Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Пятилетка "Денсаулык"


7 августа 2015, 09:38 | 2 272 просмотра



Со следующего года начнется реализация новой госпрограммы в сфере здравоохранения

В нашей стране разрабатывают новую государственную программу развития здравоохранения. Она придет на смену предыдущей - "Саламатты Казахстан", действие которой заканчивается в 2015 году. Если в предыдущие годы основной упор был сделан на создание инфраструктуры отрасли (построено более 500 новых объектов, отремонтировано более 4000 больниц и поликлиник, закуплено оборудование на сумму свыше 75 миллиардов тенге), то уже со следующего года сферу здравоохранения ожидает ряд серьезных системных нововведений. На чем акцентировали свое внимание разработчики программы "Денсаулык"? На этот и другие вопросы мы попросили ответить председателя правления АО "Национальный научный медицинский центр" Абая Байгенжина.

- Этот год является финальным для госпрограммы "Саламатты Казахстан". То есть самое время подвести итоги, как вы считаете? Решены ли те задачи, которые изначально ставились?

- Если говорить конкретно об этой программе, то нужно учитывать, что ей предшествовал очень серьезный период. Необходимо было создать инфраструктуру отрасли. И основные объекты появились в 2005-10-е годы. Именно тогда построили больше 500 медицинских учреждений, капитально отремонтировали 4 тыс. больниц и поликлиник, закупили оборудование. Одновременно шла подготовка специалистов - наши врачи получили возможность обучаться новым технологиям диагностики и лечения в ведущих клиниках ближнего и дальнего зарубежья.

Следующим этапом стало внедрение новых механизмов управления финансовыми потоками. А это уже была задача госпрограммы "Саламатты Казахстан". С чего все начиналось? С внедрения Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). С одной стороны, был создан Единый плательщик услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в лице Комитета по оплате медицинских услуг. С другой стороны, появился конкурентный рынок - доля частного сектора увеличилась до 24%, за счет чего удалось сместить приоритеты в деятельности организаций здравоохранения от простого освоения бюджетных средств к результату. А в-третьих, изменилось поведение пациентов - они получили право выбирать медицинское учреждение. В итоге количество граждан, которые воспользовались этой возможностью, возросло в 2,3 раза и достигло в среднем 800 тыс. человек в год. В результате сокращено и перепрофилировано более 14 тыс. единиц коечного фонда. Разумеется, это большой плюс.

Кроме того, мы видим, что стала доступной высокоспециализированная медицинская помощь, особенно в кардио¬хирургии, интервенционных вмешательствах и трансплантологии. Ее объемы с 7 тыс. в 2009-м увеличились до 60 тыс. в 2014-м. Появилась На¬цио¬нальная скрининговая программа. Ежегодно она охватывала до 12,7 миллиона человек, было проведено более 102 мил¬лио¬на исследований.

Но и это еще не все. Созданы механизмы обеспечения качества медицинских услуг: внутренний аудит, внешний контроль, аккредитация. Внедрены международные правила оплаты медицинской помощи (клинико-затратные группы, комплексный подушевой норматив, глобальный бюджет). С 2014 года начато поэтапное усиление амбулаторно-поликлинического звена, внедрен минимальный комплексный подушевой норматив (КПН), сокращено неравенство в обеспечении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, причем объем финансовых средств на ПМСП увеличился с 17% до 26%.

В конечном итоге мы видим результат: снижены показатели младенческой и материнской смертности, увеличилась рождаемость, средняя продолжительность жизни выросла на два года…

- И все-таки в поликлиниках по-прежнему можно увидеть очереди, не хватает узких специалистов… Как думаете, почему?

- К сожалению, нам приходится констатировать слабый уровень первичной медико-санитарной помощи. Поясню: в развитых странах она становится координатором всей системы здравоохранения, на этом уровне удерживается до 80 процентов больных. В нашей же стране основной действующей структурой продолжает оставаться стационар. Технический и кадровый потенциал первичного звена не стал центральным в системе отечественного здравоохранения и не обеспечил перемещение потока пациентов из стационара в поликлиники. Не ликвидирован дефицит кадров - участковых и врачей общей практики почти на 20% меньше количества ставок должностей этих категорий. К тому же "хромает" качество их подготовки. Особенно в части педиатрии - как вы знаете, факультеты, где готовили дет¬ских врачей, давно упразд¬нили.

- Управление финансовыми потоками - разве не это было главным при внедрении Единой национальной системы здравоохранения? Оправдались ли ожидания?

- Действительно, помимо предоставления пациентам права выбирать медицинское учреждение, она должна была решить очень много других вопросов, в том числе способствовать открытости процесса и созданию конкурентной среды. Предполагалось, что деньги "последуют за пациентом". Однако все оказалось не так просто. Единый плательщик, о котором мы уже говорили выше, то есть Комитет оплаты медицинских услуг, действуя вразрез с выполнением задачи создания конкурентной среды, ввел жесткие лимиты для медицинских организаций на выполнение работ - так называемые "предельные объемы госпитализации пациентов" в виде "планов финансирования" и "линейной шкалы", помесячно лимитирующей объемы госпитализаций. Это лишило медучреждения стимулов для реализации своего потенциала в условиях рынка, поскольку выяснилось, что если у той или иной больницы кончился лимит, то деньги за пациентом не последуют. Более того, даже за вполне обоснованно госпитализированного "сверхлимитного" больного с кровотечением или перитонитом больница штрафуется в размере 300% от стоимости лечения, даже при наличии свободных мест. При этом за отказ в оказании экстренной помощи "безлимитному" больному врач может быть привлечен к уголовной ответственности, а на больницу наложат штраф. Однако комитет стойко игнорирует подобные форс-мажорные ситуации.

Кроме того, оплата выполненных работ производится не за фактические затраты и по конечному результату, а по усредненным, сгруппированным клинико-затратным группам, многие коэффициенты которых не обеспечивают покрытие затрат медучреждений. Появилась категория "легковесных" больных, лечение которых в ста¬цио-наре "невыгодно", так как их оплата не покрывает затрат больницы на лечение. Эти отделения стараются перепрофилировать на лечение "выгодных" диагнозов, с высоким коэффициентом. Однако к "легковесным" отнесены наиболее часто встречающиеся гастроэнтерологические, пульмонологические, гинекологические заболевания, что в конечном счете привело к их хронизации.

- А как обстоят дела на местах?

- В большинстве районов медицинские организации представлены только центральной районной больницей, финансирование которой, как оказалось, не зависит от объема выполненных работ и соответствует "сметному финансированию", имевшему место до внедрения ЕНСЗ.

- Не секрет, что эффективность любого производства зависит от уровня подготовленности менеджеров разного уровня. К 2015 году планировалось, что все руководители здравоохранения станут профессиональными менеджерами. Получилось?

- Сейчас, по данным Министерства здравоохранения и соцзащиты, только 50 процентов руководителей соответствуют квалификационным требованиям менеджера здравоохранения, практически каждый второй не владеет навыками делового администрирования. Не формируются финансовые резервы для мотивации сотрудников к улучшению качества работы: ДОТ используется неэффективно и только за счет вакантных ставок в виде квартальных премий. В существующие тарифы не заложены средства на повышение квалификации сотрудников, в том числе и по менеджменту здравоохранения.

- Эти моменты учитывались при разработке новой госпрограммы "Денсаулык"? И сколько времени может понадобиться на их устранение?

- Да, все эти моменты лежат в основе новой государственной программы развития здравоохранения. Она рассчитана на пять лет. Первый этап будет длиться три года и завершится в 2018-м. В этот период предстоит модернизировать первичную медико-санитарную помощь с внедрением семейной практики, которая предусматривает наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом индивидуальных особенностей организма и акцентом на профилактику. Со временем врачи общей практики должны стать координаторами лечебных процессов и "взять на себя" большую часть потока пациентов. Предполагается, что это будут специалисты широкого профиля, обладающие практическими и коммуникационными навыками и умеющие работать в команде. На каждого семейного врача будет приходиться до 1,8 тысячи человек прикрепленного населения.

Одновременно будет совершенствоваться Национальная скрининговая программа, будут внедрены электронные паспорта здоровья и создана техническая инфраструктура электронного здравоохранения. И еще один важный момент, касающийся финансирования. Предполагается, что с 2017 года в стране будет внедрено социальное медицинское страхование. Это правильно, поскольку каждый человек должен нести ответственность за свое здоровье. И если он им дорожит, то должен заранее подумать о том, как и сколько денег он может выделить на себя. То есть и работодатель, и работник будут принимать солидарное участие в финансировании наряду с государством.

В этот же период будет осуществляться подготовка кадров и менеджеров здравоохранения по обновленным программам.

Второй этап реализации программы "Денсаулык" продлится два года. Он предусматривает дальнейшие совершенствование семейной практики и укрепление первичной медико-санитарной помощи. На основе государственно-частного партнерства (ГЧП) будет развиваться инфраструктура. При этом государство окажет всю необходимую поддержку. В рамках ГЧП планируется строительство амбулаторно-поликлинической сети с передачей этих объектов в доверительное управление с возможностью последующей приватизации при условии постоянного сохранения профиля деятельности.

- Улучшится ли ситуация с обеспечением лекарственными средствами?

- Доступность препаратов будет обеспечиваться комплексной системой отбора лекарственных средств. В этих целях будет усовершенствована система государственной регистрации, существенно снизится количество зарегистрированных препаратов на основе четких и прозрачных критериев отбора, в том числе при наличии научно-обоснованной доказательной базы, соответствии регистрационному досье и экономически обоснованной цене.

Намечены комплексные меры по обеспечению экономической доступности лекарств для населения, основанные на постоянном мониторинге цен в других странах. С целью исключения бесконтрольного приема лекарств будет расширен перечень препаратов, отпускаемых только по рецепту.

Кроме того, к 2018 году отечественные производители лекарств перейдут на стандарт GMP. Лабораторный контроль качества препаратов при регистрации, а также в постмаркетинговый период к этому времени будет осуществляться только на основе соответствия уполномоченных лабораторий стандарту GLP.

Словом, основные направления программы "Денсаулык" содержат достаточно проработанный план мероприятий, позволяющий решить существующие проблемы и достичь поставленных целей.

Автор:
www.Camonitor.com