Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Мы очень гордимся своим коллективом


23 февраля 2015, 00:43 | 3 136 просмотров



АМКБ – «Алматинская многопрофильная клиническая больница». Была организованна в 1952 году, с целью обслуживания населения Алматинской области. В 2012 году больница отметила свое 60-летие. Наблюдая за деятельностью АМКБ сегодня, сложно поверить в то, что когда-то она организовывалась на базе в Малой Станице, и что в зону обслуживания больницы входило всего пять колхозов. В то время, пациентов принимали в такие отделения как: хирургия, терапия, детское и родильное отделения. В 1970 годах больница пополнилось отделением урологии, травматологии, онкологии, патологии беременности и анестезиологическим отделением. Также на ее базе был организован радиологический кабинет.

В профилактических целях оказавшись пациентом данного медицинского учреждения, не упуская возможности, автор решил подробнее узнать о дальнейших преобразованиях и о том, как сегодня в целом работает АМКБ. Об этом мне удалось поговорить с заместителем главного врача по лечебной части, кандидатом медицинских наук Дарханом Ариповичем Сыбанбаевым.

- Дархан Арипович, расскажите, какое количество населения Алматинской области сегодня обслуживается непосредственно вашей больницей?

- Вся Алматинская область подразделяется на два региона: Северный и Южный. Жителей приблизительно 9-10 районов, начиная с Райымбекского и до Панфиловского районов, обслуживает наше медицинское учреждение. Это более миллиона человек. В 90-х годах АМКБ имела статус областной больницы. Сейчас по области мы считаемся Региональной больницей № 2. Подобные изменения стали следствием того, что областным центром был назначен город Талдыкорган. Но, надо отметить, что, несмотря на изменения статуса и названия, АМКБ по-прежнему несет на себе функции областной больницы по Южному региону Алматинской области.

- Из истории вашей больницы мы узнали, что численность койко-мест доходило до количества 600. Каково это число сегодня?

- За весь период деятельности наша больница сильно расширилась. Здесь открылось много отделений. Благодаря этому в конце 90-х годов численность койко-мест действительно доходила до шестисот. Чуть позже в виду различных реорганизаций их численность значительно снизилась. Сегодня коечный фонд больницы составляет – 310. Но должен отметить, что с каждым годом количество обслуживаемого нами населения неумолимо возрастает. Думаю это связанно с тем, что в целях трудоустройства, многие сельские жители стали переезжать в город Алматы и его окрестности. Люди приезжают со смутными планами на будущее, и конечно практически никто из них не имеет городской прописки. Вследствие чего они автоматически становятся пациентами нашей больницы.

Будь то экстренный случай или обычная простуда, все обращаются к нам. Не принимать пациентов, сотрудники больницы не имеют права, а возникающий дефицит коек в принципе никого не волнует и эта проблема решается самостоятельно в стенах нашего медицинского учреждения. Городские больницы имеют преимущество перед нами, оно основано на их количестве. К примеру, по городу Алматы есть 6-7 больниц, в которых пациенты могут получить стационарное лечение. Благодаря распределению экстренных пациентов, на такие больницы нет особой нагрузки.

АМКБ сегодня выполняет функции трех медицинских организаций: областной больницы, перинатального центра, и кардиологической службы. Так сказать «три в одном» и нагрузка признаться высокая. Наши врачи зачастую физически не успевают обслуживать население. Бывали случаи, когда за час служба скорой помощи привозила 20 больных. Это не считая тех, кто пришел самостоятельно за помощью и стоит в очереди. В основном, все кого привозит «скорая» требуют госпитализации, не смотря на то, что состояние улучшается, и нет смысла ложиться в больницу. Некоторые прекрасно могут обойтись и дневным стационаром, но люди не понимают нашей работы и их мало волнуют проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

- Скажите просто для сравнения, какое количество населения обслуживает Северный регион Алматинской области?

- Насколько я знаю, приблизительно 600 000 человек. То есть вдвое меньше, но при этом каждая из вышеперечисленных служб имеет статус самостоятельной организацией…

- Пожалуйста, расскажите подробнее об отделениях АМКБ. Испытывает ли какая - либо из служб нехватку оборудования?

- В составе нашей больницы 12 клинических отделений и 14 вспомогательных. Если говорить в общем, то в своем составе мы имеем: поликлинику, круглосуточный и дневной (с гемодиализом) стационары, клинико-диагностическую лабораторию, хирургическое, нейрохирургическое, кардиологическое, пульмонологическое, гастроэнтерологическое, токсикологическое, нефрологическое отделения, а также отделения ЛОР профиля. У нас имеется перинатальный центр на 60 коек.

Наш перинатальный центр c 2015 года имеет третий уровень, именно поэтому многие районы тяжелых рожениц перинаправляют к нам. Также мы достигли высоких результатов по кардиологической службе. Три года назад мы установили аппарат -ангиограф. Данный аппарат имеется в наличии не во всех больницах. Мне известно, что по Алматинской области их всего два, второй установлен в ГКП на ПХВ «Областной кардиологический центр» города Талдыкорган.

Оборудование выделяется непосредственно Министерством здравоохранения, облздравом. Дорогостоящие медицинские аппараты, мы приобретаем по лизингу. У нас в наличии 1 компьютерный томограф и пять УЗИ аппаратов. В 2015 году планируется приобретение аппарата МРТ и УЗИ (дополнительно). В прошлом году из своего бюджета Акимат Алматинской области выделил нам средства на приобретение дорогостоящего УЗИ аппарата, благодаря которому, наши врачи имеют возможность посмотреть лица малышей, у беременных женщин. В общем, обеспечение оборудованием практически 100%. Но надеемся, что спустя несколько лет мы будем соответствовать евро стандарту. По нему 1 компьютерный томограф рассчитан на 100 000 населения, а 1 МРТ на 250 000 человек.

- Мне довелось заметить, что у вас довольно смешанный коллектив…

- Да, на самом деле, мы очень гордимся своим коллективом, потому что у нас много, как молодых специалистов, так и врачей предпенсионного возраста. Первые перенимают опыт у вторых. И знаете, удивительно, но в нашей больнице этот переход проходит настолько плавно и эффективно, что у руководства практически исчерпан кадровый вопрос. Сам лично, я заметил такую тенденцию, что многие молодые специалисты после окончания ВУЗа стараются устроиться на работу именно в АМКБ, для того чтобы получить хороший опыт.

- В каком году больница перешла на право хозяйственного ведения?

- На право хозяйственного ведения мы перешли 10 лет назад. За это время данная область нашей работы наладилась. Множество пациентов самостоятельно обращаются к администрации больницы с просьбой о предоставлении отдельных палат, с более удобными условиями. Мы предоставляем такие палаты, платно. Сумма оплаты, как положено, регулируется облздравом. Вообще переход на ПХВ оказывает больнице огромную помощь. Благодаря средствам, которые нам удается заработать самостоятельно, мы уплачиваем долги за приобретенные дорогостоящие аппараты.

- Ваша больница работает по электронной картотеке?

- К сожалению, пока мы работаем в прежнем режиме. Но в 2015-2016 годах планируем перейти на электронную картотеку. Министерством здравоохранения уже издан приказ об обеспечении нашей больницы необходимым компьютерным оборудованием, для перехода на данную систему. Сейчас компьютеры есть в каждой ординаторской. Приблизительно 30-40 компьютеров руководство больницы закупило самостоятельно.

- Какие операции проводятся в АМКБ?

- В нашей больнице проводятся практически все высокоспециализированные операции, которые оплачиваются республиканским бюджетом. Сегодня наши хирурги проводят такие операции как: стентирование коронарных артерий, эндоваскулярную денервацию почечных артерий, множество операций по нейрохирургии. Такие операции делают не во всех больницах. Гинекологи проводят эндоскопические и лапароскопические операции.

- Нам известно, что в больнице в свое время было детское отделение…?

- Да, детское отделение входило в состав больницы до 2012 года. Позже оно отделилось и сейчас это самостоятельное медицинское учреждение -«Региональная детская больница».

- Сегодня медицинское образование подвергается критике со стороны, но как говорится вам, врачам виднее. Как, Вы, медицинский работник с двадцатилетним стажем оцениваете молодых специалистов?

- Я бы не взялся критиковать нынешнее образование, потому что считаю, что оно достаточно качественное. Это я вижу на примере молодых специалистов, которые устраиваются на работу к нам в больницу. Они отлично «подкованы» в плане теоретических знаний. Без знаний в медицине нельзя сделать не единого шага. А то, что касается опыта, то он приобретается во время работы, это элементарно, особенно в нашей сфере. Конечно, система образования по которой обучались мы в советское время отлична от сегодняшней, но я думаю все зависит от самого человека. Если перед ним стоит цель в будущем стать высокоспециализированным врачом, то он будет стремиться к знаниям. Любой выпускник, поступающий в медицинский ВУЗ должен понимать, что в будущем он будет работать с людьми, с самого первого курса он должен ощущать огромную ответственность за человеческую жизнь.

- Как больницей производиться закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения?

- С увеличением гарантированного объема бесплатной медицинской помощи ландшафт фармацевтической отрасли немного изменился. Точно не помню, но приблизительно в 2009 года Правительство Республики Казахстан приняло решение о создании Единого дистрибьютора по закупу лекарственных средств и изделий медицинского назначения «СК-Фармация». Сегодня все медицинские учреждения Казахстана работают непосредственно с данной компанией. Я считаю правильным, то, что функции по закупу и поставке лекарственных средств для медицинских организаций возложены на одну компанию. Это облегчает работу администрации больниц и не вызывает каких-либо сложностей. Из бюджета нашей больницы 20-30% уходит на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения. Учитывая тот факт, что наплыв пациентов в нашу больницу превышает количество койко-мест, нужно отметить, что лекарственные средства тратятся довольно быстро. Тем не менее, в этом вопросе мы стараемся не экономить.

- Достаточно ли осведомленно население Алматинской области о своих правах относительно Портала Бюро госпитализации?

- Я думаю, сейчас о Портале Бюро госпитализации знают все. В нашей больнице Портал работает налажено. Множество пациентов госпитализируются подобным методом и никаких заминок в этом вопросе пока не возникало. Дату госпитализации назначает медицинское учреждение, в которое изначально обратился пациент. Раньше мы участвовали в процессе назначения даты, потому, что иногда возникали случаи, когда в больнице абсолютно не было свободных койко-мест. Сегодня мы в данном процессе не принимаем участия. Он регулируется в компьютерной базе, а мы обязаны госпитализировать пациента в любом случае в положенный срок. Это создает небольшие проблемы, так как, к нам поступает множество экстренных пациентов.

- Сегодня у пациентов сложился такой менталитет: они жалуются на стационарное лечение, хотя сами пренебригают элементарной профилактикой. Что Вы думаете об этом?

- Подобное встречается. Но в нашей больнице немного другой профиль. К нам обращаются пациенты с заболеваниями, требующими в большинстве случаев госпитализации. И говорить людям о том, что нужно было заботиться о своем здоровье, не надеясь на врачей, в наших случаях становиться бесполезно. Конечно, мы лечим и пытаемся заложить в сознание больных, чтобы они заботились о себе, не доводили до критического состояния. Разъяснение и профилактика это больше работа поликлинической службы. Мне известно, что сегодня профилактическая работа ведется повсеместно, но, тем не менее, поменять издавна заложенное в сознании мнение, довольно не просто.

- Нам известно, что у вас в больнице есть аппараты для почечного гемодиализа. А есть ли аналогичный печеночный гемодиализ?

- С почечным гемодиализом в нашей больнице работа налажена. А вот аппарата для печеночного гемодиализа у нас нет. Это довольно дорогостоящий аппарат и само лечение тоже дорогого стоит. Для работы с этим аппаратом необходимы специалисты, которых сейчас не так много.

- Какие специалисты в медицине предпочтительней на сегодня, и как Вы думаете почему?

- Я бы не стал делать различия между врачами той или иной области. Нужны все! Качество медицинского обслуживания повышается, соответственно медицина стала нуждаться в хороших специалистах. Таких сегодня очень много. Единственная область, которая, пожалуй, претерпевает хроническую нехватку – это педиатрия. К примеру, нам необходимы неонатологи. Врачей – неонатологов сегодня не много. Да и, в общем, с переквалификацией врачей-педиатров во врачей общей практики стали возникать проблемы.

- Ваше личное мнение о страховой медицине? Удастся ли казахстанскому здравоохранению достичь необходимых стандартов в этом вопросе?

- Я приветствую страховую медицину, потому что считаю, что каждая организация будь то государственная или частная, должна заботиться о своих сотрудниках. Да и каждый человек должен копить денежные средства на свое здоровье. Это было бы правильно и соответственно меняло бы тот самый «менталитет пациента», о котором мы с вами говорили. Бывают пациенты, которым так сказать, каждый что-то должен. Врачи должны, больница должна, государство должно! То есть его собственная ответственность исключается полностью. Это не правильно!

- Ужесточение наказания за медицинские правонарушения многие считают несправедливым… Как Вы считаете, не повлияет ли это в будущем на качество медицинского обслуживания?

- Скажу так, сегодня не один родитель охотно своего ребенка на обучение в медицинский ВУЗ не отдаст. В медицину прорываются те, кто реально хочет себя этому посвятить. Они и без того встречают на своем пути множество преград, а теперь стоит только прочитать нормы Уголовного кодекса и узнать о наказании, которое ждет тебя даже за самую незначительную ошибку, так и не захочется быть врачом. Я и мои коллеги не согласны с нормами ужесточения, не потому что мы плохие специалисты и боимся за свою судьбу. Просто никто кроме нас не поймет, что ошибки случаются у любого специалиста, в любой отрасли. Я ни за что не поверю, что какой-либо врач или сотрудник среднего медицинского персонала, специально совершает действия, которые наносят вред пациенту. Даже если подобные случаи встречаются, то они, во-первых, редкие, во-вторых, должны досконально разбираться компетентными органами, но подписывать всех под одно правило нельзя!

- Действие Программы «Саламатты Қазақстан» истекает в этом году. Какие Вы считаете, выполнила ли она свой стратегический план?

- Буду базироваться на нашу больницу. Как я уже говорил, мы приобрели практически все необходимое, новейшее оборудование, обучили и повысили квалификацию своим сотрудникам, провели капитальный ремонт, в общем, перечислять достижения можно долго. Врачи, медсестра, да и сами пациенты заметили, что за последние годы, качество медицинского обслуживания значительно повысилось. Программа «Саламатты Қазақстан» без сомнений осуществила поставленные цели. Благодаря ее действию снизились показатели смертности во всех областях здравоохранения. Также хочу отдельно отметить работу моих непосредственных руководителей, руководителя ОУЗ Алматинской области М.Б. Мейрбекова и директора нашей клиники К.Т. Турысбекова - благодаря которым наша больница процветает. Меня лично, как врача радует тот факт, что Министерство здравоохранения ведет правильную политику, и работает во благо населению.

- Нашим читателям будет интересно узнать немного о Вас лично? Расскажите свою краткую биографию?

- В 1996 году я окончил Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова. В то время мы обучались 6 лет. На 6-ом курсе мы совмещали учебу с практикой. Ее я начал проходить в данной больнице. Изначально нас, конечно, не допускали к операциям, мы были лишь наблюдателями. И благодаря этому приобрели не малый опыт. Своими учителями я смело могу назвать профессора К.А.Абикулова и доктора медицинских наук, врача хирурга А.Г. Альмамбетова. Они многому научили меня, у профессора К.А.Абикулова на кафедре два года, я был клиническим ординатором. В 1998 году устроился в АМКБ врачом-хирургом и УЗИ специалистом. Должен сказать, что как и полагается молодому специалисту я прошел практически все трудности и в 2007 году стал заведующим отделением функциональной диагностики. В 2008 году меня назначили заместителем главного врача по лечебной работе. В АМКБ я работаю практически 20 лет. Свою работу люблю, не смотря на сложности. Мне нравится, когда после проведенных нами операций больные быстро поправляются. Позже они возвращаются и благодарят, относятся с уважением. Я думаю, человек чувствуя свою потребность среди людей, может сотворить даже невозможное! В детстве я хотел стать журналистом, писателем. Но судьба привела меня в медицину и я ей за это благодарен!

Автор:
Нурым Нурлыбеков