Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

К 550-летию Казахского ханства и 770-летию первого упоминания слова "Казах"


16 января 2015, 09:50 | 3 924 просмотра



Мегациклы казахской истории

Предстоящее празднование 550-летия образования Казахского ханства побуждает нас к тому, чтобы еще раз задуматься о глубинных истоках зарождения национальной государственности и вообще об истории государственности на территории современного Казахстана.

Во втором тысячелетии н.э. наши предки пережили два крупных мегацикла своей истории, которые приводили в итоге к появлению новых независимых государственных образований - Казахского ханства, Казахской АССР, Казахской ССР и Республики Казахстан, в названии которых упоминается только один народ - казахи.

ПЕРВЫЙ МЕГАЦИКЛ В начале XIII века Казахская степь вошла в состав Монгольской империи Чингиз-хана и стала наследственным уделом его старшего сына Жошы-хана. Восточные кыпчаки постепенно ассимилировали пришедших из Центральной Азии тюрко-монголов (жалайыр, барлас, баарин, кереит, конрат, мангыт, найман и др.), которые вместе с кыпчаками вошли в состав новых постмонгольских государственных объединений - Улуса Жошы, Улуса Орда-Еджена, Улуса Шайбана, Улус Тука-Тимура, Ак Орды, Ногайской Орды, ханства Абулхаира и других, созданных разными династийными линиями чингизидов и нечингизидов. В середине XV века султаны Керей и Жаныбек, потомки старшего сына Жошы-хана - Орда-Еджена и его правнука Урус-хана, с подвластными им родами и племенами, воспользовавшись поражением своего временного сюзерена Абулхаира от предводителя ойратов (калмаков) Уз-Тимура-тайши и начавшейся затем смутой, откочевали из присырдарьинских оазисов и предгорий Каратау на юго-восток, в Западное Жетысу. Там они с разрешения хана Могулистана Есен Буга-хана поселились в междуречье Чу и Таласа, в местности Козыбасы. Некоторые ученые считают, что Козыбасы - это урочище Ушконыр в нынешней Алматинской области, другие полагают, что ставка Керея и Жаныбека находилась у холма Козыбасы на Кордайском перевале.

В Жетысу их гостеприимно встретили местные, родственные тюркоязычные племена - аргыны, дулаты, уйсуни, канглы, кереи, жалайыры и другие. Обосновавшись там и значительно усилившись за счет новых волн мигрантов (численность населения нового улуса выросла до 200 тысяч человек), они после смерти Есен Буга-хана в 1462 г. и начала междоусобиц в Могулистане провозгласили в 1465/1466 г.г. создание нового государства, которое по имени народа получило позже название Казахское ханство, а страна - Казахстан. 1465/1466 г.г. - единственная зафиксированная в письменном источнике Мухаммед-Хайдаром Дулати (правда, спустя сто лет) дата образования самостоятельного Казахского ханства. И поскольку для верификации этой даты нет других письменных источников, приходится опираться именно на нее как на время появления независимого Казахского ханства. Первым правителем казахов традиционно считается Керей как старший по возрасту, вторым - Жаныбек.

Согласно старинным легендам, правителей нового государства избирали ханами и поднимали к небу на белой кошме у подножия горы Хантау к западу от озера Балхаш. Место захоронения первых казахских ханов Керея и Жаныбека точно не известно. Этот мегацикл состоит из двух исторических циклов. Первый - включение наших предков-кыпчаков в состав Монгольской империи Чингиз-хана, Золотой Орды и других постмонгольских государственных образований (середина XIII- середина XV вв.). Второй - время образования суверенного Казахского ханства и формирование его народа на новой этнической основе (1465-1731 гг.). За населением этого государства окончательно закрепляется собирательный этноним "казах", появившийся в степном регионе Восточного Дешт-и-Кыпчака еще в домонгольскую эпоху. Впервые термин "казах" в письменном источнике упоминается в арабо-кыпчакском словаре, составленном в Египте в 1245-м. Поэтому в наступившем году, наряду с 550-летием образования Казахского ханства, мы должны отмечать 770-летие первого упоминания в историческом документе слова "казах", имевшего тогда еще не этническое, а социальное значение: в смысле "свободный, вольный человек", "храбрец", "удалец" и т.п.

В период независимого Казахского ханства (1465-1731 гг.) окончательно формируется его территория, определяются границы с сопредельными государствами. Оно становится активным субъектом региональных политических и экономических отношений, казахская дипломатия многое делает для укрепления международного статуса государства. В итоге казахи стали народом, известным не только в Центральной Азии, но и в Европе. Так, в 1549 г. на Западе была опубликована книга австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна "Записки о Московии". Описывая Казанское царство, он пишет: "За Казанью… живут татары, зовущиеся тюменскими (Tumenski), шейбанскими и кайсацкими". В 1594 г. хан Тауекел отправил в Москву к царю Федору Годунову первого казахского посла Кул-Мухаммеда. А год спустя прибыло ответное русское посольство во главе с Вельямином Степановым.

Таким образом, казахско-русским дипломатическим отношениям исполнилось уже 420 лет. История ханской власти в Казахстане насчитывает почти 400 лет, и в этот период страной правили примерно 40 ханов. Среди них выделяются основатели Казахского государства Керей и Жаныбек, а также Касым, Хак-Назар, Тауекел, Есим, Салкам Жангир, Тауке, Абулхаир, Абылай, Жангир Букеев и последний казахский хан Кенесары Касымов.

ВТОРОЙ МЕГАЦИКЛ Второй мегацикл связан с историей Российской империи и ее наследницы - Советского Союза (СССР). Он охватывает период с 1731 года по 1991-й, то есть 260 лет. Этот мегацикл состоит из двух коротких исторических циклов. Первый из них приходится на 1731-1917 гг., когда Казахстан пребывал в составе царской России, а второй - на 1920-1991 гг., когда наша страна первоначально в качестве Казахской АССР входила в состав РСФСР (1920-1936 гг.), а затем в качестве полноправной союзной республики - Казахской ССР - уже непосредственно в состав СССР (1937-1991 гг.). Таким образом, второй мегацикл нашей истории тесно связан с царской и советской Россией. В декабре 1991-го после развала СССР (как сказал один российский политик, "мы сами виноваты, что такую уникальную страну спустили в унитаз") Казахстан обрел долгожданную государственную независимость и снова стал равноправным субъектом международных отношений.

ТРЕТИЙ МЕГАЦИКЛ Он начался в 1991 г., после того, как казахский народ во второй раз в прошлом тысячелетии обрел государственную независимость. Сегодня ей всего 23 года. По мировым меркам, это лишь короткий миг истории. Тогда как наш северный сосед, Россия, непрерывно существует уже свыше тысячи лет, а восточный сосед, Китай, - пять тысячелетий. В истории обоих этих государств были мощные империи, агрессивная внешняя политика, территориальные расширения, аннексии, завоевание и покорение соседних стран. Так, из истории известно, что китайцы восемь раз (в конце II в. до н.э., в VIII и XVIII вв. н.э.) вторгались в юго-восточные и восточные районы Казахстана. О вхождении части северо-западных казахских земель в состав Российской империи и о последующем завоевании территории южного Казахстана царской Россией в XVIII-XIX вв. известно достаточно хорошо. Сегодня Россия - первая по территории, вторая по численности ракетно-ядерного арсенала и восьмая по экономической мощи мировая держава, а Китай - первая по численности населения, вторая по экономической мощи и третья по ракетно-ядерному потенциалу. Казахстанско-российская граница - самая протяженная сухопутная граница в мире (7512 км), а "линия соприкосновения" РК с КНР составляет 1782 км.

Таким образом, общая протяженность границ Казахстана с Россией и Китаем превышает 9 тыс. км. Это не говоря уже о соседстве с другими странами. В частности, на юге простирается безбрежный и набирающий грозную силу нестабильный и непредсказуемый исламский мир, охваченный перманентными войнами, межцивилизационными конфликтами и "цветными революциями", приводящими к еще большему хаосу и беспорядку в мировой и региональной политике. Вот таких соседей дали нам история и география в начале нашей долгожданной независимости. Этим и была продиктована многовекторная внешняя политика РК. Ее, кстати, придерживался и хан Абылай (1771-1781 гг.), который взял курс на добрососедские отношения как с Россией, так и с Китаем, при этом сохраняя суверенитет своего государства от посягательств агрессивных соседей. КАЗАХСТАН И РОССИЯ

Говоря о многовекторной политике, нельзя не сказать особо об отношениях с Россией. Казахстан стал территорией многовекового кросскультурного взаимодействия двух культурно-исторических потоков - местного (казахского) и пришлого европейского (в основном славянского), их взаимопритяжения, взаимовлияния и взаимообогащения. Это является реальностью нашего времени, независимо от чьих-то субъективных желаний и предпочтений, и сохранится еще очень долгое время, а, может быть, и навсегда. У России особенный путь исторического развития. Еще в XV в., выдвинув концепцию "Москва - Третий Рим", она всегда колебалась между Востоком и Западом, Европой и Азией, демократией и диктатурой, прогрессом и стагнацией, войной и миром, агрессией и обороной. Россия всегда в своей истории либо воевала, либо готовилась к войне, либо, надрываясь, поднимала разрушенную войной страну.

Поэтому у русского народа на генетическом уровне милитаристская психология, синдром крепости, осажденной многочисленными врагами, которые только и думают, как бы уничтожить "Святую Русь". "Умом Россию не понять…", - утверждал поэт Федор Тютчев. "Русский ум ярче всего сказывается в глупостях", - со знанием дела говорил историк Василий Ключевский. "Предсказать, как поведет себя Россия, невозможно. Это всегда загадка, больше того - головоломка, нет - тайна за семью печатями", - с нескрываемым удивлением писал через сто лет после них Уинстон Черчилль. Поэтому к нынешней России нужно относиться без предубеждения, с пониманием ее вынужденной (оборонительной) внешней политики и как к одной из двух ядерных сверхдержав, являющихся гарантом равновесия и баланса сил на планете. За спиной России многовековая история, и она всегда проводила самостоятельную внешнюю политику. Нет сомнений в том, что, несмотря на санкции, кризисы и падение цен на сырье, роль России в мировой политике будет только возрастать.

Если США и НАТО, невзирая на нормы международного права, могут воевать в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и Югославии, то почему Россия для защиты своих геополитических интересов не может использовать силу на постсоветском пространстве, например, в отношениях с Грузией или Украиной? Особенно если во главе РФ находится такой политик, как Владимир Путин. О таких правителях Макиавелли говорил: "Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки". Судя по его поведению в дни украинского кризиса, он хорошо знаком с трудами немецкого военного теоретика Карла Клаузевица, писавшего, что "война есть инструмент политики, поэтому ведение войны есть сама политика, сменившая перо на меч" и что "военачальник без отваги никогда не становился великим". И заключившего свой труд "Принципы ведения войны" призывом: "Будьте смелыми и хитрыми в составлении ваших планов, твердыми и настойчивыми в их исполнении, решительными в стремлении к победе…". России в минувшем году выпал уникальный шанс вернуть Крым, и она им незамедлительно воспользовалась. Западу во главе с США и Украине остается только пенять на свою недальновидность, неосмотрительность и беспечность во время пресловутого Евромайдана.

Здесь Россия во главе с Путиным четко следовала стратагемам китайского мудреца Сунь-цзы: "грабить во время пожара"; "увести овцу легкой рукой"; "извлечь нечто из ничего"; "заманить на крышу и убрать лестницу" и т.п. Смысл их один - уметь извлекать выгоду из чужих проблем. Все это необходимо учитывать нашей стране при определении внешнеполитических ориентиров. Сегодня, как и в прошлом, на мировой арене нет вечных друзей и вечных врагов, а есть только вечные интересы (среди них на первом месте - безопасность), борьба за ресурсы всех видов (земля, вода, нефть, газ, уран, цветные и редкие металлы), территории и коммуникации. Конкуренция идет между богатыми и бедными, сильными и слабыми, развитыми и отсталыми, между умеющими и не умеющими читать, считать, писать и изобретать.

ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ

Третий мегацикл казахской истории несет нашему государству, его территориальной целостности, неприкосновенности внешних границ, государственному суверенитету, безопасности и внутриполитической стабильности не меньше вызовов, угроз и рисков, чем два предыдущих, а, возможно, даже и больше. Кто всего два года назад мог предвидеть Евромайдан в Киеве, кризис вокруг Украины и кардинальный разворот в геополитическом диалоге основных акторов современных международных отношений - США и РФ - до ситуации, напоминающей Карибский кризис 1962-го? А ведь еще Макиавелли предупреждал: "Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот, в свою очередь, его презирает"? Кто мог ожидать появления на Ближнем Востоке "Исламского государства", в рядах которого уже насчитывается почти 40 тыс. боевиков и находится около 300 казахстанцев (хорошо, что не "спартанцев"). Эти и многие другие сложные процессы, происходящие сегодня в мире, несут новые и все более опасные угрозы существованию прежде всего молодых, недавно обретших независимость государств. В том числе как ответ на современные вызовы была принята Стратегия "Казахстан-2050". Таким образом, период с 1991 года по 2050-й должен стать третьим мегациклом казахской истории.

Начало этого мегацикла, особенно его самого трудного этапа (становление государственной независимости) неразрывно связано с именем первого президента РК Нурсултана Назарбаева - одной из ярких, харизматичных и противоречивых фигур современной мировой политики. Если ханы Керей и Жаныбек стали родоначальниками Казахского ханства, то Нурсултан Назарбаев стоял у колыбели рождения Республики Казахстан. Макиавелли говорил: "То государство стоит несокрушимо, которое обладает подданными верными и привязанными к своему властителю…, государю надлежит быть в дружбе с народом…, если государь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обретает могущество, покой, почести и счастье". Нет сомнения в том, что Н.Назарбаев, вне зависимости от последующих исторических перипетий и оценок его деятельности, останется одним из наиболее популярных политиков прошлого в глазах будущих поколений казахстанцев. К середине нынешнего столетия Казахстан должен войти в передовую когорту наиболее развитых государств мира. Осуществляя взвешенную внутреннюю и внешнюю политику, всемерно развивая инновационную и высокотехнологичную экономику, интегрируясь в межгосударственные объединения с соседними странами и соблюдая при этом суверенитет и независимость, Казахстан продолжит уверенное движение вперед, по пути осуществления вековой национальной мечты. Мәңгілік Ел.

Мурат АБДИРОВ, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса

Автор:
© www.Camonitor.com