Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Тест на стресс. Казахстану предстоят крайне сложные времена, убеждены в ICG


23 мая 2015, 23:42 | 2 337 просмотров



Международная кризисная группа посвятила обширный доклад как внутренним, так и внешним вызовам, которые стоят перед Казахстаном. В докладе, вышедшем в свет накануне, международные эксперты одной из самых авторитетных западных организаций предполагают, что Казахстан ждут трудные времена, поскольку кризис в Украине больно бьет по казахстанской экономике и внутренней стабильности РК.

По мнению экспертов ICG, события в Украине увеличили чувство уязвимости Астаны. В ответ на геополитический кризис администрация президента Нурсултана Назарбаева предприняла меры по укреплению правительства, защиты экономической стабильности и пресечению распространение слухов о том, что украинский сценарий может развернуться в северных провинциях. Эксперты признают, что Россия вряд ли может повторить украинский опыт в РК. Между тем риски существуют и поэтому Казахстан должен сделать многое для решения своих внутренних проблем, чтобы укрепить собственную безопасность. Приоритетные направления должны включать в себя экономическое развитие, межэтническое согласие и определенность в вопросе преемственности.

Факторы риска

Международные санкции против России, падение цен на нефть и технические проблемы на нефтяном месторождении Кашаган уже отразились на главном факторе единства - экономическом росте. Среднесрочный прогноз экспертов для РК таков: Казахстан остается институционально слабым государством и чрезмерно зависит от лидера, не имея четкого плана преемственности, существует проблема неравномерного распределения благ.

По мнению Международной кризисной группы, Ассамблея народов Казахстана (АНК), будучи представительным органом для этнических меньшинств должна делать больше, чтобы укрепить мульти-этническую основу и многоконфессиональный характер государства.

Эксперты считают, что нужно укреплять содействие умеренной исламской идентичности среди казахов и представителей других этнических групп. У Москвы и Астаны есть общий интерес в сохранении стабильности в регионе. Серьезной проблемой остаются соседи Казахстана: хрупким является режим в Узбекистане, а Кыргызстан остается политически нестабильным государством.

Кризис в Украине поставил перед Казахстаном серьезную дилемму: с одной стороны поддерживать дружеские отношения с Россией, а с другой строить свою собственную национальную идентичность. Видно, что в нынешних условиях Казахстан проводит рефрейминг своих отношений с Западом. Во многом этим объясняются посреднические усилия Нурсултана Назарбаева по урегулирования кризиса в Украине, которые можно воспринимать как стратегию выживания, чтобы подчеркнуть, что Казахстан является независимым актором на территории бывшего Советского Союза. Астана предпринимает усилия чтобы деполитизировать Евразийский экономический союз, одновременно продолжая переговоры с Европейским союзом.

Что нужно сделать?

Эксперты считают, что для навигации меняющейся международной обстановки и обеспечения внутренней стабильности Казахстан должен:

• продолжать активную внешнюю политику с равным акцентом, как в сторону России, так и ЕС, выстраивать отношения с Ираном и Китаем. Необходимо продолжать партнерство с международными организациями, особенно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и Шанхайской организацией сотрудничества

• внести свой вклад в формирование доверительных отношений между Россией и другими членами бывшего Советского Союза

• вывести на внутреннюю политическую авансцену значимых игроков, чтобы развеять впечатление, что все решения в стране принимает один человек

• проявлять сдержанность в чувствительных вопросах, в частности в языковом.

• способствовать этническому разнообразию во всех слоях власти; поощрять русское население, стремящиеся выучить казахский язык.

• проводить экономические реформы по всему Казахстану, а не только в Астане.

Проблемный клубок

Эксперты напоминают, что в Казахстане проживает 125 национальностей, 63 % из 17-милионного населения этнические казахи, 23,7% составляют этнические русские. Поэтому важно не допустить никаких противоречий между двумя наиболее многочисленными этническими группами. Тем более такой баланс необходим в условиях, когда экономическое положение РК ухудшается.

Природные ресурсы Казахстана делают его самым богатым государством Центральной Азии, но от благополучия может ничего не остаться, если не проводить реальные реформы, заметили эксперты ICG. Международные санкции против России, девальвация валюты и глобальный спад цен на нефть и металлы уже привели к необходимости пересмотра бюджета РК в сторону понижения. Стоимость товаров и услуг, увеличилась на 7,4% в 2014 году. Дальнейшая девальвация может стать сильным ударом по потребителям, вместе с тем импорт российских легковых автомобилей и потребительских товаров из РФ подрывают экономику в северных провинциях в Казахстане.

Буксует проект Кашаган, его старт возможен не ранее 2017 года, но он будет выгодным только в том случае, если цена на нефть будет не ниже $100 за баррель. В последней редакции государственного бюджета прогнозируемая цена на нефть определена в размере $50,40. Эти проблемы отражаются на балансе торговых отношений Казахстана с партнерами по ЕАЭС, торговля между ними упала на 11% в 2014 году.

Общественный договор истекает

Эксперт института политического анализа Эмиль Раззаков считает, что подготовленный экспертами международной кризисной группы доклад о рисках для Казахстана в нынешней геополитической и экономической ситуации отражает реальность. По его словам Астана действительно находится в щекотливой ситуации, когда общественный договор между властью и обществом, который можно сформулировать как «мы даем вам экономическую стабильность и комфорт взамен на политическое затишье» истекает. Связано это с тем, что власти больше не могут гарантировать роста зарплат как в «тучные» годы, а привыкшие к относительному комфорту казахстанцы вряд ли готовы жертвовать им.

«В сложившихся обстоятельствах действительно лишь резкий разворот в сторону диверсификации экономики, проведения институциональных реформ может дать эффект. Также нельзя допускать перекосов в языковой и этнической политике, так как для любой постсоветской страны это чувствительный вопрос. Можно вспомнить с каким количеством конфликтов на национальной почве столкнулся СССР в период распада. Логичными выглядят и рекомендации ICG по части выстраивания многовекторной политики, с построением активных отношений с Ираном и Китаем», - заметил он.

Слишком мрачно

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов считает, что выводы экспертов ICG относительно ситуации в Казахстане слишком мрачные. По его словам в настоящий момент нет предпосылок для повторения в северных регионах РК крымского сценария. Чрезмерно пессимистичной он считает и оценку экономического положения Казахстана, однако, по словам эксперта, такие доклады позволяют определить наиболее заметные болевые точки той или иной страны.

«Ключевые проблемы определены верно. Думаю, что и власти Казахстана примерно также ранжируют риски в сложившейся после украинского кризиса ситуации. Именно с этим связаны 5 институциональных шагов по модернизации страны, выдвинутые Нурсултаном Назарбаевым, одним из которых является формирования гражданской идентичности, что должно позволить избежать любых межнациональных проблем», - сказал он.

Что такое ICG?

Международная кризисная группа (МКГ) - авторитетная неправительственная организация, которая осуществляет полевые исследования в зонах военных конфликтов и проводит политику их предупреждения в различных уголках мира. Информацию специалисты группы получают общаясь с высокопоставленными, из личных контактов с правительствами мира, многосторонними организациями и другими политическими деятелями, а также средствами массовой информации. Публикует ежемесячный бюллетень CrisisWatch, который являются общедоступными. Образована в 1995 году. Штаб-квартира организации располагается в Бельгии.

Автор:
Аскар МУМИНОВ