Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Аспекты ведения пневмонии и острых респираторных заболеваний у детей


18 марта 2010, 22:36 | 2 576 просмотров



Введена стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста на уровне первичного звена здравоохранения. В рамках данной стратегии предусматривается клиническое ведение основных, наиболее часто встречающихся болезней детского возраста. Практикуют интегрированный подход, прежде всего, в оценке общего состояния больного ребенка, при котором, в зависимости от установленной степени его тяжести и признаков заболевания, определяются направленность, тактика и необходимый уровень лечения. Интегрированный подход способствует улучшению навыков медицинских работников в консультировании родителей, направлен и на профилактику детских болезней, в частности, подчеркивает важность иммунизации и улучшения кормления детей раннего возраста, особенно грудного вскармливания.

Интегрированное ведение в основном охватывает часто встречающиеся заболевания детей до 5 лет: острые респираторные заболевания, включая пневмонию, диареи, болезни уха, нарушение питания, анемия и вопросы иммунопрофилактики.

В данной стратегии медицинские работники обучаются классифицировать заболевание для определения тактики лечения (требуется ли срочная госпитализация, необходимо ли специфическое лечение на дому или нужен совет по лечению вдомашних условиях).

У каждого больного определяют общие признаки опасности:

- Ребенок летаргичен или без сознания;

- Ребенок не может пить или сосать грудь;

- У ребенка рвота после любой пищи или питья;

- У ребенка отмечались судороги во время этого заболевания

Наличие хотя бы одного признака опасности указывает на серьезную проблему и тяжелое состояние ребенка, которого необходимо срочно направить в стационар.

Следующим шагом является определение основных проявляющих симптомов: кашель или затрудненное дыхание, диарея, лихорадка, нарушение питания или анемия.

Респираторные инфекции могут возникнуть в любой части дыхательного тракта. Наиболее важной задачей ведения больных с кашлем или затрудненным дыханием является ранее выявление и лечение тяжелой и нетяжелой пневмонии.

Состояние ребенка с кашлем или затрудненным дыханием оценивается путем подсчета частоты дыхания в минуту, втяжение грудной клетки (визуально), стридора (на слух) и выяснение длительности кашля.

Любое необычное дыхание называется «затрудненным дыханием». При сборе анамнеза любая мать может сказать, что ее ребенок дышит «быстро», «тяжело», «задыхается» или «дыхание с хрипом или свистом».

Основные признаки, рекомендуемые для выявление возможной пневмонии, выявляются при осмотре ребенка и наблюдении за его дыхательными движениями (таблица №1). Необходимо сосчитать число дыханий ребенка в минуту, чтобы определить, есть ли у ребеенка учащенное дыхание. Очень важно, чтобы ребенок был спокоен, т.к. невозможно правильно сосчитать ЧД, если ребенок напуган, плачет или раздражен. Если ребенок спит, не будите его, пока не сосчитаете ЧД. Таблица №1

С прогрессированием пневмонии проявляется втяжение грудной клетки. Наблюдение за нижней частью грудной клетки (ниже реберной дуги) позволит определить втяжение грудной клетки у ребенка: при его наличии нижняя часть грудной клетки втягивается, когда ребенок вдыхает. Если вы видите втяжение грудной клетки, только тогда когда ребенок плачет или при кормлении, у такого ребенка нет втяжения грудной клетки.

Стридор – это жесткий звук при вдохе, возникающий вследствие отека гортани, трахеи или надгортанника. Такой отек препятствует прохождению воздуха в легкие и может быть опасен для жизни ребенка. Стридор у ребенка будет слышен в покое немедленно надо госпитализировать. Свистящий звук, когда ребенок выдыхает, не является стридором.

Астматоидное дыхание регистрируется у ребенка при выдохе. Причиной астматоидного дыхания является бронхиальная обструкция, проявляющаяся свистящим дыха нием, наблюдаемым при астме, бронхиолите или других респираторных инфекциях. При астматоидном дыхании слышен мягкий музыкальный шум или признаки затрудненного выдоха, который длиться дольше обычного и требует дополнительных усилий. Если у ребенка астматоидное дыхание, надо у матери уточнить, не наблюдалось ли оно ранее.

Кашель и затрудненное дыхание, продолжающийся более 30 дней, может быть признаком астмы, коклюша, туберкулеза или другой проблемы, которые требуют дополнительного обследования.

Важно обучать матерей правилам ухода за ребенком во время болезни на дому и наблюдению за появлением признаков пневмонии или угрожающих состояний. Маме нужен совет по уходу за ребенком в домашних условиях с помощью безопасных средств, смягчающих неприятные ощущения в горле или облегчающих кашель. Если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании, лучшим средством для смягщения горла является грудное молоко. Если ребенок на искусственном вскармливании- давать можно чаще теплую кипяченую или минеральную воду, теплое молоко. Больному ребенку требуется частое кормление небольшими порциями.

Опыт работы:

За последние 3 года больных детей на участке с запущенными и тяжелыми формами пневмонии стало меньше благодаря своевременному диагностированию, ведению и целенаправленному лечению. За 2007 год всего пневмонией переболели 23 ребенка из них тяжелым течением 9. 2008 году всего пневмонией болел 21, из них осложненные 6. В 2009 году всего переболевших 18, из них осложненные 3.

Выводы:

Своевременное диагностирование, ведение и целенаправленное лечение ребенка позволяют предотвращать тяжелые случаи пневмонии со смертельным исходом.

Автор:
Жулдыз АШИМОВА, врач-педиатр Панфиловской сельской больницы Талгарского района