Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СКВОЗЬ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ


24 июня 2016, 05:55 | 2 344 просмотра



Задача искусства – волновать сердца.

Клод Андриан Гельвеций,

французский писатель

Культура движется вперед не путем

перемещения в пространстве,

а путем накопления ценностей.

Д.С.Лихачев, академик

Тайна слова. Задумывались ли вы, откуда взялось слово, к примеру, «лодырь»? В Толковом словаре Владимира Даля (1801-1872) ответа нет. Оказывается, между тем жил в Москве некий Христиан Иванович Лодер, доктор медицины и основатель водолечебницы. Всех своих пациентов доктор Лодер заставлял подолгу прогуливаться, справедливо полагая, что движение – это жизнь. Окрестные жители, проходя мимо лечебного заведения, поражались бесконечному хождению больных и так комментировали наблюдения: «Эка, лодыря гоняют…» Отсюда и пошло-поехало новое слово.

Значки и медали прошлых лет помогают воскресить отдельные страницы истории. Особый интерес для коллекционеров представляют жетоны и медали прошлых веков, посвященных обществу Красного Креста. Знаете ли вы, что медсестрам, отличившимся при уходе за ранеными, вручалась особая медаль?

В 1854 году, в разгар Крымской войны (1853-1856) в обороняющейся Севастополь с небольшой группой сподвижниц прибыла английский врач Флоренс Найтингейл (1820-1910). Они выносили с поля боя раненых бойцов, оказывали им первую необходимую помощь. По окончании войны Флоренс осталась в Севастополе, продолжала вести большую благотворительную работа, стала одним из организаторов Общества милосердия. Ее подвижничество было отмечено Международным комитетом Красного Креста, который в 1912 году учредил медаль имени Флоренс Найтингейл. Её вручают как высшую награду медсестрам, особо отличившимся при уходе за ранеными и больными.

Общеизвестна история создания Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, проложившей путь для участия общественности в оказании помощи раненым русским воинам в Крымской войне 1853-1856 годов. Инициатором этого благородного гуманного начинания был знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Подвиг добровольных сестер милосердия нашел отражение во многих произведениях искусства – в картинах русских художников, в монументальных скульптурах, в русской нумизматике и фалеристике.

Среди первых знаков, посвященных сестрам милосердия, были две нагрудные медали Крестовоздвиженской общины. Первая из них представляет собой серебряный (бронзовый) круг. На её лицевой стороне изображен восьмиконечный крест в сиянии. По окружности славянской вязью написано «Боже бех и посетисте мене». Внизу под изображением креста, указаны места славы сестер милосердия: «Севастополь Перекоп Бельбек Бахчисарай Херсон Николаев Симферополь». На обратной стороне медали в центре гласит надпись: «В память милосердного служения страждущей братии». По окружности - «Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых».

Вторая медаль вручалась сестрам милосердия, которые во время Крымской войны находились в Финляндии. Она аналогична первой, но на её лицевой стороне под крестом иная надпись: «Финляндия Выборг Свеаборг и Або».

К этим нагрудным медалям примыкает еще одна – бронзовая, для сестер милосердия, которые в 1854-1856 годах находились в Крыму.

Несмотря на эпоху, в которой эти награды создавались, наличие эмблем царизма, стиль выражений, сильное влияние религиозных мотивов и не очень высокие их художественные достоинства, ценность исторических знаков - высока. Прежде всего, она состоит в том, что эти награды, стали первыми медалями за женский труд по уходу за ранеными. В условиях крепостной России признание роли общественности в оказании помощи жертвам войны, признание заслуг сестер милосердия имело огромное политическое значение. Ведь эти знаки вручались представителям общества, которые фактически были лишены равных прав с мужчиной.

После Крымской войны русская нумизматика пополнилась многими памятными знаками и медалями, посвященными медицине и Красному Кресту. Однако прямых упоминаний о сестрах милосердия на этих памятниках не встречается. И только в период первой мировой войны появился портретный жетон с надписью «Сестра милосердия». Он был выпущен в 1917 году Российским обществом нумизматов (Р.О.Н.). На лицевой стороне в центре – рельефный портрет женщины в традиционной повязке сестер милосердия. На её груди дана эмблема – «Красный Крест». На верхней кромке жетона крупными буквами отчеканена надпись – «Помощь раненым», а по центру – «Сестра милосердия». На оборотной стороне в лавровом венке, перевитой декоративной лентой, в семь строк надпись гласящая: «Слава русской женщине въ ея подвиге 1914-1917.Р.О.Н.».

Расскажем историю появления этого жетона. В начале первой мировой войны Российское общество нумизматов в благотворительных целях выпустило серию жетонов «Русский солдат», которые распространялись за плату среди населения, а вырученные от их продажи средства шли в фонд Российского Красного Креста. Изготовляла жетоны в серебре и бронзе петроградская фирма «А. Ф. Жакер». Причем один вариант жетона «Русский солдат» выпущен с ушком для ношения на ленте.

Успешное распространение жетона «Русский солдат» побудило Общество нумизматов выпустить второй жетон – «Сестра милосердия». Конечно, успех первого жетона был вызван не солидарностью народа с империалистическими целями войны. Подавляющее большинство населения приобретало этот жетон из сочувствия к солдатам – простым людям, составляющим основу всей русской армии. Для общества было ясно, что и больные и раненые, искалеченные войной, остаются без средств к существованию, становятся нищими. Именно для того, чтобы как-то помочь жертвам войны, и собирало деньги Российское общество Красного Креста.

Эти два жетона - «Русский солдат» и «Сестра милосердия» - относятся к лучшим образцам медального искусства. Портретное и композиционное сходство обоих жетонов как бы подчеркивает общность судьбы простого народа в этой войне. Создателем этих замечательных жетонов был известный скульптор-анималист и медальер Георгий (Егор) Иванович Малышев (1875-1933), выходец из купеческого сословия. Художник остался верен своему народу. И эта вера в доброту и сердечность простого человека воплощена в жетонах в «Русском солдате» и в «Сестре милосердия».

Не менее интересны в этом плане значки ударников первой пятилетки, охватывая по времени период с 1929 по 1933 год, ярко отражая весь пафос героического труда многонационального советского народа, приступившего к индустриализации страны. По далеко не полным данным было выпущено свыше двухсот наименований значков ударников. Среди них имеются также значки с эмблемами медицины и Красного Креста.

Значок ударника-активиста Красного Креста и Красного Полумесяца выглядит как два знамени, обращенные в разные стороны, а древки знамен перекрещены друг с другом и на их стыке – изображение серпа и молота. В центре значка – контуры домен, заводские трубы, трактор. Выше над этими индустриальным пейзажем, в белом круге – красная эмблема Красного Креста и Красного Полумесяца. По верхней кромке дана декоративная лента с надписью «Ударнику КК и КП Активисту». Знамена покрыты красной эмалью, металл-бронза.

Известны и памятные значки с эмблемой Красного Креста, имеющие непосредственное отношение к первой пятилетке. На одном из них изображена зубчатая шестеренка, фигурный щиток с цифрами «518-1040», развевающееся красное знамя с надписью «Да здравствует мировой октябрь», которые образуют круг. В центре круга, на фоне стройки – изображение красного креста. Значок из латуни, частично покрыт красной эмалью. Выпущен он в 1931 году. Для многих нынешних читателей цифры на значке - полнейшая загадка. Тогда как для тружеников первой пятилетки они звучали призывом. 518 –это число крупных фабрик и заводов, 1040 – машинно-тракторных станций, которые должны были вступить в строй в 1931 году.

О чем могут рассказывать марки, посвященные Обществу Красного Креста?

Обратим внимание на марки Бельгии и Нидерландов с изображением маленьких пеликанов, пьющих кровь, вытекающую из раны взрослой птицы. Внизу – красный крест. Тот же сюжет повторяет рисунок на конверте первого дня, изданном в Бельгии в 1956 году. Под рисунком на двух языках – на французском и фламандском надпись: «Честь дающим кровь».

Марка и конверт посвящены донорству. А то, что на марках, посвященных донорству, по традиции изображают пеликанов, то это неспроста… Оказывается, в голодное время, когда птицам грозит смерть от нехватки пищи, их родители, особенно самцы, раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают птенцов. Таким образом, часто многие из выживших пеликанов обязаны родителям жизнью. Эту особенность птиц знали еще в древности. Вот почему изображение этой птицы стало символом бескорыстной помощи людям, символом «службы крови».

В XIX веке на многих приютах и больницах России помещалась эмблема с пеликаном, символизирующая бескорыстие и самоотверженность.

В 1965 году в Советском Союзе были выпущены две почтовые марки, посвященные донорству. На первой – рука с красным цветком и значок донора в виде капли крови. На марке помещен текст: «Кровь донора несет жизнь». На второй – женщина-донор и эмблема Союза Общества Красного Креста и Красного Полумесяца с текстом: «Донорство почетно». А вообще-то слово «донор» происходит от латинского «доноре», что означает «дарю».

В годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалась 5,5 миллионов доноров. Даже в осажденном Ленинграде, в военных госпиталях не было недостатка в донорской крови.

В июне 1944 года «в целях поощрения доноров, сдающих кровь для спасения жизни раненых бойцов и офицеров Красной армии и гражданского населения» М.И.Калинин подписал Указ Президиума Верховного совета СССР «Об утверждении нагрудного знака «Почетный донор СССР».

Прошли годы, но по-прежнему на переднем крае борьбы за жизнь человека рядом с врачом стоит донор. Успехи сердечнососудистой хирургии, лечение ожогов и других тяжелых заболеваний невозможны без применения донорской крови. Вот почему марка с изображением пеликанов воздает «честь дающим кровь».

Любопытны выпуски почтовых марок с портретом Анри Жан Дюнана (1828-1910), швейцарского общественного деятеля, инициатора создания международного общества «Красный Крест» (1863), Нобелевского лауреата премии мира (1901).

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города Женева. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Молодой Анри Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет А. Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Но Дюнан не опускает руки, а с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. В это время Наполеон III находится в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск.

И Дюнан отправляется в Италию. Здесь Анри Дюнан стал свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых. Ужасным последствием битвы при Сольферино было то, что девять тысяч человек, больных и раненых, остались умирать на поле боя.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает в своей книге Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненых, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах... Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших погребают в течение трех дней.

Потрясенный увиденным, Дюнан издает книгу «Воспоминания о битве при Сольферино» и пробует создать Общество помощи раненым.

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет, накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Благодаря его усилиям был основан Международный комитет Красного Креста и в 1864 году принята первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых в сухопутной войне. В 1901 году совместно с французом Фредериком Пасси он стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Полученную крупную денежную сумму Дюнан передал на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствовал этому образу. Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели.

Анри Дюнан завершил земной путь 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату. Ныне его имя мало кому известно, но его творение знают все.

День рождения А. Дюнана - 8 мая - отмечается как Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца.

Марки и почтовые блоки в честь Анри Дюнана выпущены почтовыми ведомствами Кот-д’Ивуара, Конго, Ганы, Уганды, КНР, Бельгии, Литвы, Латвии, Норвегии, Швеции, Того...

А деятельность Международного движения Красного Креста и на сегодняшний день продолжается…

Международный Комитет Красного Креста (МККК), созданный в 1863 году, основатель движения Красного Креста имеет штаб-квартиру МККК, которая находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП). Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.

Национальные общества Красного Креста существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане - общества Красного Полуме-сяца, в Иране - Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь.

Дело опекуна Пешкова. В биографии великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького есть один примечательный, но малоизвестный факт. В 1899 году он включился в организацию на Звездинском пруду Нижнего Новгорода бесплатного детского катка. В газете «Новгородский листок» появилась заметка, посвященная открытию катка: «Вчера нижегородский курносый и голубоглазый «радостный народ» шумно и весело отпраздновал открытие бесплатного катка, устроенного для него секцией гигиены и воспитания».

А дальше, искренне сожалея, что секции не хватает средств, чтобы приобрести для ребят как можно больше коньков, Алексей Максимович обратился к читателям с призывом:

«Хорошо бы помочь секции в славном деле устройства развлечений для бедных детей города. Нет ли у кого старых коньков? Или не найдется ли людей, которые дали бы на коньки?.. В этом много удовольствия и радости для детей, и, право, не грех доставить им, жителям тесных чердаков и сырых подвалов, возможность покататься на льду на чистом зимнем воздухе.

Буде найдутся люди, которым приятно это, пусть они пришлют коньки или деньги в редакцию «Н.л.» или в квартиру А.М.Пешкова (Полевая, Д. Курепина, 14)».

Для катка на первых порах удалось достать только тридцать пар коньков. «Было немного грустно смотреть на этих маленьких славных людей, - отмечал Горький. И масса ребятишек должна была, повесив носы, отойти в сторону, и там ждать, пока товарищи накатаются».

Утром и вечером можно было видеть высокую сутуловатую фигуру М.Горького на катке среди мальчишеской ватаги. И называл он себя полушутя-полусерьезно «известным конькобежцем Горьким».

Далеко не всякому известно, что писателю принадлежат такие слова: «Человек растет в действии. Мы видим, как выправляет людей физическая культура».

Знаменосец из Сормова. На одноэтажном кирпичном здании, что с мая до глубокой осени утопает в густой изумрудной зелени, в заштатном русском городке Судже, мемориальная доска, указывающая, что здесь музей сормовского рабочего-революционера Петра Андреевича Заломова (1877-1955).

Со школьной скамьи, нам, людям старшего поколения, известно это имя. Сормовский рабочий Петр Заломов, послужил прообразом героя романа М. Горького «Мать» Павла Власова.

Пожалуй, не было в округе человека, который не знал бы хозяина этого дома. Ведь о Заломове ходили легенды. Молодой рабочий нес красное знамя во время первомайской демонстрации сормовских рабочих в 1902 году.

Затем последовала сибирская ссылка, откуда Заломов дерзко бежал. Совершить этот побег ему помог Максим Горький. Тогда же Заломов добрался до Петербурга. Вместе с двумя другими товарищами был послан на поиски оружия, которое было доставлено из-за границы и спрятано на дне Финского залива. А вскоре Петра Заломова уже видели на московских баррикадах.

Прирожденный агитатор и оратор, он, словно магнитом, притягивал к себе слушателей. Суджанцы считали Петра Андреевича своим первым другом и советчиком. Они стал уже его земляками: ведь в Судже, где самодержавные власти «милостиво» разрешили Заломову жить, он провел 35 лет… Едва свершилась Октябрьская революция, как бывший сормовец снова включился в активную борьбу. Первый уездный съезд советов избрал его комиссаром труда. Весной 1918 года на жизнь Заломова покушались местные – суджанские контрреволюционеры. Осенью того же года его приговорили к расстрелу петлюровцы, а в 1919 году его чуть было не повесили деникинцы…

В этом доме в слободе Гончаровке Заломов писал свою автобиографическую повесть «Петька из вдовьего дома», которую начал по просьбе М. Горького. Впоследствии она была опубликована. Литературные критики назвали повесть своеобразным прологом к роману «Мать». Вот что вспоминал сам Заломов: «Алексей Максимович Горький заставил меня описывать всю мою жизнь, начиная с детства. Я тогда смеялся. Мне казалось это ненужным… Но теперь я понял, что моя жизнь может научить других тому, как надо жить…»

Когда началась Великая Отечественная война, П. А. Заломову было далеко за шестьдесят.

Благодатная земля Кокшетау взрастила таких легендарных батыров казахской степи, как Акан-сери, Балуан Шолак, Биржан-сал, Кажымукан Мунайтпасов.

Акан-сери (1843-1913), как известно, был композитором и певцом, однако он никому не уступал на скачках на своем Кулагере, выступал на состязаниях вместе с беркутом по кличке Каратургай и ястребом Кокжендет.

Балуан Шолак (1864-1916) пел, играл на домбре, одновременно был прославленным борцом. Разъезжая по аулам, собирал вокруг себя одаренную молодежь, составляя группы, которые демонстрировали перед народом своё искусство и физическую силу.

Кажымукан Мунайтпасов (1871-1948) побеждал на чемпионатах мира в 1908, 1909, 1911, 1913, 1914 годах по классической борьбе.

Поклонение синему цвету уходит корнями в далекое прошлое. Все начиналось, как всегда, со всевышних. Вавилонский бог Мардук и персидский бог митра носили небесно-голубые накидки. Голубыми сапфирами украшен был трон бога Ягве. Синие покрывала лежали на священных предметах. Божественную краску приняло христианство: в голубых одеждах изображали Деву Марию, цвет этот олицетворял единство «Отца, Сына и Святого Духа». В Древнем Египте синий цвет нравился нильским божествам. Голубые платья носила богиня Изида. В Китае с этим цветом связывали идею бессмертия.

В Европу синева пришла с Востока, предположительно из Китая и Индии. Отсюда и возникло название «индиго» - «индийская краска». Расцвет «голубой культуры» начался в Европе в XIII веке. Индиго, добываемое из одноименного кустарника, привозили из заморских стран португальские купцы. Лишь позднее синюю краску научились получать из местных растений. Еще более редким был ультрамарин, который изготовляли на минеральной основе, из порошка ляписа. Скупой Дюрер-старший жаловался, что эта краска стоит очень дорого и наносил её на полотна тонким слоем. Великий Леонардо да Винчи (1452-1519) тоже использовал ультрамарин только в тех случаях, когда на этом настаивал заказчик. С тех пор синяя краска приобрела особое значение в живописи. Лазурь икон Андрея Рублева (ок. 1360-70 – ок. 1430) и голубые тона Михаила Врубеля (1856-1910), синее яйцо русского ювелира Карла Фаберже (1846-1920), синяя «Всадница с голубями» Марка Шагала (1887 - 1985).

Бельгийский драматург и поэт, Нобелевский лауреат Морис Метерлинк (1862-1949) не случайно охотился за «Синей птицей» (1908). Полководцы недаром любили облачаться в синие мундиры. Да и наша планета не зря названа голубой. Цвет этот придает человеку силы, олицетворяя собой неземную власть.

На Востоке открыли еще одно свойство синего цвета: он защищает человека от злых духов и дурного глаза, отпугивает хищников. В научно-исследовательском институте Бомбея путем экспериментов и наблюдений за поведением животных пришли к поразительному выводу – тигры боятся синего цвета. Полосатые разбойники, похищающие у крестьян овец, боязливо обходят стороной те овчарни, стены которых выкрашены синим.

Обычай заворачивать новорожденных в голубые пеленки пошел от желания уберечь от сглаза и порчи. А поскольку на Востоке всегда ценили наследников исключительно мужского пола, то в голубое рядили только мальчиков. Розовые пеленки придумали для девочек много позже.

Видимо, не случайно появились и голубые каски миротворческих сил ООН, и голубые мигалки на машинах «Скорой помощи». В обоих случаях синий цвет приносит справедливость и милосердие. Правда, исключения бывают везде. Случается, синяя краска служит и «темным силам». Как тут не вспомнить «Синюю бороду» и голубые болотные огни, завлекающие ночного путника в трясину.

Государственный национальный природный парк «Чарынский каньон» находится в 200 километрах к востоку от города Алматы. Уникальные формы размыва и выветривания рельефа переносят человека в сказочный мир причудливых скульптур из песчаных желто-красных скал. Чего стоят одни названия: «Долина замков», « Ведьмино ущелье», «Ущелье дракона»… Высота отвесных склонов нерукотворных колонн, дворцов и арок достигает 150-300 метров. Чарынский каньон заслуженно называют «младшим братом» Большого каньона в штате Колорадо в США, а реку Чарын – «сестрой » реки Колорадо.

Знаменитый Чарынский каньон, идущий вдоль реки с северо-востока на юго-запад, начинается в Жаланашской долине и тянется на 154 километра до реликтовой ясеневой рощи.

В советское время уникальные природные ландшафты стали «декорациями», в которых снимали свои приключенческие фильмы «Апачи» (1973) и «Ульзана» (1974) из «индейской» серии кинематографисты студии «ДЕФА» из Германской Демократической Республики, а уже в эпоху Независимого Казахстана кинематографисты студии «Казахфильм» сняли здесь исторические драмы «Кочевник», «Сардар», «Жаужүрек бала».

Дом Будденброков. Немецкий Любек почтил музеем двух своих знаменитых сынов – братьев Генриха (1871-1950) и Томаса (1875-1955) Маннов. Дом с барочным фасадом, принадлежащий семье Маннов, давно носит название «дом Будденброков» и знаком большинству поклонников немецкой литературы. Кстати, за роман «Будденброки» Томас Манн был удостоен Нобелевской премии 1929 года. Несмотря на столь важную роль любекский дом за своим фасадом скрывал не имеющий отношения ни к маннам, ни к мировой литературе денежный институт. И вот теперь в «доме Будденброков» функционирует мемориальный музей Генриха и Томаса Маннов – немецких писателей и общественных деятелей. Создать его позволили пожертвования многочисленных отечественных и зарубежных поклонников творчества Маннов. На первом этаже разместилась постоянная экспозиция о жизни и творчестве двух братьев-писателей. На втором этаже – помещения для лекций, демонстрации фильмов и временных выставок.

Удивительная история знаковой песни «Этот день Победы» композитора Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова. Действительно, сегодня без этой песни невозможно представить праздник 9 мая. И даже не верится, что когда-то эта песня, ставшая символом и своеобразным гимном Великой Победе, была забракована музыкальными критиками за то, что в ней якобы слышались нотки капиталистического джаза, фокстрота и даже марша из времен царской России.

Но талантливые песни прорываются через все преграды и через года приходят к людям, чтобы остаться с ними навсегда…

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк