Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА, или ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


15 февраля 2016, 03:00 | 1 683 просмотра



Со временем тайное - становится явным.

Житейская истина

Историю можно возвысить только правдой, очернить – только ложью. Поиск исторической правды может увенчаться успехом лишь на пути всестороннего, углубленного познания конкретно-исторической действительности, осмысления причин и следствия, частью которого является наша жизнь. Людям присуще гордиться достижениями и историческим прошлым. В истории многих народов мира есть имена политиков и военных, ученых и поэтов, изобретателей и спортсменов, чья деятельность, подвиги, открытия стали весомым вкладом в развитие цивилизации. Жизнь яркой личности – предмет нашего внимания, а её труд – пример к подражанию и самовоспитанию.

Выпускницы Смоленского института благородных девиц (основан в 1764 году) обязаны были уметь выполнять три вида работ, если же такое ими не выполнялось, то даже та, что помолвлена, оставалась не замужней. Надо было знать шесть языков, уметь делать сто пятьдесят швов, то есть знать толк в рукоделии, а также шить. Императрица Екатерина II преуспела в восьми делах, чем очень гордилась, так и тем, что она умела собственноручно стирать бельё.

Только в начале XVIII века первым в Европе получил твердый фарфор немец Иоган Бёргер (1682-1719). Однако родиной фарфора по праву считается Китай, где в IV-VI вв. он и появился в процессе спекания фарфоровой массы из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца.

Нынешний, 2016-й, год 177-летия, М.П.Мусоргского (1839-1881), великого художника, который ночами писал свои полные вещего смысла музыкальные произведения, не слишком-то заботясь ни о здоровье, ни о личном благе и тщеславии. Примечательно, что Мусоргский – один из немногих русских композиторов, кто ни разу не выезжал за границу, и это даже несмотря на настойчивые приглашения восхищавшегося им венгерского композитора, пианиста и дирижёра Ференца Листа (1811-1886). Ответ русского композитора был таков: «Невозможно». Тогда он был всецело поглощен «Хованщиной» - жадно читал исторические источники по XVII веку, перечитывал «Историю России с древнейших времен» Сергея Соловьева (1820-1879) и искал спокойствия – условия, при котором только и «возможно сосредоточиться, засесть в свою коробочку и оттуда посматривать на действующих лиц: какие они там такие?»

Характерный пример рождения музыки Мусоргского – его рассказ о том, как появилась на свет его пьеса «Интермеццо». Зимой 1861 года композитор гостил у матери в родной деревне на Псковщине. Морозным солнечным днем он увидел толпу мужиков, шагавших по снежному полю, поминутно проваливаясь в сугробы. «Это, - вспоминал Модест Петрович, - было все вместе и красиво, и живописно, и серьезно, и забавно. И вдруг вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая верх и вниз» мелодия…»

Без Мусоргского уже невозможно представить не только русскую, но и мировую культуру, как невозможно представить её без Достоевского, Микеланджело или Шекспира. Оперы его идут в лучших театрах мира с неизменным успехом. Музыкальный гений - М.Мусоргский для нас оставил все, что создал, так как считал: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем».

Тайна одной книжной сноски. Оказывается и великих мира сего случаются перепады настроений и восторженного отношения к кумирам и былым учителям-гуру. Читаю Лидию Корнеевну Чуковскую (1907-1996), её «Записки об Анне Ахматовой», узнаю, что…

В ранней юности Анна Ахматова возвышенно относилась к поэту Валерию Брюсову (1873-1924): знала наизусть и любила его стихи. Об этом свидетельствуют хотя бы её письма к С.В.Штейну. Но вот 27 сентября 1939 года Анна Андреевна допустила следующее высказывание:

- Меня приглашают на Брюсовский юбилей. Выступить с воспоминаниями.

- Но ведь вы – как и я – его не любите, кажется? – спросила Лилия Чуковская.

Анна Ахматова ответила:

- Лично с ним я не была знакома, а стихи его не люблю и прозу тоже. В стихах и Гелиоглобал, и Дионис – и притом никакого образа, ничего. Ни образа поэта, ни образа героя. Стихи о разном, и все похожи одно на другое. И какое высокое мнение о себе: культуртрегер, европейская образованность… В действительности никакой образованности, перевел эпиграф к пушкинскому «Пажу»: «Это возраст херувима» - вместо Керубино! Писал статьи о теории поэзии и вдруг в письме проговорился: «собираюсь прочесть «Art poetigue» Буало… Да как же смел писать, не прочитав? Образованность! А письма какие скучные. Я читала его письма к Коле (Гумилеву) в Париж. В них, между прочим, он настойчиво рекомендует Коле не встречаться с Вячеславом Ивановым (1866-1949): хотел, видно, сохранить за собой подающих надежды из молодых. А Вячеслав Иванов умница, великолепно образованный человек, тончайший, мудрейший. Через некоторое время Коля написал Брюсову (11 мая 1909): «Познакомился с Вячеславом Ивановым и только теперь понимаю, что такое стихи…» По дневнику (книга В.Брюсова «Из моей жизни. Моя юность» 1927), видно, какой дурной был человек. Одна запись: «Под видом массажа крутил руки брату». А брат был болен. Гадость какая! И зачем это записывать? Он полагал, что он гений, и потому личное поведение несущественно. А гениальности не оказалось, и судиться пришлось на общих основаниях.

Административные способности действительно были большие. Но и только. Для русской культуры он человек несомненно вредный, потому что все эти рецепты стихосложения – вредны.

Она произнесла эту речь оживленно, энергично, из вежливости обращаясь главным образом к застенчивой и упорно молчавшей Рахили Ароновне Брауде (1901- 1970).

В период блокады вокруг Ленинграда (1941-1944), в городе были расстреляны все немцы, финны, поляки, которых отчего-то определили как потенциальных врагов и сотрудников оккупантов. Однако, в город на Неве было переселено все население близь расположенных сел и деревень. Сразу как кольцо блокады сомкнулось, проведена самая тщательная перепись населения. Её данные показали, что в блокадном городе 10 миллионов человек, а когда блокада была снята, то живыми осталось лишь 600 тысяч ленинградцев

Пуля, от которой погиб премьер-министр Швеции Улов Пальме (1927-1986), была найдена в нескольких десятках метров от места преступления. Она оставалась единственной неопровержимой уликой, которой обладали следственные органы. Однако данные о её калибре (9мм) и весе (11 граммов) долгое время были не способны дать точный ответ на вопрос о том, из пистолета какой модели был совершен смертельный выстрел. Бессилие следственных органов стало притчей во языцех и наводило общественность на некоторые вполне определенные размышления о так называемом «полицейском следе». Не исключено, что именно поэтому даже рекордная сумма вознаграждения (7 миллионов долларов) тому, кто сможет помочь властям разыскать убийцу, не в состоянии сдвинуть дело с мертвой точки.

В книге писателя Свена Анера «Полицейский след» проанализирован ряд обстоятельств, свидетельствующих о том, что полиция могла быть замешана в убийстве Улофа Пальме. Полицейские власти сознательно предоставили следственным органам неверные данные о времени прибытия блюстителей порядка на место преступления. Пуля убийцы настигла возвращающегося с женой из кинотеатра «Гранд» премьер-министра 28 февраля 1986 года в 23 часа 21 минуту. Когда супруги подошли к перекрестку с улицы Туннельгатан, к ним подошел одинокий мужчина, который дважды выстрелил, как было установлено следствием, из револьвера марки «Смит-Вессон». Немногочисленные свидетели трагедии, сразу же вызвали полицию. Две минуты спустя на место происшествия приехал комиссар Гёста Сёдерстрём. Однако в полицейском протоколе фигурирует другое время прибытие комиссара – 23 часа 30 минут. Подобные манипуляции со временем, считает автор книги, могут свидетельствовать о том, что была предпринята попытка либо помочь преступнику скрыться, либо оправдать непрофессионализм полицейских.

Нет однозначных ответов на вопросы о роли шведской полиции безопасности СЕПО. Ведь только ее сотрудникам было известно о том, что У.Пальме находился в кинотеатре без телохранителей. Выяснилось также и то, что еще за три недели до убийства сотрудник отдела по борьбе с терроризмом СЕПО А. Карлссон был предупрежден по телефону неизвестным лицом о планируемом преступлении в отношении У. Пальме. Тогда он якобы не придал значение этому сообщению. А в момент убийства тот же Карлссон нес дежурство на центральном пульте СЕПО и тем самым фактически руководил всеми имевшимися в ту роковую ночь полицейскими силами.

Известно также, что отношения между У. Пальме и агентами СЕПО были далеко не безоблачными. Еще в 1969 году тогдашний начальник полиции безопасности считал, что У.Пальме, занимавший в то время пост министра просвещения, представляет угрозу для безопасности Швеции из-за активных выступлений против «грязной войны» США во Вьетнаме. Улаф Пальме, в свою очередь, в течение многих лет пытался приструнить СЕПО, заявив однажды, что Швеция не нуждается в секретной службе. Конечно, знал покойный премьер-министр и о том, что в СЕПО мало кому нравится его активная деятельность в Международной независимой комиссии по вопросам разоружения и безопасности, его критика «звездных войн» и агрессивных намерений США по отношению Никарагуа, его гневное неприятие фашистской хунты Пиночета в Чили.

Трагическая гибель Улафа Пальме за три дня до его запланированного официального визита в СССР показала, что великого шведа «убрали» в тот момент, когда он установил тесные связи во всем мире с наиболее влиятельными государственными деятелями, для которых борьба за прекращение гонки ядерных вооружений и разоружение стала целью жизни. Его авторитет в мире был велик, политический опыт – бесценен, к его словам прислушивался весь мир. Именно поэтому он абсолютно не устраивал круги, наживающиеся на гонке вооружений, кто делает на неё ставку – финансовую и политическую. Отдавая дань уважения этому великому шведу, следует помнить, что благодаря его усилиям многие в нашем неспокойном мире убедились: даже маленькая страна, какой является Швеция, способна благотворно влиять на отказ от застарелых догм блокового мышления, активно выступать посредником в острых конфликтах, эффективно содействовать достижению безъядерного мира.

Главный подозреваемый некий Кристер Петтерссон (1947-2004), которого в итоге приговорили в 1989 году к пожизненному лишению свободы, был позднее отпущен на свободу. Доказать его вину так и не удалось, хотя сам Петтерссон многократно то подтверждал, то опровергал свою вину. В настоящее время есть версии, что Петтерссона подставили и что он застрелил премьер-министра по неосторожности.

Маршал Г. К. Жуков (1896-1974) проявлял себя как большой любитель серьезной музыки и оперного пения. Известно, что он не любил афишировать свою спонсорскую помощь и всяческую поддержку оперному певцу Борису Штоколову (1930-2005), на собственные сбережения содержал студента консерватории.

Судьба членов семьи Вольфов. В 1988 году, тогда еще в ГДР широко и торжественно отмечался столетний юбилей со дня рождения выдающегося немецкого писателя-антифашиста Фридриха Вольфа (1888-1953), одного из основоположников немецкой социалистической драматургии. Его пьесы «Бедный Конрад», «Цианистый калий», «Доктор Лили Ваннер», «Что посеешь…» служили и оружием в политической борьбе. Наивысшими достижениями Ф. Вольфа стали драмы «Матросы из Каттаро» (1930) и «Профессор Мамлок» (1933).

В юбилейные дни Москву посетил сын Фридриха Маркус Вольф, который присутствовал на открытии мемориальной доски на доме, где с 1934 по 1945 год жила семья драматурга. Здесь же в Москве он дал интервью западногерманскому журналу «Der Spiegel», в котором поведал о своей книге «Тройка».

«Тройка» - это фактически последний замысел Конрада Вольфа, известного режиссера, брата Маркуса. Он собирал материалы для фильма о второй мировой войне на примере судеб трех семей. После прихода к власти НСДАП семья Вольфов эмигрировала в Швейцарию, затем во Францию и в 1934 году - в СССР. В 1936 году в Москве одиннадцатилетний Конрад подружился с Лотаром Влохом, также из семьи немецких эмигрантов, и сыном американского журналиста Виктором Фишером. Война разлучила друзей: Конрад вступил в Красную Армию, Лотар попал в люфтваффе, а Виктор служил в войсках США. Лишь в 1975 году «тройке» суждено было вновь соединиться.

Этот замысел удалось воплотить Маркусу Вольфу в своей книге. Её выход в свет весной 1989 года одновременно в двух издательствах («Ауфбау» в Берлине и «Экон» в Дюссельдорфе) был приурочен к юбилею отца - Фридриха Вольфа. А в конце года с ней познакомились читатели в Советском Союзе.

Примечательна судьба автора «Тройки». Маркус Вольф родился в семье еврейского врача, писателя и коммуниста Фридриха Вольфа. Младший брат Маркуса – талантливый кинорежиссёр Конрад Вольф (1925-1982).

В Москве Маркус учился сначала в немецкой школе имени К. Либкнехта, потом в русской школе имени Фритьофа Нансена. С началом Великой Отечественной войны семью Вольфов эвакуировали в Казахстан, откуда Маркус Вольф был направлен в школу Коминтерна в Кушнаренкове под Уфой, где велась подготовка агентуры для заброски в тыл противника. Из-за ряда провалов агентов было решено основные кадры из числа молодых немецких эмигрантов сохранить для работы в послевоенной Германии.

В 1944 году Маркус Вольф женился на Эмми Штенцер, дочери немецкого коммуниста Франца Штенцера, погибшего в концентрационном лагере Дахау в 1933 году. Еще перед войной Маркус мечтал заниматься самолетостроением. Он поступил учиться в Московский авиационный институт. Окончить институт ему не удалось: в конце мая 1945 года Маркуса направили на работу в Германию вместе с группой Вальтера Ульбрихта, которая должна была готовить приход к власти коммунистов. По прибытии в Берлин Ульбрихт направил Вольфа на Берлинское радио, которое находилось в Шарлоттенбурге, в британском секторе Берлина и было своего рода форпостом начинавшейся холодной войны. На антифашистском радио, создававшемся на месте имперского радио времён Геббельса, Маркус Вольф писал внешнеполитические комментарии под псевдонимом Михаэль Шторм, работал репортёром и руководил различными политическими редакциями. По заданию Коммунистической партии Германии с сентября 1945 года он, работая на берлинском радио, вел репортажи с процесса по делу военных преступников в Нюрнберге.

После образования ГДР в октябре 1949 года и её признания Советским Союзом Маркусу Вольфу была предложена должность первого советника посольства в дипломатической миссии ГДР в Москве, ради дипломатической карьеры Маркус Вольф был вынужден отказаться от советского гражданства и в ноябре вылетел в Москву вместе с Рудольфом Аппельтом и Йозефом Шюцем. Дипломатическая карьера Вольфа продлилась всего полтора года, и в августе 1951 года он был вызван в Берлин Антоном Аккерманом, который по поручению партийного руководства создавал политическую разведслужбу. Маркус Вольф перешёл на работу во внешнеполитическую разведку, которая в целях маскировки размещалась под крышей Института экономических исследований, созданного 16 августа 1951 года.

В декабре 1952 года Маркус Вольф был назначен руководителем внешней разведки. Вначале численность сотрудников и агентов разведки была невелика. По словам самого Вольфа, в конце 1953 года за рубежом работало 12 внедрённых агентов и ещё 30-40 человек готовилось к внедрению. Особую сложность в работе разведки представляло то, что многие зарубежные страны отказывались признавать ГДР и приходилось использовать только нелегальные методы разведки (не было посольств, в которых могли работать легальные агенты).

Долгое время Маркуса Вольфа называли на Западе «Человеком без лица», поскольку с 1950-х годов разведывательным службам Запада не удавалось добыть фотографию главы контрразведки ГДР. Вольф мог относительно свободно перемещаться по Европе. В 1979 году сотрудник Маркуса Вольфа, старший лейтенант госбезопасности и агент Федеральной разведывательной службы ФРГ Вернер Штиллер бежал в ФРГ и опознал своего начальника на одной из фотографий, сделанных во время пребывания того в Стокгольме. Фотография Маркуса Вольфа вскоре появилась на обложке сенсационного выпуска журнала «Der Spiegel».

В 1960-е годы именно внешняя разведка ГДР в тесном сотрудничестве с КГБ осуществляла «экспорт» революционного движения в страны Азии и Африки. К 1986 году на внешнюю разведку ГДР работало около 1500 внедрённых агентов, не считая легальную агентуру при посольствах и вспомогательных агентов. Многие агенты занимали достаточно высокое положение, в частности, агент Гюнтер Гийом работал помощником канцлера ФРГ Вилли Брандта.

Смерть брата Конрада потрясла Маркуса Вольфа и заставила круто изменить свою жизнь. В 1986 году он вышёл в отставку и посвятил все свое время поискам материалов для книги «Тройка».

И хотя в центре повествования реальная история трех друзей, отчетливо просматривается личная оценка описываемых событий, неприятие автором сталинской политики. И красной нитью через книгу «Тройка» проходит простая, всем понятная мысль, что дружба не знает ни политических, ни географических границ.

С падением Берлинской стены Маркус Вольф эмигрировал в Советский Союз, после августовского путча запрашивал политическое убежище в Австрии, но, в конце концов, в сентябре 1991 года принял решение вернуться в Германию, где был арестован и 11 дней провёл в одиночной камере, после чего был освобождён под залог. В 1993 году был приговорён к 6 годам лишения свободы. В 1995 году приговор был отменён Федеральным конституционным судом Германии, но в 1997 году суд Дюссельдорфа приговорил его ещё на три года условно. В 1995 году Федеральный конституционный суд Германии вынес решение, которым освободил офицеров разведки ГДР от преследований по обвинениям в государственной измене и шпионаже. По словам самого Маркуса Вольфа, на допросах он не выдал ни одного из известных ему агентов внешней разведки ГДР.

До самой смерти Маркус Вольф занимался литературной деятельностью: писал мемуары и прозу. Ряд книг был издан на других языках народов мира, в том числе и в России. Он скончался 9 ноября 2006 года в Берлине, похоронен, как и его знаменитый отец, Фридрих и брат Конрад Вольфы, на мемориальном кладбище Фридрихсфельде.

В 2015 году в популярной молодогвардейской серии биографий «ЖЗЛ» увидела свет книга «Маркус Вольф», автором которой стал популярный писатель Леонид Млечин. Конечно, Маркус Вольф мог стать успешным авиаконструктором, как хотел в юности. Или популярным писателем, что ему почти удалось, когда он вышел на пенсию. Этот разносторонне одаренный, яркий, волевой человек с мощным интеллектом добился бы успеха в любом деле. Но судьба привела его в мир специальных служб. Руководитель Главного управления разведки Министерства государственной безопасности Германской Демократической Республики генерал Маркус Вольф стал легендой при жизни. Однако и после его смерти осталось немало загадок. Писатель Леонид Млечин создал портрет суперразведчика на фоне драматической эпохи и недолгой истории ГДР, государства, исчезнувшего с политической карты мира.

Для чего придуман псевдоним? Многие известные киноактеры прославились не под своими настоящими именами, а под псевдонимами. Так, Макс Линдер в жизни был Габриелем Левьелем, Марлен Дитрих – Марией фон Лош. Мэрилин Монро до того, как принять это звучное имя, была нормой Бейкер. Грета Горбо носила фамилию Густафсон, Марина Влади была Поляковой, её псевдоним – сокращение отчества (Владимировна). Певица Эдит Гасьон, приехав из провинции в Париж, стала выступать под именем Эдит Пиаф, иначе Эдит - воробышек, как нельзя более подходящим к её внешности. А псевдоним Джонни Холлидей маскировал француза Жана-Филиппа Сме.

Художник Василий Перов был незаконнорожденным сыном барона Г. Криденера. Он сначала носил фамилию своего крестного отца – Васильева. Дьячок, учивший маленького Васю грамоте, прозвал его Перовым за хороший почерк. Прозвище стало его фамилией, под которой этот художник прославил русскую живопись.

А теперь про мастера авторского кино - Вуди Аллена. Мало кому известно, что Вуди Аллен – это псевдоним американского кинорежиссера, актера-комика, продюсера, драматурга и прозаика-сатирика, чьё настоящее имя – Аллен Стюарт Кёнигсберг, а полное официальное имя — Хе́йвуд А́ллен (родился в 1935 году).

Вуди Аллен поставил несколько фильмов, в которых он выступил как автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли. Его фильм «Энн Холл» (1977) был удостоен трех «Оскаров». К тому же Вуди Аллен четырёхкратный обладатель премии «Оскар», а также известен как знаток литературы и кинематографа, музыки, а также джазовый кларнетист.

Аллен заслужил любовь публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр — «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов.

Вуди Аллен неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности.

Новости современной истории, вычитанные в фейсбуке. Депутат Государственной думы РФ Максим Шингаркин направил запрос в Генпрокуратуру (имеется в распоряжении «Русской планеты») с просьбой проверить заявления идеолога блокады Крыма главаря «Меджлиса» Мустафы Джемилева и привлечь в качестве свидетеля Михаила Касьянова по факту нарушения уголовного законодательства в части статьи 280.1. «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В случае подтверждения выводов предварительного следствия парламентарий требует возбудить уголовное дело против бывшего премьер-министра России.

По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, российская несистемная оппозиция участвует в работе январской 2016 года сессии ПАСЕ исключительно ради самопиара.

«Там, в ПАСЕ, понимают, что оппозиционеры приезжают туда, чтобы заниматься самопиаром»,- сказал он во время пресс-конференции.

Как сказал А. Пушков, приглашение несистемной оппозиции из РФ стало ответом ПАСЕ на отказ российской делегации участвовать в работе структуры. Также А. Пушков заявил, что ознакомился с форматом выступлений оппозиционеров в ПАСЕ - «это маргинальный фактор в работе Совета Европы».

Напомним, как сообщала Правда. Ру, официальная делегация России отказалась участвовать в открывшейся 25 января в Страсбурге очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Вместо нее в мероприятиях, посвященных РФ, принимает участие несистемная оппозиция. Председатель «Парнаса» Михаил Касьянов представил доклад, в котором говорится об ухудшении ситуации в стране после убийства Бориса Немцова.

«Путин в шоке» от экономической ситуации в стране и знает, что делать. Режиму осталось несколько месяцев - правда, при условии сохранения санкции. Которые должны быть продолжены, поскольку «действуют». Так высказался председатель партии «Парнас» Михаил Касьянов, который съездил в Страсбург - пообщаться с делегатами Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Поскольку российские парламентарии от поездки в Страсбург, как известно, отказалась, то, по мнению господина Касьянова, это и к лучшему, ибо официальная делегация не представляет мнение российского общества, а «выполняет приказы Путина». Зато теперь у несистемной оппозиции появилась возможность «помутить воду».

Со стороны выглядит смешно, но «борцам с режимом» не привыкать. Ради лишней поездки в Вашингтон, Брюссель, Страсбург или даже Таллин – можно всякое потерпеть?

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк