Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

В Казахстане хотят лечить чужих, но до сих пор не научились исцелять своих


19 октября 2015, 04:44 | 2 564 просмотра



Наша страна стремится войти в список направлений, популярных в рамках медицинского туризма. Безусловно, это престижно и прибыльно. И надо отметить, что находятся иностранцы, которые приезжают к нам за получением медицинской помощи. Но гораздо больше казахстанцев ежегодно тратят миллионы в зарубежных клиниках, потому что не смогли получить достойного лечения у себя на родине. Как-то нелогично получается.

 

Где-то там, за горизонтом

Весной этого года в Казахстане состоялся 4-й международный конгресс по здравоохранению и медицинскому туризму, на котором исполнительный директор Ассоциации медицинского туризма Батырбек Абдильдин, отвечая на вопросы журналистов, озвучил очень интересную цифру: «В 2014 году, по оценке независимого рейтингового агентства, казахстанцы потратили на лечение за рубежом порядка 300 млн евро». Только вчитайтесь в эту цифру! А если перевести в национальную валюту? А сколько граждан своей страны на последние средства отправились в дальние дали, чтобы получить шанс на жизнь, потому что на родине им не смогли помочь в силу отсутствия знаний, умений, навыков и т.д.?

После трех лет мучительного лечения по протоколам уставшей и задушенной бюрократией отечественной медицины мне выпала уникальная возможность испытать на себе мировые стандарты зарубежной медицины. Далеко лететь не пришлось. Выбор пал на Турцию, а именно медицинский центр «Анадолу», что недалеко от Стамбула.

Это только с территории отелей all inclusive и из окон туристических автобусов кажется, что Турция – страна несерьезная. Но внешность обманчива. Оказалось, что такая близкая нам по тюркским корням Турция входит в десятку наиболее популярных направлений для лечения за рубежом. Клиники Турции опередили многие больницы США и Европы по уровню внедрения и использования новейших медицинских технологий. В Турции находится самое большое количество медицинских учреждений в мире, получивших американскую аккредитацию Объединенной международной комиссии – JCI (Joint Commission International). Для ясности: сертификаты JCI свидетельствуют о высочайшем качестве медицинских услуг и имеют во всем мире безоговорочную репутацию. В Турции таких больниц 49. Для примера: в Германии – 4, а в Израиле – 6.

Некоторые клиники имеют партнерские отношения с высококлассными американскими медицинскими организациями – Гарвардской медицинской школой, Школой медицины Джонса Хопкинса и т.д. Но и в самой простой клинике пациентов встречают прекрасные специалисты, любящие свою работу и умело использующие последние достижения в области медицины.

В Турции весьма низкий процент врачебных ошибок. И, между прочим, за каждую такую ошибку платит само государство. Оно же обязует врачей страховать свою ответственность.

В выборе страны сыграл свою роль и тот фактор, что для визита в Турцию казахстанцам нет нужды оформлять визу, перелет прямой и достаточно быстрый. Более того, у турецких клиник есть множество дополнительных бонусов. Например, предоставление бесплатного трансфера из аэропорта до отеля, скидки на проживание в аффилированных клинике гостиницах, предоставление бесплатных услуг переводчика. Так, в клиниках, принимающих иностранных туристов, работает целый штат переводчиков, владеющих самыми разными языками. Кроме того, существует гибкая система скидок, когда вы при определенных обстоятельствах и условиях страховых программ можете рассчитывать на то, что обследование и лечение обойдутся вам на 30–40 процентов дешевле от первоначально озвученной стоимости.

 

Теория на практике

В обещаниях меня не обманули. А увиденное и апробированное превзошло все ожидания. В аэропорту Стамбула действительно встречал водитель. Страховой агент от клиники позвонила, чтобы убедиться, что я хорошо устроилась и готова к встрече с доктором. На следующее утро в назначенное время меня транспортировали в клинику на первую консультацию.

Если бы в нашей стране больницы были похожи на турецкую клинику, в которой мне довелось побывать, то я уверена, что и у медицинского персонала было бы больше рвения к труду, и у пациентов показатели стремительно улучшались просто благодаря атмосфере: современное белое чистое строение, широкие коридоры и помещения, со всех сторон в здание льется солнечный свет, всюду расставлены мягкие кресла и диваны, стоят автоматы с кофе и прочими мелкими радостями и вкусностями, играет классическая музыка. На первом этаже расположены уютная столовая с террасой и видом на парк и море, библиотека, магазин и небольшой выставочный комплекс. Сам госпиталь окружен парком с беседками, клумбами, аллеями, прудом. Также на территории госпиталя построен комфортабельный отель специально для тех, кто сопровождает пациентов.

В сравнении с такими интерьерами и ландшафтами казахстанские медучреждения, к сожалению, напоминают дома скорби, действующие по принципу «Заходите-выносите-следующий»: темные узкие коридоры, унылые палаты, кровати-сетки, каталки на шарнирах времен Первой мировой, вечно протекающие туалеты, установленные с расчетом один на 50 пациентов...

Привлекает внимание и персонал клиники. Во всем облике каждого врача, медсестры было то самое нескрываемое чувство собственного достоинства и гордости за выбранное поприще, азарт в их каждодневной борьбе за жизни людей, в соревновании со смертью, в постоянных попытках разгадать тайны организма человека. Возможно, каждый из них чувствует себя немного богом, ну или его соперником. Именно это в зарубежных врачах подкупает. И именно этого не хватает нашим уставшим, демотивированным, бедным во всех смыслах этого слова врачам. Подавляющему большинству.

 

Невозможное возможно?

В холле клиники меня встретили страховой агент и переводчик. Они были со мной все время, что я провела в стенах «Анадолу». Встречи с заведующим отделения гематологии профессором Зафером Гюльбашем мне пришлось ждать не меньше часа. Переводчик Оля сказала: «Госпожа Алина, простите профессора Гюльбаша за задержку. Но он привык лично осматривать каждого пациента, который лежит в его отделении». Почему меня удивило такое отношение врача? Ведь это должно быть нормой...

На встречу со мной и доскональный осмотр профессор Гюльбаш также не пожалел времени, расспрашивая о здоровье моих родственников, включая бабушек и дедушек. Он не смотрел на часы и когда я забрасывала его своими вопросами, которых у меня скопилось множество, а отечественные врачи были не в состоянии ответить. Впервые врач давал мне обстоятельные и подробные ответы, а потому хотелось спрашивать еще и еще. Впервые врач принимал только меня, а не пятерых одновременно. И никто не лез в кабинет каждую минуту с требованием поторопиться.

Затем последовали анализы. Я уселась в мягкое кресло для сдачи крови из вены. Медсестра перетянула мне руку жгутом, улыбнулась глазами, и я даже не почувствовала, как в вену вошла тонкая игла. Через пару секунд на место укола медсестра приложила спиртовую салфетку. Рефлекторно я начала сгибать руку в локте. И тут она меня остановила и на английском сказала: «Нельзя сгибать руку после забора крови, иначе кровь течет дольше, а потом появится синяк». Элементарно. А вы это знали? Ведь мы же все сгибаем руку в локте. Это же на уровне рефлекса!

Потом меня отвели в отдельную палату, где уже сам профессор проводил основную процедуру. Для обследования было необходимо сдать костный мозг. Наши врачи практикуют забор из кости грудной клетки. Оказалось, что этот метод – устаревший, в мировой практике от него уже давно отказались, потому что он может привести к весьма печальным последствиям для пациента. Однако отечественные врачи продолжают его практиковать. Ну а мы – народ сильный, мы так живем и выживаем... 

В ходе процедуры профессор Гюльбаш описывал каждый свой дальнейший шаг, что я буду чувствовать, как я могу облегчить себе боль и прочие неприятные ощущения и как долго это все продлится. Он был учтивым, по-отечески заботливым и чутким. У него хватало моральных сил и эмоций на каждого пациента.

Все время, что я провела в клинике, я размышляла о том, на каком основании Казахстан стремится войти в список направлений медицинского туризма. Неужели в республике действительно способны оказывать качественные медицинские услуги иностранцам? Ведь даже граждане страны не получают достойное медицинское обслуживание – надо смотреть правде в глаза...

 

Минздрав предупреждает

Для предоставления медицинских услуг иностранным гражданам медицинские организации проходят аккредитацию в международных организациях по таким критериям, как качество медицинской услуги, показатель летальных исходов, безопасность пациента, конкурентоспособность и др. И если мы, получатели медицинских услуг, скептичны и пессимистичны, то у Министерства здравоохранения и социального развития РК другое мнение. По данным ведомства, на сегодняшний день в нашей стране сертификат международной аккредитации JCI имеют шесть медицинских организаций. 

– Большой популярностью в сфере медицинского туризма пользуются республиканские центры АО «Национальный медицинский холдинг» в Астане. Кроме того, в других казахстанских клиниках на постоянной основе проводится работа по внедрению инновационных технологий и обучение медицинских работников в лучших зарубежных медицинских центрах, – говорит вице-министр МЗСР РК Алексей Цой. 

Как утверждают в министерстве, «по желанию иностранного гражданина во всех регионах страны специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь оказывается на платной основе». В целом же иностранным гражданам были оказаны консультативно-диагностические и стационарные услуги по таким направлениям медицины, как нейрохирургия, кардиохирургия, травматология, трансплантология и другие. Что касается дополнительных услуг и сопровождения иностранца, то тут все зависит от условий договора, заключаемого между иностранным гражданином и медицинской организацией, и от того, сколько пациент готов платить за комфорт. Как уточнил Алексей Цой, «касательно качества получаемых услуг от иностранных граждан на сегодняшний день жалоб не поступало».

А между тем не прекращают сыпаться жалобы самих казахстанцев на всю систему здравоохранения. Жалобы повсеместные и самые разные, начиная от бесконечных очередей к врачам общей практики, заменившим педиатров и терапевтов, и заканчивая инвалидностью и смертью человека в результате врачебной ошибки и халатности медперсонала...

 

Справка

За первое полугодие 2015 года медицинскими организациями оказана консультативно-диагностическая и стационарная помощь 1000 иностранным гражданам. Пациенты обращаются из таких стран, как Турция – 178, Индия – 177, Россия – 103, Великобритания – 89, США – 77, Корея – 39, Китай – 45.

Автор:
Алина БЕКИРОВА, «Литер». Алматы