Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА


21 августа 2015, 17:51 | 4 533 просмотра



Чем проклинать темноту, лучше зажечь одну Свечу. (народная мудрость)

10 августа 2015 года исполнилось 170 лет со дня рождения Абая (Ибрагима) Кунанбаева, выдающегося сына казахского народа, великого поэта, мыслителя, талантливого композитора, начавшего отсчет нового времени и новой истории казахского народа.

Он появился на свет в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области (по современному административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа.

Отец Абая, суровый и самовластный, был старшиной тобыктынского рода. Однако, благодаря уставу 1822 года, когда административная структура Казахского края претерпела изменения, Кунанбай был избран ага-султаном, что позволило его современникам говорить; «Кунеке из простолюдина сделался ханом». Однако семья Абая - потомственно аристократическая, ведь дед Оскенбай и даже прадед Иргизбай главенствовали в своем роду и занимали должности правителей и биев. И это много значило. Отец Абая, умный и образованный человек, вел жестокую борьбу за власть, реалии жизни были таковы, что отец поучал сыновей проявлять суровость, твердость по отношению к подданным. Внутри семьи царила обстановка разлада, соперничества и вражды не только среди детей, но и их матерей. К счастью маленького Абая, его мать Улжан оказалась женщиной душевных замечательных качеств, и свою доброту, рассудительность, сдержанность она распространяла на сына. Это она заменила имя «Ибрагим», данное отцом, на Абая, оно наиболее подходило мальчику, так как означало «осмотрительный, вдумчивый».

Абай потерял детство в 13 лет. Он пережил шок, эмоциональное потрясение, когда стал невольным свидетелем казни отцом Кодара и Камки, бессмысленной кровавой расправы над соплеменниками.

Абая объял ужас пред кровью, что забрызгала руки отца. «Мой отец, мой родной человек так жесток и бессердечен» - эти слова вырвались из глубин стонущего юного сердца. Сильнейшее первое потрясение выразилось в потоке слез, смертельной бледности и рвоте, а затем приключилась долгая болезнь, которую лекари называли «ушик», другие считали за «сопка», а третьи за «тиф».

Избавление от недуга пришло со стороны самых близких Абаю людей. Самый эффективный, интуитивно найденный способ, позволивший вывести маленького Абая из состояния депрессии, явились чудесные легенды и сказания бабушки Зере, благотворное влияние песен акынов Барласа и Байкокше. Благодаря всем им впервые после долгой болезни «счастливое мальчишеское чувство овладело Абаем».

Первоначальное образование мальчик получил в домашнем кругу, с ним занимался наемный мулла. А затем Кунанбай оторвал сына от родных степных просторов и послал в духовную школу (медресе) семипалатинского имама Ахмет-Ризы, где Абай провел долгих пять лет, получая духовное образование.

Благодаря своим необыкновенным способностям, юноша одновременно учился в русской школе, изучал творчество поэтов Востока, зачитывался произведениями русских классиков. И сам пробует писать стих Сохранялись лирические отрывки, послания, в которых угадывается влияние восточной классической поэзии, или экспромты в стиле народной поэзии.

Но учебу в Семипалатинске прервал срочный вызов отца. В родном ауле Абаю пришлось приучаться к разбирательству тяжб, вникать в ссоры и интриги, как будущий глава рода. Совеем молодым, в 21 год, Абай становится волостным управителем Кучук-Тобуктинской волости. Вольно или невольно ему приходится участвовать в решении самых различных проблем и вопросов. Трудностей было превеликое множество, а еще надо учесть, что в волости не было ни грамотного толмача, ни даже писаря.

Прямота, гуманность Абая, его неприязнь к отжившей феодально-родовой морали, внимание к народным интересам восстановили против него предста¬вителей феодальной верхушки. Многие современники, в том числе и отец, счи¬тали его неверным, отступником. Прогрессивные убеждения и просветительская деятельность Абая на благо простого народа вызывали недовольство степной знати, и на него стали поступать многочисленные жалобы и доносы. Только по жалобам и доносам муллы Узукбая Бурибаева и его корыстолюбивых покровителей было допрошено свыше семисот свидетелей. Но дело прекратили, так как все обвинения "основаны на слухах, не проверенных и оказавшихся ложными..." И еще в течение почти 9 лет Абай непрерывно находился под следствием, неоднократно привлекался к судебной ответственности, терпел незаслуженные оскорбления и унижения. Так было со второй половины 70-х до конца 1885 года. Среда властно диктовала свои правила поведения, и Абай вынуждено продолжал свою административную работу.

Еще в ранней юности Абай овладел арабским, персидским и другими языками. Теперь, борясь за добро и справедливость, просвещение и знание, честь и достоинство человека, в частности женщин, он в середине 70-х годов XIX века возобновил изучение русского языка и литературы. В Семипалатинской общественной библиотеке произошло знакомство казахского просветителя и Евгения Михаэлиса. Абай просил у библиотекаря номер журнала «Русский вестник», в котором напечатано одно из произведений графа Льва Толстого. Мйхаэлиса заинтересовал казах, читающий Толстого. Так они познакомились поближе, и Евгений Петрович, высланный в ссылку молодой петербургский ученый, стал близким другом поэта. В свою очередь, потрясенный поэтическим дарованием Абая, он старался приобщить степного гуманиста к передовой русской и европейской литературе. Это по совету Михаэлиса Абай решил обучать своих детей в русской школе. Его дочь Гульбадан и сыновья Абдрахман и Магауи были устроены жить в русской семье, чтобы скорее научиться языку.

Большие надежды возлагал Абай на молодое поколение, он в стихах обращался к тем, кто "сердцем прозорлив и чуток". Его поэтическое слово оказывало огромное влияние на молодежь, ибо Абай к этому времени стал властителем дум, уча преодолевать узость кругозора и мелочность интересов. Он настойчиво воспитывает у молодежи тягу к знаниям, упорство в достижении цели: «Но в груди, если пламя живет, не погибнет и в пургу...» Общественная деятельность и поэтические творения сделали популярным имя поэта. На многих народных собраниях, поминках, торжественных тоях, свадебных празднествах певцами и акынами исполнялись его песни. Абай беспощадно бичевал пороки общества, духовную нищету вершителей судеб казахского народа. Впервые в казахской литературе отчетливо и на такой моральной высоте были высказаны новые суждения о семье, родительском долг о воспитании молодежи, чутком, гуманном отношении к женщине.

В мае 1898 года семипалатинским уездным начальством назначены выборы волостного управителя Мукурской волости. Здесь же было решено рассмотреть давний спор о пограничной меже между Мукурской и Чингизской волостями.

Абай был приглашен как посредник в этом споре. 17 июня он прибыл в местечко Кошбике, где и должны были проходить выборы. Поэт зашел в юрту, чтобы уведомить о своем прибытии уездное начальство, но ему предложили подождать, так как еще не все собрались. Вышедши из юрты, он неожиданно подвергся нападению группы зажиточных мукурцев во главе с их волостным управителем Мусажаном Акимгожиным. Повалив Абая на землю, они стали избивать его. На крик о помощи вышла охрана уездного начальника, и бесчинствующая свора была рассеяна. Однако по дороге эти обидчики разграбили юрту, в которой остановился Абай, отобрали лошадь и нанесли ущерб на сумму 241 рубль. Дело стало предметом расследования и разбирательства в прокуратуре и окружном суде. В результате подкупа представителей местной администрации оно было прекращено под предлогом отсутствия состава преступления.

В поисках справедливости Абай направил в правительственный сенат России апелляционный отзыв, в котором защищал свое гражданское достоинство и разоблачал беззакония местных властей. Документ явствует о благородстве Абая, его человечности и мудрости. В той части, где рассказывается о том, как его во время покушения пытался прикрыть своим телом Уваис Сокин, не это ли доказательство насколько был любим в народе великий мыслитель и гуманист.

Важнейшая сторона философского творчества Абая - учение о человеке. Настоящий человек, по мнению поэта, устремлен к знанию, просвещен, стремится познать науку. Он является нравственным, с развитым чувством долга, умением различать добро и зло. В творчестве Абая дан анализ нравственных качеств человека, таких как добро и разумная сдержанность (канагат), которые реально способствуют формированию истинного человека.

За Абаем новое слово в понимании прекрасного, в трактовке поэзии, художественного творчества, музыки... Прекрасное в понимании мыслителя - это гармония - гармония природы, гармония человека, человеческой жизни. Органическое сочетание прекрасного заключено в стихах Абая, посвященных временам года. Отмечая красоту этих стихов, А. Букейханов в 1905 году писал: «Абай, как это покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую силу и составляет гордость казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай».

С большой любовью поэт читал произведения великого Пушкина, внимательно изучил роман «Евгений Онегин», который был одним из любимых произведений казахского поэта. Совершенно неслучаен выбор Абаем переводов из «Евгения Онегина». Семь стихотворных произведений Абая – «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны к Онегину», «Ответ Онегина Татьяне», второй вариант этого перевода – «Слово Онегина», «Письмо Онегина к Татьяне», «Слово Татьяны» и «Из слов Ленского». Уже в 1887 году абаевский перевод из "Евгения Онегина" стал широко известен по всей казахской степи. Еще при жизни Абая, в 1903 году, в 13-м томе журнала «Россия» было написано, что поэту принадлежат хорошие переводы «Евгения Онегина» и... «таким образом от семипалатинских уленши (певцов) можно услышать, например, «Письмо Татьяны», распеваемое, конечно, на свой мотив».

Как поэт-новатор Абай способствовал утверждению в казахской литературе жанра поэмы. В 1887 году им были написаны поэмы «Масгуд» и «Искандер».

Буквально за год до смерти писателя, 25 апреля 1903 года представители царской администрации во главе с семипалатинским уездным начальником произвели обыск как в зимовке Абая, так и в трех юртах, принадлежащих ему и его сыновьям. Поводом послужила обнаруженная полицией в Кокчетаве почтовая квитанция об отправлении учителем медресе заказного письма в адрес Абая Кунанбаева. Бдительное око полиции усмотрело в этом угрозу власти, потому при обыске ретивые администраторы «арестовали всю корреспонденцию, найденную в многочисленных сундуках и разных помещениях, принадлежащих Кунанбаеву и Ибрагимовым», и составили жесткий акт. После этого царская администрация установила слежку за всеми действиями Абая, скрупулезно изучала его биографию, окружение, состояние, велась переписка о результатах слежки. В сохранившемся в архиве рапорте от 25 августа 1903 года уездного начальника на имя г-на военного губернатора Семипалатинской области читаем: "…человек он весьма развитый и умный, служил два трехлетия бием и три трехлетия управителем Чингизской волости, затем одно трехлетие прослужил управителем Мукурской волости по назначению от правительства". Рапорт содержит призвание, что служба Кунанбаева отлича¬лась разумной исполнительностью и энергией, что он выписывал книги, газеты и журналы, интересовался русской литературой, что в прежние времена он пользовался громадным влиянием среди киргизов как Семипалатинского, так и соседних уездов.

От двух жен - Дильды и Айгерим - Абай имел десять детей, из них семеро сыновей и три дочери. Все дети поэта росли в особой поэтической и музыкальной атмосфере. Уже первенец Акылбай проявил себя в поэзии, будучи еще совсем молодым человеком, сочинил поэму "Дагестан". Акылбай хорошо пел и талантливо играл на музыкальных инструментах. Но особо большие надежды Абай возлагал на третьего своего сына Абдрахмана (Абиша), который получил высшее светское образование, окончил престижное Михайловское артиллерийское училище в Петербурге и стал военным инженером. Вернувшись в родные края, Абдрахман вскоре заболел туберкулезом и умер в 1895 году. Тяжело переживая смерть Абдрахмана, Абай всю свою любовь перенес на Магауию (Магиша). Он зачастую брал сына с собой в поездки, обучал поэтическому мастерству. Но не пощадила чахотка и второго сына Абая. «Единственная радость жизни моей только начала цвести, уже вянет». Горю и страданиям Абая не было предела. Он со страхом заметил, что сын задыхается, «чуть что на лбу у него выступает липкий, холодный пот, редкий сухой кашель усиливается».

Вот как описал Мухтар Ауэзов состояние Абая после смерти Магауи: "...Абай, тяжело дыша, почти упал на край постели умирающего. Глаза его, испугавшие Айгерим, по-прежнему смотрели безжизненно, и из этих широко раскрытых глаз непрерывно катились крупные, словно зерна пшеницы, слезы".

Ранняя гибель детей ускорила смерть самого поэта. Раздавленный горем Абай впал в глубокую депрессию: «дух его рухнул», «есть ли яд, который я не отведал». Он записал пронзительные строки об одиноком дереве, пораже¬нном молнией.

Абай умер на следующий день после сорокадневных поминок по Магишу, на шестидесятом году жизни. Он был похоронен возле своей зимовки - в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Духовный наследник поэта, Шакарим - сын старшего брата Абая – Кудайберды, засвидетельствовал: «Ибрагим-мырза жил в казахской степи, потому и не получил должного признания в мире. А был он гениальным поэтом, просветителем, философом. Он родился в ничтожной среде и прожил унизительную жизнь».

Спустя сорок лет, русский писатель Леонид Леонов сказал: «Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видных с поднебесной высоты и, наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад и, по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев - человек-маяк своего народа».

… Прошли годы, десятилетия. В моих руках уникальный документ, датированный 15 августа 1945 года. Это решение №8 Исполкома Талды-Курганского Совета депутатов трудящихся озаглавленное «Об увековечении памяти Великого Казахского поэта - просветителя Абая Кунанбаева». Документ гласит:

«В связи с исполнившимся столетием со дня рождения Великого Казахского поэта - просветителя Абая Кунанбаева, исполком городского Совета депутатов трудящихся

Решил:

I. Присвоить средней школе №1города Талды-Кургана имя Абая и впредь именовать средняя школа имени Абая.

II. Переименовать пятую улицу города (улица Московская), в улицу имени Абая.

Председатель исполкома горсовета депутатов трудящихся Кусаинов.

Секретарь исполкома горсовета депутатов трудящихся Берентаев.

С годами в талдыкорганской сшг №1 имени Абая продолжились сложившиеся традиции и ритуалы, так уж заведено, что полезно и помогает воспитывать подрастающие поколения, тому у нас всегда «зеленый» свет и всемерная поддержка.

Вот здесь как раз уместно рассказать о «Абаевских чтениях» среди школьников Талдыкоргана. Это добрая традиция возникла 16 лет назад по инициативе акимата Алматинской области, его управления по развитию языков и областного управления народного образования.

В целях расширения сферы применения государственного языка и через пропаганду творчества Абая, стимулирования интереса к культуре, языку и литературе казахского народа, поддержки духовного согласия, воспитания чувства казахстанского патриотизма проводятся «Абаевские чтения» в три этапа. Первый этап - городской конкурс (апрель-май), в августе – областной, а вот победители областных соревнований, обладатель гран-при получает путевку на республиканский конкурс в город Астану.

Каждый ежегодный городской конкурс имеет свои традиционные условия и в тоже время черты новых взглядов, творчества в ритуале проведения этого важного мероприятия. Если все городские «Абаевские чтения» проходят на базе СШГ №1 имени Абая, то в хозяева в обязательном порядке вносят элементы новизны как в оформлении актового зала, где проходят пленарные занятия с конкурсантами, так и в организации выставок, устных литературных журналов, выступлении юных талантов.

Приведем лишь два примера из истории «Абаевских чтений» в Талдыкоргане.

ХI-е «Абаевские чтения» 2010 года. В работе трех секций приняли участие 72 школьника из 25 средних школ города, ставшие победителями внутришкольных отборочных соревнований. Перед пленарным заседанием знатоки творчества великого Абая знакомились с развернутой в фойе школы обширной выставочной экспозицией с работами юных художников и умельцев, которые постарались проиллюстрировать своими творческими работами произведения поэта. Здесь на открытых стендах и стеллажах были представлены произведения Абая, изданные в нашей стране и за рубежом за последний десяток лет, а также энциклопедии и альбомы, посвященные Абаю.

Открыли пленарное заседание хозяева актового зала сценами из спектакля, подготовленного юными актерами десятых классов под руководством режиссера, заслуженного артиста республики Омирсерика Калиулы. Роль Абая в драматической постановке с успехом сыграл С. Онуарбеков. Успешно справились с образами Долгополова – Максим Корюкин, молодого чтеца – Алеша Орыщенко, а губернаторской дочки – Дарья Нефедова. Попурри песен Абая с большим воодушевлением исполнила вокальная группа мальчиков-пятиклассников под руководством и музыкальный аккомпанемент педагога Толкын Ракишевой.

В первой секции, где проходил конкурс чтецов, жюри возглавлял С. К. Кожагулов, доцент ЖГУ, преподаватель кафедры филологии казахского языка. Первое место по праву заняла Арайлым Аманжолкызы, учащаяся СШ № 11, а на втором месте Жомарт Алтынардак – восьмиклассник СШ № 6 и десятиклассница сш № 11 Диана Тлеубалды.

Работу второй секции, где ребята читали стихи собственного сочинения, посвященные Абаю, возглавил М. М. Амангазинов, профессор кафедры филологии ЖГУ, доктор филологических наук. Здесь трудный конкурс выдержали шесть кандидатов. На первом месте Акбота Кажыбекова, десятиклассница сш № 14, на втором месте семиклассник СШГ № 1 Нурдаулет Жалын и восьмиклассница СШ № 2 Салтанат Туймебаева.

«Кенiлiм андi угады» - так называлась секция, где творческий экзамен выдержали юные исполнители. Их строгий судья, преподаватель музыкальной кафедры А. К. Курсабаев выставил высший балл Шарын Обишкуйыновой, восьмикласснице СШ № 11, Дамиру Бескенбаеву из СШ № 12 и девятикласснице Ане Котляровой из СШГ № 1.

Дебютант «Абаевских чтений», девятиклассница СШГ №1 Карина Аитова поделилась впечатлениями: « Я впервые приняла участие в столь интересных интеллектуальных и творческих соревнованиях. На мой взгляд, все участники прекрасно выступили. Здесь младшие школьники нисколько не уступали нам, старшеклассникам. «Чтения» помогают развивать в себе новые качества, мы не только говорим по-казахски, но и поем, декламируем стихи, сочиняем, познавая глубину творческого наследия великого мудреца Степи, каким был Абай Кунанбаев. Слушая других ребят, понимаешь, где твои пробелы, на что надо обратить внимание в будущем. Определенные места и награды – это своеобразный итог работы учащейся молодежи и их педагогов».

XIII-е «Абаевские чтения» 2012 года. В самом начале конкурсного дня делегации школ-участниц, а это более 80 учащихся разных возрастных групп, ознакомившись с красочно оформленными выставками детского рисунка и прикладного творчества, экспонаты которых раскрыли яркую палитру мира быта, искусства, обычаев казахского народа. О казахском языке, жизни и творчестве Абая Кунанбаева рассказали стенные газеты, плакаты и открытые книжно-журнальные витрины с богатой подборкой литературы и газетных вырезок.

Затем участники конкурсных состязаний поспешили в актовый зал. Многие из них уже переоделись в мужские и женские казахские национальные костюмы, все - яркие и неповторимые, а музыкальные инструменты в их руках сияли блестящей полировкой. Под солнечным шаныраком и пристальным взором мудрого Абая со стилизованного портрета, что находился в центре сцены, начался организационный момент праздника-состязания. В трех секциях жюри возглавили: А. К. Курсабаев – заведующий музыкальной кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, Т. Д. Абжаков – заведующий кафедрой филологии, кандидат педагогических наук, М. М. Имангазинов, профессор, доктор филологических наук – все из ЖГУ имени Жансугурова, а также А. К. Адырбаев – директор Музыкального колледжа имени К. Байсеитовой и С. Т. Шыныбеков – представитель Управления по развитию языков Алматинской области.

И вот началась упорная, напряженная и творческая борьба: по пропаганде государственного языка, по выразительному чтению произведений Абая, исполнению песен на слова великого мудреца степи, за чистоту произношения казахского текста по нормам орфоэпии, манере исполнения песен и сценической культуре.

По секции «Олен – сездiн патшасы, соз сарасы» первое место заняла ученица 6 класса Акбота Бакирова. Гран-при вручен ученице 6 класса СШ № 13 – Балжан Агыбаевой.

В номинации «Жас талант»убедительную победу одержал ученик СШ № 9 Александр Слесаренко.

По секции «Жуйркiтер жуйрiк озар жарысканда» первого места удостоена ученица 10 класса СШ № 25 – Назарке Сейсембаева, а Гран-при – представительница СШ №11 –Улпан Жанылхан.

В номинации «Жас каламгер» победила ученица 8 класса – Молдир Жапекова из СШ № 17. А вот в номинации «Жас кауырсын» не было равных Бакытбеку Медеу – пятикласснику из СШГ № 1.

В секции «Конiлiм эндi угады», когда участники исполняли песни Абая, первого места удостоился Олжас Мейрманов, ученик 8 класса СШ № 21, а Гран-при вручен Нурдане Селимхан, десятикласснице из СШ № 25.

В номинации «Юный талант» победил ученик 6 класса СШ №17 – Лазер Садвакасов.

От имени оргкомитета и судейской коллегии учащиеся и их педагоги – все победители «Абаевских чтений» были награждены Грамотами и ценными подарками.

Не стали исключением и XVI-е «Абаевские чтения» 2015 года. Они вылились в замечательный праздник 170-летнего юбилея Абая, в котором приняло участие уже более 90 учащихся школ областного центра. На завершающем этапе учебного года юные талдыкорганцы смогли блеснуть знаниями казахского языка, творческого наследия классика, проявили соревновательные способности и таланты в исполнительском мастерстве, музыкальную и поэтическую культуру.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед