Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Спортивная медицина лишена многих привилегий!


10 октября 2015, 07:29 | 2 605 просмотров



За годы действия в отечественной медицине программы "Саламатты Қазақстан", стали заметны огромные улучшения: повышение качества медицинского обслуживания, снижение многих заболеваний, снижение материнской и младенческой смертностей, ранее выявление онкологических болезней, туберкулеза и т.д. Развивалось все: профилактика заболеваний, их диагностика, техническое оснащение больниц, проводился капитальный ремонтных медицинских учреждений, строились новые больницы, огромное внимание стали уделять правам пациентов и доступности медицинского обслуживания. Мы перенимали опыт других стран, подгоняли его под свою систему и получали, действительно, успешные сдвиги. С этим согласны практически все медицинские работники и даже те, чья отрасль за все это время осталась незамеченной и практически не развивалась так, как должна была развиться с учетом требований современности. Эта отрасль зовется спортивной медициной, именно о ней сегодня, мы поговорим с опытным врачом и руководителем ГКП на ПХВ "Областной физкультурный диспансер" - Канатом Зекеновичем Калдыбаевым.

Факт того, что успешные специалисты своего дела, всей душой переживающие за медицину, прошедшие долгий путь становления и умеющие грамотно анализировать нынешнее положение отечественного здравоохранения, всегда охотно делятся мнением с обществом, порадует любого журналиста. Вот и мы без какой-либо подготовки попытались узнать у Каната Зекеновича, что он думает о развитии или «не развитии» спортивной медицины и, в общем, об актуальных проблемах здравоохранения Казахстана.

- Канат Зекенович, от чего, по-вашему мнению, зависит развитие спортивной медицины в Республике?

- В первую очередь, от внимания со стороны вышестоящих инстанций и самого населения. Тематика развития спортивной медицины становиться актуальной только сейчас. Но, к огромному сожалению, на данный момент все только теоретически, реального продвижения никто не наблюдает. Второй естественный фактор – это, конечно же, финансирование. Очень жаль, но люди относятся к работе физкультурных диспансеров потребительски. Что значит понятие «спортивная медицина», и для чего она нужна, они понимают только в момент прохождения определенных соревнований, на которых обязательно наше присутствие. Так быть не должно, ведь спорт и здоровье понятия не разделимые.

- В мае 2015 года министр культуры и спорта объявил о том, что в скором времени в Казахстане будут подготавливать врачей спортивной медицины. Давайте на минуту предположим, что такие врачи уже окончили ВУЗы. Скольких вы бы приняли на работу в диспансер?

- Вопрос не в том, сколько специалистов нам необходимо для работы, а в том, захотят ли будущие спортивные врачи работать у нас? Понимаете в чем тут дело? Во-первых, мы пока точно не знаем когда и как спортивные врачи будут обучаться. Также не знаем, сколько специалистов будет подготовлено. Во-вторых, в таких городах как Астана и Алматы расположенные большие центры и клиники спортивной медицины, в которых условия труда, соответственно, лучше и наблюдается потребность в таких специалистах. Теперь давайте просто предположим, куда пойдет на работу молодой спортивный врач? В перспективный Центр спортивной медицины и реабилитации или к нам в диспансер, где заработная плата у работников намного меньше, чем у многих других врачей. В иных медицинских учреждениях медработники мотивированны, оплата их труда дифференцирована. В сельской местности молодым специалистам, в соответствии с программой «С дипломом в село», выделяется жилье. Спортивная медицина, лишена подобных привилегий. У моих коллег чистый оклад и он, если честно, оставляет желать лучшего. Наша организация, как учреждение на ПХВ приняло бы на работу пять врачей спортивной медицины, но мы попросту боимся, что они к нам не придут из-за перечисленных выше причин. И даже если мы будем стараться в этом вопросе мыслить позитивно, реальность останется реальностью. К примеру, я посещал ежегодную «Ярмарку вакансий». Молодые специалисты подходят ко мне и спрашивают: «А что такое спортивная медицина?». Эти ребята даже не слышали о нашей работе, так чем скажите, я могу их привлечь?

- А каким все же, по Вашему мнению, должен быть врач спортивной медицины?

- Универсальным! Если не универсальным, то очень хорошо подготовленным. Он должен обладать достаточными знаниями для оказания первой медицинской помощи, быть в какой-то степени и реаниматологом, и травматологом…

- То есть, своего рода ВОП, только в спортивной медицине? Скажите, а врачи общей практики могут работать у вас в диспансере?

- Конечно, но повторюсь, ВОП, как им обещают, работая на участке, будут получать намного больше, за счет дифференциации труда. Мы не сможем их привлечь. Вы просто не представляете, как много в любой работе зависит от мотивации.

- Насколько нам известно, у вас в диспансере слаженный и сильный коллектив? Как вам удалось собрать таких специалистов?

- Да, здесь действительно работают преданные своему делу люди. В большинстве, конечно, это взрослые врачи, многие из которых - пенсионеры, они владеют опытом работы в других сферах медицины. Молодежи у нас немного. Мои коллеги работают в совместительстве, и я даже не задаюсь вопросом, почему они совмещают несколько работ. Здесь все просто. Работать на полную ставку и получать 40 тысяч, мало кто согласится. Сегодня очень сложно прожить на 40 тысяч тенге. По-моему, подобное известно каждому.

- Канат Зекенович, помниться в нашем последнем интервью Вы говорили, что у диспансера нет своего собственного здания. Вам удалось решить этот вопрос?

- Не совсем. Со зданием у нас проблемы остаются. Но нужно понимать, что данный вопрос не зависит от одного определенного человека, к примеру, руководителя управления здравоохранения. Он требует к себе внимание со стороны акимата города и многих других структур. К тому же, здесь никак не скроешь и финансовую часть вопроса. Областное управление здравоохранения о нашей проблеме знает, и при первой возможности они обещали помочь нам с обретением собственного здания. Признаться, это и есть основной фактор, необходимый нам для дальнейшего развития. Плюс ко всему этому, потребность в специалистах, о которой мы с вами говорили в самом начале.

- Какие-либо изменения или новшества произошли в вашей работе за текущие месяцы 2015 года?

- Как таковых изменений и новшеств у нас в диспансере, в принципе, не происходило, но мы по-прежнему работаем в слаженном режиме. Наступила осень, в спортивные школы производят набор учащихся-спортсменов. Вы знаете, что перед зачислением в спортивную школу ребята проходят тщательный медицинский осмотр. Мы определяем их пригодность к тому или иному виду спорта.

- Хотелось бы узнать, а что делать тем, кто живет в отдаленных районах нашей области? Неужели каждый раз, когда им будет необходима медицинская помощь или осмотр, спортсмены будут вынуждены приезжать в диспансер?

- Нет, мы постарались решить данную проблему, с поддержкой нашего руководства - Областного управления здравоохранения. Была проделана большая работа, в каждый район Алматинской области мы спускали телефонограммы с просьбой: при больнице, в совместительстве, назначить одного врача, который будет принимать, и оказывать любою необходимую помощь контингенту обслуживаемых нами пациентов.

- Но ведь для этого врачи должны быть своего рода многофункциональными…

- Я бы сказал так, достаточно быть терапевтом. То есть, как в обычной поликлинике, пациент обращается к нашему врачу, он проводит положенный осмотр, и если есть необходимость в осмотре узких специалистов, направляет пациента к ним. Вообще, спорт сам по себе, требует короткого времени реабилитации, поэтому для наших пациентов данные врачи - огромная помощь. Они примут, и помогут скоординировать процесс обследования и лечения.

- Известно, то, что спорт – это в первую очередь здоровое питание и строгий режим дня. Многие спортсмены соблюдают определенные диеты. Этим также занимается физкультурный диспансер?

- Этим вопросом, в основном, занимаются медики спортивных школ и тренера спортсменов. Соответственно, у каждого спортсмена своя определенная норма питания, к примеру, штангист не будет питаться, как гимнаст - это элементарно! Наша работа в этом направлении заключается в том, что мы периодически посещаем все спортивные школы и проверяем, правильно ли кормят спортсменов, правильно ли распределены нагрузки, соблюдаются ли все установленные нормы, где-то приходиться корректировать, подсказывать. Во всех спортивных школах имеются медсестра, в некоторых есть даже врачи, именно с ними мы беседуем, проводим семинары и конференции. Получается так, что наш физкультурный диспансер выступает от Областного управления здравоохранения, а медицинский коллектив спортивных школ от спортивного управления. Мы расходимся лишь в этом, в остальном работаем слаженно. Коллегам, работающим в школах, мы всегда благодарны, они относятся с пониманием и к просьбам, и к замечаниям. Если мы где-то, что-то координируем, они выполняют все с огромной ответственностью. Плюс, в работе со здоровьем спортсменов огромную роль играют их тренера. Тренера, должен заметить, очень щепетильный народ. От них ничего не ускользает, они относятся к осмотрам и лечению своих подопечных с особой строгостью. Это замечательно, ведь в медицине подобное отношение никогда не навредит.

- Вы - организация, работающая на праве хозяйственного ведения. Получаете ли вы какие-либо средства от платных услуг?

- Нас перевели на право хозяйственного ведения уже давно, но мы учреждение своего рода дотационное. Представьте, какие услуги я могу обозначить как платные, если основной контингент обслуживаемого нами населения - это школьники? Спортсмены-школьники, выступающие за честь нашего государства! Как будет смотреться, если обращаясь к нам, они станут сталкиваться с платными услугами? Возмущаться начнут все: ученики, родители, учителя школ и тренера. Да и если честно, мораль не позволит нам брать плату там, где стоит гарантия государства!

- Канат Зекенович, давайте немного поговорим о здравоохранении Казахстана, в общем. Можно услышать Ваши личные выводы о действие программы «Саламаты Қазақстан»?

- «Саламаты Қазақстан» хорошая система. Именно с действием этой программы отечественная медицина будто бы встряхнулась, поднялась, улучшилась. Может быть, для кого-то эти слова прозвучат громко, но врачи, которые проходили весь процесс становления, заметили значительные улучшения. Когда «Саламаты Қазақстан» только начинала вступать в действие, многие операции, для казахстанских медиков казались чем-то фантастическим, нереальным. Теперь эти операции проводятся ежедневно. Для молодых врачей была создана мотивация, условия труда, о которых мы в свое время и мечтать не могли. А посмотрите, как за счет «Саламаты Қазақстан» сократилась материнская и младенческая смертности? Буквально на глазах, за очень короткие сроки. Перечислять новшества и достижения можно долго. Все это и есть прогрессивный результат.

- Еще одно огромное изменение ожидается в 2017 году - медицинское страхование. Что Вы думаете об этом?

- Мы уже проходили страхование. Все повторяется. Конечно, страховая медицина успешно действует во многих развитых странах, но ведь там нет такого уровня безработицы, как у нас. Очень много не работающих людей, думаю, возникнет ряд затруднений. Но, будем надеяться на то, что «на верху» работают успешные стратеги, которые знают свою работу и действительно стараются привести нашу медицину к лучшему.

- Вас как медика не смущает то, что у системы здравоохранения даже нет собственного министерства? Зачастую от врачей можно услышать подобные возмущения.

- Нет, меня это абсолютно не смущает и более того, я понимаю почему Министерство здравоохранения соединено с Министерством социального развития. Приведу простой пример: когда я работал медбратом, мне всегда казалось, что наша старшая медсестра каждый день выдумывает какие-то новые и никому не нужные правила и задания, позже, когда я стал врачом понял, что бывают моменты, когда медсестра недопонимают врачей, или понимают их немного иначе, потом я стал заведующим и мои взгляды поменялись на счет многих вещей, далее я стал заместителем главного врача, главным врачом и на каждом этапе мое мировоззрение менялось. То есть, о чем хочу сказать, многие врачи думают, что в Правительстве сидят люди, и от нечего делать внедряют какие-то новшества. Нет! Они тоже пытаются привести отечественную медицину к лучшему, просто мы не видим всей картины, а им она видна более обширно. Там ведь целые стратегические отделы, и в них работают люди, которые читают, изучают, сравнивают, просчитывают. Обижаться и судить может любой. Многие доктора иногда задаются вопросом, чем занимается областное управление здравоохранения? Они работают! И в большинстве своем разбирают жалобы, которые, если можно так сказать, «сыпятся» к ним отовсюду. Что это за жалобы? Это жалобы на тех же врачей, которые сидят на местах и судят. Конечно, это все звучит неприятно, но это и есть правда жизни. Можно судить, можно писать письма, указывать кто кому, что должен, бесконечно просить управление здравоохранения об улучшении условий и так далее. Все это можно делать день ото дня. Но вот, ни для твоего коллектива, ни для пациентов - пользы не будет!

- Канат Зекенович, вопрос личностного характера. Что для вас значит спортивная медицина? Это просто работа или намного больше? И можете ли вы как специалист сравнить спортивную медицину Казахстана и других стран?

- Хороший вопрос! Знаете, о спортивной медицине других стран, я могу узнать только из Интернета. И там признаться не так много информации. Людей интересует спорт, мы автоматический отходим на второй план. Но ведь если подумать, возможен ли спорт без спортивной медицины? Согласитесь, ведь никто не допустит участия спортсмена на соревнованиях, не убедившись в том, что он физически и морально здоров. Мне, лично очень жаль, что о спортивной медицине других стран, мы узнаем лишь дистанционно, мы не сотрудничаем в этой области с другими государствами, даже с той же Россией. У нас нет возможности выезжать на крупнейшие семинары и конференции посвященных спортивной медицине.

- Вы с коллегами наверняка обсуждаете или мечтаете о том, какой бы хотели видеть спортивную медицину сегодня?

- Да, мы мечтаем о том, чтобы у нас было свое здание, чтобы в диспансере работало еще больше квалифицированных медработников. Чтобы наша деятельность интересовала не только управление здравоохранения и спорта, но и управление образования, ведь основной контингент наших пациентов это школьники, дети. Мы хотим, чтобы спортсмены обслуживались так же как обслуживаются население в поликлиниках. Вы только представьте, стоит здание, а на нем большая вывеска «Областной врачебно-физкультурный диспансер», туда приходят спортсмены, смело обследуются, диагностируются, и самое главное - получают лечение. Мы хотим, чтобы диспансер был полноценный. Чтобы не приходилось перенаправлять спортсменов в другие медицинские учреждения, а можно было лечить самим. Вы знаете у меня очень позитивный коллектив, мы с ними не только мечтаем, мы знаем, что все это в ближайшем будущем сбудется. А пока мы будем заниматься своей основной работой. Будем помогать нашим спортсменам по мере возможностей!

- Канат Зекенович, огромное спасибо за интервью. Удачи Вам и всему коллективу врачебно-физкультурного диспансера!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА