Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Экологическое воспитание детейраннего возраста


1 апреля 2016, 07:21 | 834 просмотра


Критическая ситуация с экологическим состоянием планеты требует пересмотра многих вопросов, в том числе и воспитания подрастающего поколения. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующая на основе глубокого знания и понимания законов природы, сознание того, что человек не властелин природы, а её часть. Сознательное, бережное отношение и любовь к природе каждого человека должно формироваться, начиная с первых лет жизни. Взрослые должны в детях воспитывать «экологическую культуру»- единение человека с природой.

В первую очередь у взрослых должно совершенствоваться экологическое сознание. Именно сознание формирует тот коллективный разум, который определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей планеты.

Во-вторых, взрослым необходимо стремиться пробудить интерес у детей к знанию жизни растений и животных. Для этого детям следует работать в уголке природы: ухаживать за комнатными растениями, за домашними животными, работать на участке и готовить почву для посадки рассады цветов, высеивать семена и т.д.

Надо стараться научить детей к проявлению любви, заботы и доброты к животным и растениям, а не только учить их навыкам ухода за ними. Для этого надо ходить с детьми на экскурсии в парк, лес, где дети смогут познакомиться с различными экологическими системами. Там детям предоставляется возможность познакомиться с жизнью насекомых, животных и рассмотреть их внешнее строение. Также детям нужно рассказывать о пользе, которую приносят животные, насекомые и растения.

Представления детей о природе расширяются и уточняются на тематических занятиях. В качестве наглядности на таких уроках можно использовать материал, собранный на участке, в парке, а также муляжи, картины и открытки. Такие задания, на которых дети будут рассматривать, и сравнивать эти материалы, выделять их черты сходства и различия способствуют к знакомству с главными признаками предметов природы и природных явлений.

К тому же для хорошего ознакомления с природой нужно использовать дидактические игры. Например, игра «Опиши, мы отгадаем» воспитатель или сами дети описывают растение или животное, а затем угадывают его название. Дидактические игры не только помогут ознакомлению детей с природой, а также с помощью таких игр речь детей быстро и хорошо развивается.

Очень полезно наблюдать за растениями в разные времена года. Ребенок, тщательно рассматривая окраску растений, листьев должен выяснить, что некоторые растения в разные времена года меняют свой цвет. По результатам таких наблюдений в природе делаются выводы о характерных признаках каждого времени года. Использование различных приёмов познания природы способствует развитию логического мышления детей.

Организуя наблюдения детей в природе, мы должны стремиться, чтобы они не только получили полное представление о предметах и явлениях природы, но и могли выразить свои представления словами и научились творческому рассказыванию.

Надо сформировать у детей ценностные основы отношения к действительности. Ребенку необходимо чувствовать себя покровителем окружающей его природы, испытывать радость экспериментирования с объектами не живой природы, открывать новое в знакомом и знакомое в новом, вычислять простейшие закономерности. У ребенка надо воспитывать бережное отношение к природной среде, к сохранению и преумножению, по мере своих сил, богатств природы.

Ребенка завораживает таинственность и загадочность явлений природы, он проникается ее красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Так и формируется начало экологического сознания у детей.

Автор:
Темирбекова Гульжан Воспитатель «Дома ребенка». Город Талдыкорган.