Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Главное это внимание и любовь родителей


26 октября 2015, 10:03 | 2 020 просмотров



Каждый год 22 октября, начиная с 1998, в мире отмечается Международный день заикающихся людей. Согласно Международной классификации болезней, заиканием называется нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов и слов, а также частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающими ее ритмическое течение.

В этот День, который каждый год посвящён определённой теме, проходят различные конференции, семинары, встречи и ряд социальных мероприятий, направленных на повышение информированности широкого сообщества о проблемах и сложностях, с которыми приходится сталкиваться заикающимся людям в повседневной жизни. Кстати, многим людям такой дефект речи, как заикание, не помешал стать известными и реализовать себя в тех сферах, где требуется умение красиво говорить. Среди них - кинорежиссёры, актёры, барды, ораторы, политики, поэты, полководцы, священнослужители, телеведущие и другие представители публичных профессий.

Следствием заикания может быть раздражительность, тревожность, мнительность. Заикающиеся люди часто боятся быть непринятыми обществом. Существует много методик устранения этого недостатка, для борьбы с ним важно знать причину и иметь большое желание избавиться от него.

Чаще всего заикание возникает у детей от двух до пяти лет - в период интенсивного развития речи. Интересно, что заикание у мальчиков встречается примерно втрое чаще, чем у девочек, вследствие лучшего врожденного развития двигательных центров левого полушария мозга женщины по сравнению с мозгом мужчины.

Что это за заболевания, с какими проблемами сталкиваются люди, которые не могут выразить свои мысли? О проблеме заикания мы взяли интервью у Бейсенхановой Бахытгуль Бейсенхановны, внештатного главного логопеда по Алматинской области.

- Бахытгуль Бейсенхановна, с чем связано заикание? Что это за заболевание?

- С заиканием, по различным научным исследованиям, может быть связано много причин. Заикание – это нарушение темпа и ритма речи. Оно бывает нескольких видов. Если взять по О.В.Правдиной, то заикание бывает легкой, средней и тяжелой формы. Было проведено множество исследований, которые показали такие формы заикания как: клоническая, клоническо-тоническая, тоническо-клоническая – могут быть различной степени тяжести.

Причинами могут быть: экология, наследственность, слабость нервной системы, испуг, возможно подражание, так же может возникнуть после какого-либо заболевания. Из-за слабости нервной системы ребенка может возникнуть заикание.

По мировой статистике, среди детей - именно мальчики подвержены этому заболеванию больше, чем девочки.

- Много ли детей с заиканием в г.Талдыкорган и области?

- Такие дети есть. Чтобы решить проблему с заиканием и другими речевыми проблемами, начиная с 2013 года по Госстандарту Министерства образования и науки РК во всех школах появилась штатная единица – логопед. С этого времени во всех общеобразовательных школах республики работают логопеды, которые исправляют проблемы речи у детей.

В то же время, вышел Госстандарт Министерства вооруженных сил, согласно которому людей, имеющих проблемы с речью в госорганы не берут. А ведь многие мечтают работать на благо своей родины в армии, органах…

Желательно, чтобы логопеды имелись и в дошкольных учреждениях. У дошкольников легче исправляются дефекты и нарушения речи. В школе программа тяжелая, и родители, и педагоги больше времени уделяют школьной программе, и меньше времени обращают на дефекты речи.

- Для любого человека выражать свои мысли тяжело. Для ребенка, да еще и с заиканием это еще тяжелее. С какими проблемами сталкивается дети, у которых заикание?

- Само по себе, когда у человека имеется какое-либо нарушение, будь то нарушение познавательных процессов, нарушение мелкой моторики, ДЦП, нарушение письма. Например, пытается ребенок писать – у него не получается. А при заикании наблюдается нарушение речи, ребенок не может высказать или, даже, произнести какое-либо слово. 21 век характеризуется жестокостью, особенно по отношению детей друг к другу. Изменился менталитет людей, сам человек не готов к тому, как общество воспримет его проблему. Именно адаптироваться, найти свое место в обществе тяжело людям с дефектами речи, в том числе и с заиканием. Все это влияет на познавательные процессы ребенка. Нарушается мышление, ребенок чувствует себя не адекватно в обществе, нарушается внимание – потому что он постоянно оглядывается на окружающих его людей, ждет их реакции. Если не помочь человеку, особенно ребенку, адаптироваться - он станет замкнутым, агрессивным, плаксивым, следовательно, все это отразится на психике, работе, учебе.

Почему человека с заиканием, особенно со сложной формой, не берут в армию? Он не может четко рапортовать о происшествии, что негативно отразится и на психике заикающегося и на его командире, сослуживцах. Служба в армии тяжела сама по себе, а если имеется не исправленный дефект речи и при сильной нагрузке человеку будет не выносимо исполнять свой долг, он будет искать выход, иногда и в форме суицида. Поэтому было решено, что с данными проблемами человек не будет случить в госорганах, армии – чтобы облегчить жизнь больного.

Заикание само по себе не может пройти. Необходима помощь специалистов. Заболевание исправляется комплексно: психологическая помощь, медицинская помощь, педагогически-коррекционная помощь. Кроме того, важно и желание человека избавится от заикания, чтобы была цель – найти свое место в обществе.

В нашей республике имеется много реабилитационных центров, ВУЗы готовят специалистов-дефектологов по специальности логопед.

Например, великий оратор древности Диомосфен. Он был заикающимся ребенком. Чтобы избавится от своего недуга он перед морем брал несколько камешков в рот и пробовал четко произнести слова. В итоге стал одним из величайших ораторов.

- На что стоит обратить внимание родителям, чтобы раньше выявить проблему и обратится с ней к специалисту?

- Иногда ко мне приходят родители и жалуются на то, что ребенок пошел в садик и теперь заикается, но на самом деле у него проблемы с речью были и раньше. Например, признаком в нарушении речи может буть, когда ребенок часто мигает глазами. Или он может начать растягивать слова, то есть тянуть гласные. Например слова «Маша» будет произносится так: «Ма-а-а-а-ша-а-а». Ребенок много капризничает, начинают появляться судороги – это признаки нарушения нервной системы. Также возможны изменения в речи после тяжелых инфекционных заболеваниях.

Кстати, многие родители разрешают детям без контрольно просиживать за компьютером, телевизором, планшетом, сенсорным телефоном –все что угодно, лишь бы ребенок не мешал. Получается, что ребенку не уделили время и он перегрузил свою нервную систему. В невропатологии по Бадоляну написано, что нервная система человека формируется к 18 годам. Именно поэтому необходимо оберегать ребенка, как цветок. Взрослым не стоит выяснять отношения в присутствии ребенка, особенно кричать – это тоже может привести к заиканию.

Кроме того, среди родителей принято считать, что чем больше ребенок занят на многочисленных внешкольных занятиях и кружках, тем лучше. Посещают репетиторские курсы по английскому языку, ораторскому искусству и развитию речи, кружки по рисованию, пению, танцам и художественной гимнастики – ребенок загружен по часам, но родители довольны и совершенно не обращают внимание на то, что нервная система ребенка перегружена, она может сломаться. И затем формировать его личность намного сложнее, чем если бы родители создали правильную нагрузку. Например, дошкольник легче воспринимает информацию при помощи игр.

- Есть ли советы, у такого специалиста, как Вы для профилактики заикания?

- Любить своего ребенка, оберегать его от чрезмерной нагрузки, уделять больше внимания. Мы все стараемся создать хорошие материальные условия для своего ребенка, но следует помнить, что еще есть и психологические условия. Путь ребенок общается со своими сверстниками, а не компьютером или планшетом.

Следует соблюдать охранительный режим для ребенка(Ред. Охранительный режим - вид педагогического режима, направленного на охрану нервной системы детей и их физического здоровья.): чтобы ребенок вовремя питался, вовремя ложился спать, соблюдать режим дня. Поэтому родители должны больше общаться со своим чадом, читать сказки, совместно выполнять домашние задания – ведь именно времени проведенного совместно не достает ребенку. От того, сколько времени и внимания Вы уделите ребенку зависит, в каких отношениях вы будете с ним всю жизнь: насколько капризным он будет в детстве, как пройдет его переходной возраст, каким он будет во взрослой жизни. Каким бы ни был ребенок: с заиканием, ДЦП, одаренный, с гиперактивностью – главное это внимание и любовь родителей.

- Спасибо за беседу.

Всемирный день заикающихся людей - это день, призванный привлечь внимание общественности к проблемам заикающихся людей. На первый взгляд странно, но многим людям заикание не помешало реализовать себя в сферах, где необходимо именно умение красиво говорить.

Пожалуй, раньше всех известных заик жил древнегреческий государственный деятель и оратор Демосфен, который в детстве был косноязычен, причем имел двойную форму заикания - дыхательную и вокальную. Его врач разработал специальный курс для борьбы с заиканием, и многочисленными упражнениями Демосфен добился того, что считается одним из лучших в истории ораторов.

Заикой был великий библейский пророк Моисей. Несмотря на это, ему было доверено вывести древних евреев из египетского рабства. За Моисея к народу обращался его брат Аарон.

Заикался римский император Клавдий, который вообще был болезнен от рождения. Он научился декламировать без заикания, заикался только в обычной речи.

Популярный английский писатель Льюис Кэрролл, который вдобавок занимался математикой и фотографией, страдал от заикания, как и его братья и сестры, но, добившись писательского успеха, выступал и даже пел на публике.

С детства заикался известный французский писатель Уильям Сомерсет Моэм - это лишило его карьеры священника, но позволило стать врачом, писателем и даже известным рассказчиком - у него был блестящий стиль изложения.

Заиканием страдали, например, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Исаак Ньютон, а из ныне живущих - Брюс Уиллис, Артемий Троицкий, Энтони Хопкинс, Жерар Депардье и многие другие. Совершив скачек от заикания к нормальной речи человек сильно меняется. Заикающиеся люди, преодолевшие в себе страх перед заиканием, гораздо целеустремленнее, чем остальные. Главное поставить перед собой цель и идти к ней.

Для справки

Бесейханова Бахытгуль Бейсехановна, внештатный главный логопед по Алматинской области. В 1983 году закончила Казахский государственный педагогический институт им.Абая дефектологический факультет по специальности логопед. Прошла аспирантуру в ЖГУ им.И.Жансугурова. С 1983 году работала в областной вспомогательной школе-интернате г.Талдыкорган олегофрено-педагогом. Затем работала в СШ №12 – логопедом. 20 лет преподавала в Жетысуском государственном институте им.И.Жансугурова - старший преподаватель. С 2010 года работает логопедом в Городской Детской больнице города Талдыкоргана.

Автор:
Елена Ткаченко.