Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ОТЗВУК МИНУВШИХ ЛЕТ


22 декабря 2015, 17:28 | 1 474 просмотра



Как известно, историки – народ дотошный, падкий на загадки, на странности, на сенсации и (подобно журналистам) на разного рода «клубничку», в которой никогда нет недостатка, чьей бы жизни это ни касалось… Но как быть с правдой, с истиной, которая всегда одна.

Не могу здесь не процитировать Уильяма Блейка (1757-1827) – английского поэта и художника, сказавшего: «Истину нельзя рассказать так, чтобы её поняли; надо, чтобы в неё поверили».

Еще Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский писа-тель созвучно изречению Блейка как-то заметил: «Ни какой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой доброй воли, чтоб жить честно и любовно. Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным».

В древности жизнь человека делили на периоды – аналогично четырем временам года.

Великий грек Пифагор (6 век до н.э.), считал так: период становления – до 20 лет. Молодой человек – 20-40 лет; человек в расцвете лет – 40-60; старый – 60-80 лет.

А вот древняя китайская классификация: молодость – до 20 лет; возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – 40 лет; познание собственных заблуждений – до 50; последний период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70; старость – после 70.

Республика Гаити занимает западную часть одноименного острова в Карибском море. Площадь государства – 27.8 тысячи квадратных километров, население чуть больше пяти миллионов человек. Но и в этой небольшой стране есть свой национальный герой, память о котором сохраняется в народе.

Его имя Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр (1743-1803), сначала раб, потом правитель. Он был одним из руководителей освободительной борьбы гаитян против британцев (1793-1803) и французских колонизаторов (1802-1803). Будучи сыном раба, Туссен-Лувертюр руководил восстанием негров - рабов, начавшимся в 1791 году. С 1797 года он главнокомандующий вооруженными силами западной части острова, а с 1801 года за заслуги перед гаитянским народом объявлен пожизненным правителем Гаити. Он отменил на острове рабство. В 1802 году войска Наполеона Бонапарта, стремившегося подчинить себе Гаити, захватили Туссен-Лувертюра. Вывезенный во Францию гаитянский герой умер в заточении.

Перелистываю красочно изданный еще в 1996 году каталог, приуроченный к выставке в одном из корпусов Третьяковской галереи - Инженерном, и посвященной 65-летию известного московского художника Марлена Павловича Шпиндлера (1931-2003) – мастера советского андеграун-да, куда вошли около сотни работ. Шпиндлер приобрел известность не только среди узкого круга почитателей, критиков и искусствоведов.

Привычная гармония мира на его полотнах разрушена с помощью квадратов, разнообразных геометрических фигур – таков андеграунд, создающий свою эстетику. Сложная для восприятия живопись Марлена Шпиндлера все же не оставляет равнодушными зрителей, посетителей выставки. Сами сюжеты его картин, несмотря на условность, стилизован-ность предметов, фасадов зданий или живых существ, хорошо узнаваемы. Интересом к древнерусской культуре, скорбным раздумьем о её судьбе пронизаны такие работы художника, как «Нищие около церкви. Вологда. Вербное воскресенье», «Фреска», «Андрей Рублев в отрочестве», «Голубой храм»…

Много невзгод перенес художник-авангардист. Человек нелегкой судьбы, чьи живописные работы хранятся во многих музеях мира. Яркая индивидуальность дарования Марлена Шпиндлера проявилась уже в годы обучения в художественном училище при киностудии «Мосфильм», куда он пришел в 1947 году шестнадцатилетним юношей. Своё право на свободу в творчестве ему приходилось отстаивать в жестких условиях господствующей идеологии того времени. Молодой художник испытал все превратности судьбы.

В детстве пережил Отечественную войну, его семье неоднократно пришлось переезжать – из Самарканда в Ташкент, из Ташкента в Подмос-ковье… Служба в армии принесла ему немало разочарований: он уходил в «самоволку», чтобы рисовать, за что препровождался на гауптвахту.

В пору зрелости несколько лет Шпиндлер официально нигде не рабо-тал, он творил в своей мастерской, оттачивая мастерство, разрабатывая свой стиль. Но был осужден как тунеядец в соответствии с существующим в стране трудовым законодательством. Конфликт с законом на долгие годы вырвал творца из семьи, едва не лишил самого дорогого в жизни: возможности писать свои картины. Но даже тогда, когда в результате тяжелого недуга казался в инвалидном кресле, художник был полон сил продолжать движение по однажды избранному пути.

Фильм «Страсти Христовы», созданный австралийским и американ-ским актером, режиссером, сценаристом и продюсером Мэлом Гибсоном (род.1956), в свое время наделал много шума. О нём везде шли ожесточенные споры, тем более что стали известны случаи, когда во время сеанса кто-то в просмотровом зале умирал – от переизбытка эмоций. И как это зачастую бывает горячие дебаты касались подбора актёра на главную роль – соответствует ли облик Джима Кавьезела – с его тёмными волосами и голубыми глазами – исторической правде?

Однако, установить это со всей достоверностью уже невозможно. Современники Христа не пытались запечатлеть его облик – это было запрещено религиозными канонами. Позднее его стали рисовать – каждый по-своему. Микеланджело в «Тайней вечере» умышленно «косил» под бога Аполлона. Черная Африка во времена рабства рисовала своего Христа вовсе не похожим на европейские иконы. В Азии у него появились миндалевидные глаза, а в странах Скандинавии – блондинистые волосы. Современным археологам удалось воссоздать типичный образ мужчины тех мест и того времени, когда – предположительно – жил Иисус Христос: рост его земляков и современников был не выше 1 метра 60 сантиметров, вес – менее 50 килограммов. Учитывая же аскетический образ жизни Иисуса, он должен был выглядеть сухим и жилистым. И, тем не менее, нынешние голливудские звезды экрана никак в эти рамки не вписываются – жизнь у них другая – сытая, да и время другое!

Народный артист России Лев Георгиевич Прыгунов, артист кино и художник, в своё время получил всесоюзную известность благодаря роли Виталия Бонивура в одноименном фильме режиссера Марка Орлова. Однако мало кто знает, что Лев Прыгунов наш бывший соотечественник. Он родился 23 апреля 1939 года в городе Алма-Ата. Закончил 33-ю алматинскую школу, где, кроме него, в разные годы учились и были её выпускниками такие известные личности в искусстве, как композитор Александр Зацепин, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, киноактер Александр Филиппенко. Лев Прыгунов мечтал стать биологом, потому-то и поступил на биофак старейшего ВУЗа Казахстана - Казахского Государственного педагоги-ческого института имени Абая. Однако, после двух лет учебы, в 19 лет он бросил биофак и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино.

…Интересно, что фильм «Виталий Бонивур» никакой прессы по выходу на всесоюзный экран не получил – его просто проигнорировали. Зато зрители картину восприняли прекрасно: с 1971 по 1985 годы её показывали по телевидению трижды ежегодно. В 80-е годы Прыгунов появлялся в кинолентах «Битва за Москву», «Опасные друзья», «Люблю. Жду. Лена» и др. С наступлением горбачевской перестройки, фильм «Виталий Бонивур» исчез – тогдашним демократам - обличителям революционер и настоящий герой Бонивур был не пример: он не укладывался в их схему. Ведь, в сущности, Виталий Бонивур был героем-одиночкой, борющимся за справедливость.

После развала Советского Союза около десяти лет Лев Прыгунов проживал за границей – в США, но в итоге понял, что его мастерство нужнее на родине, и вернулся в Россию. Казахстанские зрители посмотрели целый ряд российских телесериалов с участием Л. Г. Прыгунова: «За все тебя благодарю», «Под ливнем пуль», «Игра на выбывание», «Морпехи», «Третья Мировая», а также фильмы: «Десантура», «Дом на Озёрной», «Запрещенная реальность»…

Несмотря на годы политических потрясений и экономических перемен, артист кино Лев Прыгунов остался таким же искренним и открытым челове-ком, внимательным собеседником и… весьма талантливым художником. Если первая профессиональная картина была нарисована им в 1971 году в Германии, то почти через десять лет у художника Льва Прыгунова нашлось, что показывать на первой персональной выставке, состоявшейся в Москве в 1983 году. Ныне его картины – живописные полотна находятся во многих частных коллекциях, как в России, так и за её пределами.

В истории литературы нередки случаи, когда книги как бы затмевают жизнь своих авторов. Ярчайший тому пример – роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», мировую славу которого преумножил одноименный фильм.

Миллионы поклонников этого шедевра литературы США мало знают о жизни и судьбе Маргарет Митчелл (1900-1949).

Писательница была современной, опережающей свое время женщиной, способной бороться и побеждать. Как это ни удивительно, но именно испытанием успехом она не выдержала. Это единственное её поражение. Маргарет Митчелл написала новую книгу, однако издатель её отверг. Он посчитал, что невозможно публиковать историю любви черной женщины и белого мужчины. Да и годы были тридцатые прошлого века.

Судьба книги действительно разыгралась трагично. Она была сожжена вместе с другими бумагами Митчелл. И дело тут вот в чем: уничтожить свой архив и эпистолярное наследие Маргарет Митчелл никогда не высказывала. А тут вдруг такой непредсказуемый шаг!

Совершить этот опрометчивый поступок писательницу убедил муж. Маргарет была автором многих писем, копии которых она сохраняла; письма эти очень личные, из них можно было узнать о её алкоголизме, трех её мужь-ях, о превратностях её жизни. Супруг пожелал, чтобы миф о талантливой Маргарет Митчелл остался незапятнанным.

Московский дом на Берсеневской набережной долгое время был самым крупным жилым комплексом в Европе. 505 квартир. Здесь жила вся государственно-партийная и военная элита: шесть членов и кандидатов в члены Политбюро, 63 наркома и министра, 94 их заместителя, 19 маршалов и адмиралов. Допустим, нарком иностранных дел Литвинов (кв. 14). Нарком наркомов Рыков (кв. 18). Полярный летчик Бабушкин (кв.31). Поэт Демьян Бедный (кв.35). Секретарь Ленина Фотиева (кв.74). Драматург Лавренев (кв.123). Авиаконструктор и брат Анастаса Микояна – Артем Микоян (кв.126). Писатель Михаил Кольцов (кв.143). Дочь Сталина Светлана Аллилуева (кв.179). Председатель Президиума ВС СССР Шверник (кв.210). Заместитель наркома оборонной промышленности Каганович (кв.233). Председатель президиума ВС СССР Подгорный (кв.2740. Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Пельше (кв.363).

До сей поры в доме на набережной живут дети, внука, правнуки тех, чьи фамилии мы встречаем в энциклопедических словарях и учебниках по истории. А еще не случайно старожилы Москвы называют дом на набереж-ной не иначе как «дом Иофана».

Архитектору Борису Иофану (1891-1976) было 36 лет, когда он взялся за строительство дома на Серафимовича, 2, который возводился в промежутке лет с 1928-1931. Но второе по значимости детище Иофана – санаторий «Барвиха» (1931-1935г.).

Так случилось, Борис Иофан умер в «Барвихе» в 1976 году во время отпуска, за чертежной доской, на которой была наколота калька с эскизом к проекту реставрации скульптуры Мухиной «Рабочий и колхозница».

В «доме Иофана» на 11-м этаже 24 подъезда живут внуки архитектора и его жены княгини Мещерской (по матери), а по отцу – итальянской герцогини Ольги Руффо. В советском паспорте было записано: Ольга Фабрициевна Иофан.

Все знают об атомной бомбардировке США японских городов Хиросима и Нагасаки. Но до сих пор нет четкого ответа о причинах такого решения тогдашнего президента США Гарри Трумэна (1884-1972). Почему же 33-й американский президент бросил бомбу?

Где же ключи от этой загадки? Возможно, они кроются в поспешности бомбардировки. Дейст-вительно, почему атомная бомба была применена с такой поспешностью, в первый же день её возможного использования? Почему Трумэн не подождал несколько дней, а точнее, девяти дней, когда Советы должны были объявить Японии войну, как пообещал Трумэну Сталин на Потсдамской конференции в июле 1945 года? Почему американский президент не последовал совету ученых и военных, которые выступали за полномасштабную демонстрацию бомбы в необитаемой зоне или в небе Японии? Почему он не дал ответа японским эмиссарам, которые за несколько недель до трагедии Хиросимы дали негласное предложение о заключении мира? Почему Трумэн отверг предложение своего военного министра и советников, что если японцы капитулируют, то смогут сохранить своего императора? И таких «почему» достаточно много.

У историков есть два основных варианта ответа. Один из первых по времени отстаивает Гэр Алперович, автор книги «Атомная дипломатия: Хиросима и Потсдам», которая до сих пор остается в США одним из самых спорных трудов по истории. В ней утверждается, что будто Трумэн, обеспокоенный советским продвижением в Европе и Азии, хотел показать Сталину свою мощь, качественно новую и таким образом навязать свое видение мира и в послевоенных переговорах. Гэр Алперович приводит несколько десятков доказательств этому утверждению, которые довольно убедительны. Это была уже забытая версия, высказанная в 1946 году Альбертом Эйнштейном (1879-1955).

Есть еще один вариант ответа на «почему» Хиросимы, вариант более недавнего происхождения. Его отстаивает историк Стенли Голдберг. Да, соглашается он, советская угроза была причиной поспешности, с которой осуществлялся сброс бомбы. Но эта причина второстепенного значения. Главное же состояло в том, что Белый дом хотел оправдать колоссальные затраты, которых потребовало осуществление проекта «Манхэттэн» - операция самая секретная и самая дорогостоящая за всю историю США. Надо сделать так, полагал Трумэн, чтобы бомба была «необходима для войны». По мнению Стенли Голдберга и других, кошмаром для Трумэна и его советников стало не то, что они вынуждены использовать бомбу, а опасения не сделать этого. Тогда становится понятно, почему они упустили возможность заключения мира с Япони-ей. Получается, что атомная бомба не остановила войну, она её продолжила…

Последний из существующих снимков кровавого диктатора Кампучии Пол Пота (1928-1998) относится к 1979 году. Пол Пот никогда не ночевал дважды под одним кровом. Вместе с молодой женой он рыскал по Камбодже, грезя о новых изуверствах. В своем упрямом нежелании запечатлеться на фотопленке лидер «красных кхмеров» оставил далеко позади даже НЛО: если летающие тарелки сами бесследно исчезают со снимков, то в случае с лидером «красных кхмеров» бесследно исчезают все те, кто хотя бы попробует приблизиться к нему с фото- или видеокамерой. Какого-то наивного китайца из числа новобранцев тут же расстреляли в ближайшем лесочке только за то, что он попробовал поймать в видоискатель обожаемый лик своего вождя…

Для человека, по приказу которого была уничтожена 1/7 населения Камбоджи, а сама страна заминирована столь усердно, что на 9,2 миллиона человек приходится 10 миллионов мин, так что положение Пол Пота было более чем скромно и неустойчиво. Опасаясь бомбардировок и ареста, он никогда не проводил в одном месте две ночи подряд и колесил на контролируемой «красными кхмерами» территории на белом японском автомобиле с четырьмя ведущими колесами, кондиционером и затемнен-ными стеклами в компании четырех надежных телохранителей.

Главная штаб-квартира Пол Пота под кодовым названием «Бюро 87» располагалась неподалеку от границы с Таиландом. На территории соседнего государства и находил себе убежище в случае тревоги Пол Пот и его ближайшее окружение. В Таиланде экс-диктатор вообще чувствовал себя как дома.

Каждое слово Пол Пота его приближенные ловили, что называется затаив дыхание. Во время речи он имел привычку слегка обмахиваться веером, а то сажал себе на колени четырехлетнюю девочку – плод третьего по счету брака престарелого вождя «красных кхмеров» с его тридцатилетней служанкой. И хотя среди приверженцев экс-диктатора вряд ли найдется какой-нибудь смельчак, который рискнул бы вторгнуться с тайны интимной жизни вождя, в душе не один «красный кхмер» подивился тому, что диктатор сочетался законным браком… при живой жене.

Вторая супруга, кстати, тоже была на сорок лет младше Пол Пота и тоже пришла на смену живой и здравствовавшей тогда первой жене – Кью Поннари. С ней любвеобильный Пол Пот расстался в 1982 году, а пять лет спустя она – видимо, не без помощи бывшего мужа – скоропостижно скончалась при невыясненных обстоятельствах.

Пол Пот скончался в возрасте 70 лет 15 апреля 1998 года от сердечной недостаточности. Такой комментарий принадлежит Та Моку (? или1926 – 2006). Та Мок - псевдоним Чит Чоьена, «брат номер четыре», дедушка Мок, или попросту мясник, который был последним лидером камбоджийских «красных кхмеров». Медэкспертиза, однако, впоследствии показала, что смерть Пол Пота наступила в результате отравления. Также есть версия, что он погиб от болезни в джунглях, либо покончил с собой. Несмотря на требования правительства предоставить тело для детального обследования и подтверждения факта, что смерть не является инсценировкой, оно было кремировано спустя несколько дней в Анлонгвэнге.

Совершенно не случайно король Камбоджи Нородом Сианук (1922-2012) выражал надежду, что не встретится с Пол Потом в следующем воплощении, и от чистого сердца желал ему «тепленького места» в аду. К этому пожеланию присоединялось, думается, все прогрессивное человечество.

Солнце уже клонилось к закату, когда самолет пакистанских ВВС, оторвался от взлетной полосы аэропорта Бахавалпура, взял курс на Равалпинди. Туда, в свою резиденцию возвращался президент Пакистана Зия-уль-Хак (1924-1988). Он только что побывал на полевых испытаниях американского танка М-1. Президент собирался закупить танк у США, и в его свите помимо собственных военных находился американский посол. Это был их последний полет.

По словам очевидцев, через несколько минут после взлета самолет неожиданно оказался в густом дыму, перевернулся в воздухе и рухнул на землю.

Напомним, что генерал Мухаммад Зия-уль-Хак пришел к власти в 1977 году в результате государственного переворота. Бывший премьер-министр страны, лидер пакистанской народной партии Зульфикар Али Бхутто (1928-1979) был смещен им и позднее казнен, несмотря на апелляции мировой общественности. В стране была установлена военная диктатура. Лишь в 1985 году генералы пошли на отмену военного режима и поделились властью с гражданской администрацией. Однако «медовый месяц демократии» длился недолго. В конце мая 1988 года Зия-уль-Хак распустил Национальную ассамблею и гражданское правительство, которые стали выходить из подчинения.

Роспуск Национальной ассамблеи и назначенные на ноябрь новые выборы не разрядили обстановки. Недовольство сохранялось в армейских кругах, которые и впредь не хотели делиться властью с гражданскими. Возросло недоверие тех политических лидеров и сил, которые пошли на сотрудничество с режимом и оказались обманутыми. Ждала реванша открытая оппозиция, возглавляемая дочерью покойного Бхутто – Беназир (1953-2007).

По мнению французской «Либерасьон», гибель президента Пакистана 17 августа 1988 года – возможный результат внутриполитической борьбы в стране. Если речь идет о террористическом акте, то его могли совершить даже деятели из его ближайшего окружения. Газета подчеркивает, что ни для кого не является секретом тот факт, что жесткий курс президента не пользовался единодушной поддержкой в пакистанском руководстве и даже в военных кругах.

«На волне измышлений и слухов наиболее вероятным объяснением инцидента может быть то, что недовольные представители вооруженных сил страны подложили бомбу в самолет, считает «Файнэншл таймс». Подтверждения этому нет. Однако военнослужащие имели доступ к президентскому самолету».

В свою очередь «Гардиан» написала: «Зия-уль-Хак никогда не совершал поездки без жестких мер обеспечения безопасности, в осуществлении которых он в основном полагался на армию».

Пока это все догадки и предположения. Но очевидно и то, что Зия-уль-Хак мог стать жертвой собственной политики. Именно он выпустил из кувшина джинна терроризма. На территории Пакистана действуют десятки баз, где готовятся отпетые террористы - головорезы. Их забрасывают в Афганистан. Но что значит превращать страну в очаг терроризма, - это значит подвергать её эпидемии террора.

Думается, что в судьбе Зия-уль-Хака роковую роль играли США. Именно они не давали Пакистану выйти из хронической кризисной ситуации, добиться стабилизации. Под их нажимом страна была втянута в необъявленную войну против Афганистана.

«Предполагается, - сообщила газета «Вашингтон пост», - что Пакистан продолжит тесное сотрудничество с администрацией Рейгана и сохранит роль главного канала поставок американского оружия мятежникам, сражающимся с режимом Афганистана». Пакистан хотят удержать в упряжке дискредитировавшей себя политики.

Чем это кончается? Есть зловещая закономерность в судьбе лидеров, позволивших связать себя американскими путами. Бежал из страны и до самой смерти не мог найти себе пристанища шах Ирана. Таким же изгоем оказался президент Филиппин Маркос. Застрелен на параде президент Египта Садат. Теперь погиб Зия-уль-Хак.

В день 33-й годовщины возведения Берлинской стены Эрих Хонеккер (1912-1994), бывший лидер ГДР, скончавшийся в мае в Чили, неожиданно вернулся. Это не мистика. «Хони» - кличка Эриха Хонеккера, неожиданно возник на дисплеях многих компьютеров восточной части Германии. После исполнения государственного гимна ГДР компьютер демонстративно на глазах ошарашенных владельцев совершает харакири. «По распоряжению Совета министров ГДР» (такие слова появляются на экране) машина уничтожает все программы. После чего на дисплее появляется строка «Последняя месть Хони. Я вернусь». Для прессы было заявлено, что фирма по компьютерным вирусам пытается остановить распространение вируса и по телефону предупреждает всех своих клиентов о появлении смертоносной бациллы. «Тысячи случаев проявления вируса уже зарегистрированы на территории бывшей ГДР, - сказал Ральф Вертман, ведущий специалист фирмы. – появилась эта болезнь и на Западе». Вертман выразил надежду, что к концу месяца его фирма создаст антивирус, и «Хони» вернется в мир теней.

Всего одна цитата. «…Политическая борьба за власть, часто незаметная для широких кругов, знаменует все 70 с лишним лет истории советского государства: Ленин и Троцкий, Троцкий и Сталин, группа Хрущева и группа Маленков-Молотов-Каганович и другие, Хрущев и коалиция Брежнев - Шелепин-Подгорный - Косыгин и другие. Продолжается она и сейчас». Евгений Чазов. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». Изд. «Новости», Москва, 1992.

В номере от 27 сентября 1996 года газета «Труд-7» поведала о судьбе террориста эпохи застоя - человека, покушавшегося в 1969 году на жизнь генсека Л.И.Брежнева и обстрелявшего машину с космонавтами.

Восемнадцать лет жизни младшего лейтенанта советской армии Виктора Ильина после того, как он разрядил два пистолета в выезжавший из Боровицких ворот кортеж правительственных машин, теснейшим образом связаны с Казанью. После экспертизы в Институте психиатрии имени Сербского «покушенца» признали сумасшедшим и поместили в Казанскую психбольницу, предоставлявшую надежную крышу многим политическим «ссыльным» брежневской эпохи. Как писала газета «Казанское время», здесь московского горе-стрелка держали сначала в одиночной палате-изоляторе под круглосуточным надзором. Потом режим ему смягчили: он мог гулять, слушать радио, читать, смотреть в окошко на медсестер… Лечили Ильина один год, остальные семнадцать пациент лишь принимал витамины С. Его регулярно навещали столичные «опекуны» из КГБ.

В 1988 году узника перевели в ленинградскую больницу строгого режима, а спустя два года выпустили на свободу. Таинственный узник казанской психушки начал новую жизнь в Санкт-Петербурге, у него вторая группа инвалидности, неплохая квартира, хорошая пенсия. В теракте 27-летней давности не раскаивался, лишь не может простить себе бессмысленную гибель шофера, сидевшего за рулем автомобиля с космонавтами. И с большим теплом вспоминал медперсонал казанской спецбольницы…

Ранее представления об античной мебели ученые черпали из изображений, а тут вдруг при раскопках в Геркулануме, античном городе, погребенном извержением Везувия в 79 году нашей эры, археологи обнаружили остатки деревянного трона. По мнению специалистов, это древнейший и известный единственный трон эпохи Древнего Рима. Находка была сделана на Вилле Папирусов, принадлежавшей тестю Юлия Цезаря Луцию Кальпурнию Пизону. От трона сохранились две ножки и часть спинки. Уцелевшие резные фрагменты представляют собой иллюстрацию к церемонии «Аттидеи», празднества в честь Аттиса, возлюбленного богини Кибелы, умирающего и воскресающего юноши. На рельефе видны фигуры «амурчиков» или пути, Аттиса и Диониса, изображения сосновых шишек и фаллосов – символов, связанных с культом плодородия.

Вилла Папирусов остается не до конца раскопанной. Ученые рассчитывают на новые экстраординарные находки.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-историк