлиники. Вокруг них и будут формироваться все мероприятия по оздоровлению школьников. Должны появиться загородные, а также пришкольные летние лагеря, амбулаторное лечение, лечение в стационарах поликлиник и больниц, реабилитационные подразделения. И, наконец, это санаторное лечение - как городского уровня, так и республиканского.

Уже разработаны дорожные карты и планы мероприятий. Во всех школьных учреждениях проведена ревизия материальной и кадровой оснащенности. Сформированы группы здоровья, т.е. определены группы диспансерных больных. К сожалению, среди учащихся сегодня имеют место хронические заболевания (гастриты, энтериты, нарушения зрения, сколиозы, искривление осанки), их ставят на учет, и на каждого ученика составляется индивидуальный план оздоровления.

Очень распространены среди школьников глазные заболевания. Мы подключаем Казахстанский национальный институт глазных болезней, где разрабатывается специальная компьютерная программа, которая в условиях школы будет осуществлять мониторинг, на каждого ученика заводится электронная карточка, что позволит держать зрение школьников под постоянным контролем. Причем финансирование всего этого предусмотрено дорожной картой.

Надо ясно осознавать, что сегодня ребенок покидает школу, имея целый букет проблем со здоровьем. Дальше у него все это будет ухудшаться. В студенчестве он лечиться не будет, его здоровье будет сложнее взять под контроль.

Решение передать школьную медицину в Минздрав - важное политическое решение, которого все очень ждали. Вопросы финансирования этой программы выносятся на каждое заседание город¬ского маслихата, находят поддержку и понимание. Это проект долгосрочный и трудный, требующий упорных усилий, поскольку речь идет о хронических заболеваниях наших детей. Мы можем добиться ремиссии, временных улучшений, и на сегодня это будет уже неплохой результат. А чтобы добиться полного излечения, необходима работа на системной основе.

Те закладки, которые мы делаем сейчас, дадут результаты годы и годы спустя. А пока работу эту надо улучшать и совершенствовать. То есть практически мы начинаем работу с нуля, пытаясь по ходу дела исправлять ситуацию. К примеру, та же компьютеризация в школах идет с нарушением санитарных норм, и мы как можем этому противостоим. Освещения недостаточно, переуплотненность классов недопустимая: вместо 20 человек сидят 50-40. Ну и так далее. Мелочей здесь нет и быть не может. Каждый нюанс отражается на здоровье ребенка. Перед нами целый спектр проблем, которые должны решаться в комплексе.

Многое зависит не только от нас, медиков. Тут в плане пропагандист¬ско-информационной работы нужны усилия учителей и родителей. Но самое главное - это то, что мы сдвинулись с мертвой точки. Учтем при этом, что вопросы школьной медицины, проблемы здоровья школьника находятся под пристальным внимание во всех европейских странах, и здесь неоценимую помощь может оказать международный опыт. А пока мы на свой страх и риск делаем то, что в наших силах.

Автор:
Адольф Арцишевский