Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Кто кому обязан? или пациент не всегда прав


21 сентября 2015, 05:35 | 2 670 просмотров



«Палка о двух концах» - именно так в нашем современном обществе можно назвать сложившиеся отношения между врачами и их пациентами. Казалось бы, причем здесь современное общество? Все дело в том, что именно сегодня, в развитом 21 веке, и у тех, и у других накопилось столько недосказанностей друг к другу, что НЕВОЗМОЖНО УЖЕ БОЛЕЕ МОЛЧАТЬ!!! Подобное, в такой острой форме не наблюдалось, к примеру, в период существования СССР, и это как ни странно подтверждают представители обоих сторон. Однако проблема зародилась, она росла, подпитывалась негативными факторами, и пришла к тому, что сегодня даже те, кто в своем большинстве все же предпочитают молчать, владеют своим профессиональным этикетом и всегда пытаются понять другого человека, хотят высказаться. Итак, по многочисленным просьбам самих медиков наше издание решило провести небольшой анализ, который с обычных рассказов врачей поможет определить: какой же он - современный пациент? Насколько хорошо он владеет своими правами? И почему наравне с этим, абсолютно отказывается соблюдать свои обязанности, тем самым нанося вред в первую очередь своему здоровью?

Для того чтобы в этом вопросе быть адекватно подкованными, мы обратились к Кодексу Республики Казахстан от 18.09.2009г.193- IV «О здоровье народа и системе здравоохранения». Здесь как выяснилось права граждан-пациентов расписаны в 13 пунктах, а вот обязанности всего в 8 и назвать их сложными в выполнении отнюдь нельзя.

Итак, что же конкретно мы, граждане Республики Казахстан обязаны делать согласно вышеуказанному Кодексу.

- Во-первых, мы должны заботиться о сохранении своего здоровья

- Во-вторых, мы должны принимать меры по сохранению и укреплению своего здоровья.

В общих чертах по обоим пунктам как бы, все просто и ясно. Наше здоровье – наши интересы! Это - элементарно. В пункте третьем, мы обязаны проходить профилактические и медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения. Далее обязаны сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания. После дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача. Соблюдать режимы и правила внутреннего распорядка, бережно относится к имуществу медицинской организации, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи. Информировать медицинский персонал о своем заболевании или заболеваниях представляющих опасность для окружающих. Не совершать действий, нарушающих права других пациентов. Вот в принципе и все, что от нас требуется. Сложно? Едва ли! Но к последнему пункту следует добавить еще один: Не совершать действий, нарушающих права медицинских работников. Почему в обязанности пациентов данная информация не входит? И кому собственно, можно задать этот вопрос?

Возможно много лет назад, как мы уже сказали в период СССР, населению такой вопрос показался бы абсурдным. Кто станет нарушать права врачей? Они ведь оказывают нам помощь,- сказали бы люди. - И вообще, врачи и учителя самые благородные профессии. Действительно, именно так когда-то и было. Врачей уважали, их помощь ценили. А сегодня мы встречаемся с реальностью, и все реже произносим словосочетание медицинская помощь. Мы говорим - «медицинское обслуживание», и возможно именно это, кардинально меняет отношение населения к работе врачей.

Не отходя далеко от темы нарушения прав медицинских работников, приведем живой пример, который совсем недавно произошел в Областной больнице города Талдыкорган. Там, родственник одного из пациентов, безосновательно избил врача – невропатолога, и нанес ему тяжелые телесные повреждения. В результате чего врача тут же госпитализировали, а зачинщика задержали. No comment…

Именно в эту больницу корреспонденты нашего издания решили обратиться с вопросами о «современных пациентах» и вот, что нам удалось узнать:

Санат Ашимович Озибаев – врач-хирург:

- Как таковой обязанности у пациентов нет. Да мы и не требуем их соблюдения. Все, что нам нужно - это простое человеческое отношение, понимание и следование нашим советам по сохранению и улучшению их здоровья. Мы не требуем чего-то сверхъестественного. Обычно сами больные понимают все, а вот их родственники и знакомые совсем другое дело. Как принято, они ожидают в коридорах, а любое ожидание заставляет человека нервничать. Но мы не можем бросать свою работу и заниматься разъяснениями. Поэтому, зачастую именно с этим контингентом людей у нас возникают недопонимания.

- Многие врачи жалуются на то, что пациенты запускают болезни, длительные сроки не обращаются в больницу, а потом винят во всем врачей. Как часто встречаются такие случаи?

- В последнее время таких случаев очень много. Люди неделями болеют, к нам за помощью не обращаются, и когда им становиться, нетерпимо плохо, они вызывают скорую помощь, их экстренно доставляют в больницу, оказывают первичную медико-санитарную помощь, располагают в палате. В этот момент врач должен осмотреть пациента, для того, чтобы установить диагноз, но в силу разных обстоятельств, мы задерживаемся. И прошу обратить внимание, я сейчас не имею в виду обстоятельства личного характера. Зачастую мы бываем на операциях или осматриваем других поступивших пациентов и задерживаемся, где-то на 15 минут, и в очень редких случаях на 30 минут. За это время некоторые больные приходят в негодование и соответственно начинают возмущаться. Объяснять им то, что в этом нет нашей вины, и мы попросту не можем присутствовать в двух местах одновременно, и не пытаемся. Привыкли уже, если честно. Мы оправдываем своих пациентов как можем. Понятное дело их недуги сопровождаются болезненными ощущениями, они чувствуют дискомфорт и нервничать в такие моменты - естественно. Врачи к такому относятся нормально, это наша работа, мы должны помочь, обезболить, успокоить, выяснить, в чем причина. Но нам не понятно одно, почему люди так затягивают с обращением в больницу и доводят свои болезни, извините за выражение, до ужасного состояния? И почему в плохих последствиях позднее винят врачей?

В принципе, если говорить непосредственно о нашей больнице и о хирургическом отделении, то у нас уже лет пять жалоб от пациентов не было. Ни в письменной, ни в устной форме. Недомолвки, недопонимания, споры случаются каждый день, мы подобное за жалобы уже и не считаем, потому что позже при выписке, выздоровевшие пациенты во многом все же благодарны.

- Если анализировать поведение пациентов, то можно сказать, что неблагодарность и бескультурье в основном проявляет молодежь. Порой бывает, идешь по коридору, а тебя могут толкнуть и не извиниться, присмотришься, надо же, твой пациент, то есть человек, которому ты оказываешь помощь. В такие моменты конечно обидно. Или, к примеру, заходишь на обход, а больной по телефону разговаривает, мы обращаемся к нему, чтобы уточнить его состояние, а он делает вид, что не слышит тебя и продолжает свой разговор. И такое бывает! Подобное говорит лишь об элементарной невоспитанности человека и не более того. Я хочу сказать о том, что нельзя обобщать всех. Пациенты бывают разные, если тебе нагрубил один, это не значит, что нагрубит другой. Тоже самое и с врачами. А люди и во многом средства массовой информации любят искать негатив. Врач может спасти 1000 жизней и в силу обстоятельств ошибиться один раз, и вот его уже называют плохим, не знающим, не умеющим и так далее. В общем, несправедливостей в современном мире много, но знаете лично мое мнение: если бы в следующей жизни, меня спросили, кем ты хочешь стать? Поверьте мне, я бы снова стал врачом!

Каирбек Ерсаинович Нургалиев - заместитель директора по качеству и контролю.

- У пациентов перед врачами как таковых обязанностей нет. Ведь любой пациент обращается к врачу с определенной проблемой в здоровье. И здесь не о каких обязанностях и речи идти не может. Мне кажется нужно говорить не так об обязанностях, как об элементарных правилах поведения. К примеру, когда я провожу «пятиминутки» с врачами, то мы зачастую обсуждаем вопросы профессиональной этики и деонтологии. Я стараюсь донести врачам, чтобы в любой ситуации они были, так сказать, «на голову выше». Ведь в момент обращения пациенты зачастую испытывают боль или стресс. Они нервничают, желают, чтобы дискомфорт и болевые ощущения поскорее прошли, за счет чего становятся требовательнее. С этим все понятно. Однако и пациенты в свою очередь для сохранения своего здоровья должны знать, как и куда им стоит обращаться, чтобы не терять драгоценного времени и не сталкиваться с трудностями. Как вы знаете, сегодня очень хорошо развита первичная медико-санитарная служба, если пациент чувствует недомогания, он должен обратиться к врачу-терапевту, а он в свою очередь поможет пациенту в дальнейшем обращении к нужным специалистам и получении лечения. В стационарах все немного иначе, к нам больные поступают в основном через службу скорой помощи, то есть экстренно. И здесь складывается такая ситуация: пациент поступает, обязательно сдает анализы, его осматривают наши врачи, и определяют, нуждается ли пациент в экстренной госпитализации или он после оказанной первичной медико - санитарной помощи чувствует значительные улучшения. Таким пациентам, мы основательно рекомендуем, обратится к лечащему врачу, который поможет пройти все необходимые процедуры лечения. Но наши советы воспринимаются агрессивно, пациенты думают, раз уж их привезли на скорой помощи, то госпитализация обязательна. Нет, поверьте, бывают самые разные случаи. За сутки скорая помощь привозит к нам, к примеру, 80 человек, мы тщательно осматриваем всех, но не все пациенты нуждаются в госпитализации. И тогда у них жалобы и возникают. Выслушать в такие моменты можно многое. Именно поэтому я хочу сказать всем пациентам, что ваше здоровье в большей степени зависит от вас самих. Люди должны понять это, в конце концов. Здоровье сохраняется при правильном режиме дня, сбалансированном питании, при занятиях спортом, человек должен высыпаться, сохранять спокойствие, стараться не нервничать, соблюдать все это не так уж и сложно. Но ведь у большинства людей режим совершенно иной. Наличие огромного количества вредных привычек, нарушенный сон, постоянные стрессы, нездоровое, поспешное питание, ну где уж тут быть здоровым?!

Также хотелось бы отметить, что многие пациенты зачастую говорят, что врачи грубят! Знаете, должен сказать, что медиков-хамов можно встретить одного на тысячу. Бывают случаи, когда врачи дежурят сутками, выходят с многочасовых операций и могут где-то резко ответить тому или иному человеку. В таких случаях, я просто лично, прошу пациентов нас понять. Мы ведь тоже люди. На врачей идет огромная нагрузка. А держать себя в руках, когда в твой адрес поступают еще и оскорбления, не каждый сможет. Даже не смотря на это, ладно хорошо, мы привыкли к оскорблениям, к проклятиям, куда не шло, но ведь докторов уже и бить начали. Это абсурд! Нет, терпеть такое извините, никто не будет, да и не должен.

Насколько случай с избиением врача возмутил весь медицинский персонал больницы заметно не вооруженным взглядом. Да и как подобное может не возмутить?! Почему пациенты и их родственники позволяют себе переходить все грани приличия и воспитания? Неужели причина этому - лишнее предоставление государством прав, которыми люди не умеют пользоваться. Почему выражение «медицинская помощь» потеряла весь свой смысл, а врачей стали считать должниками, обязанными, служителями? Может быть, каждому из нас действительно стоит задуматься о своем здоровье самостоятельно и не искать виноватых. Может быть, каждому из нас просто стоит представить этот мир без врачей… Кого же мы будем винить в своих недугах тогда?!

Автор:
Айгерим ТУРГАНБАЕВА