Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Физические и психологические проблемы люди стараются решить применением лекарств


5 декабря 2014, 10:54 | 1 251 просмотр



Психолог, психологическая помощь, психотерапия - это те понятия, к которым у нас в Казахстане все еще относятся с недоверием. Понимание того, что психологическая помощь необходима постепенно приходит к нашему обществу. Сегодня прием у психолога, различные психологические тренинги, пользуются все большей популярностью. Психолог поможет не только по-новому увидеть причины возникших проблем, но и найти принципиально новые пути их решения.

Героем сегодняшнего интервью стала Салтанат Мырзабаевна Тобыкбаева - медицинский психолог ГКП на ПХВ «ЦРБ Аксуского района». Она родилась в пос.Жансугурова. Окончила Талдыкорганский Медицинский колледж по специальности – специализированная медицинская сестра. Проработав в райбольнице медсестрой-анестезистом, решила стать психологом и в 2001 году поступила в Социально-Гуманитарный Институт «Дарын» изучать педагогику, психологию и психоанализ. Работала педагогом-психологом, вела различные трененги: психологические тренинги личностного роста, пути решения межличностных и внутриличностных конфликтов, коммуникативные тренинги, детские и подростковые игровые тренинги общения. В 2012 году вернулась в родной поселок.

- Салтанат Мырзабаевна, расскажите о себе, своем детстве. Что из того воспитания, которое вам дали вы усвоили больше всего и по сей день живете по этим правилам?

- В детстве я жила в окружении бабушки и дедушки, которые, как правило, очень баловали меня. Семья жила счастливо. Моя мать работала фельдшером на скорой помощи в райбольнице. С раннего детства я впитала от матери любовь к медицине, и была уверенна, что моя профессия будет связана с лечением людей.

- Каким образом Вы нашли своё призвание? Почему решили стать психологом?

- В 1999 году я устроилась на работу в реанимационное отделение медсестрой, в то время в больницах не было психологов. Работая там, я задавалась многими вопросами о влиянии стресса на организм человека, что подталкивает людей к суицидальным попыткам и т.д. Замечала, что некоторые пациенты нуждались в профессиональной, психологической помощи, также были в отделении и межличностные конфликты, которым тоже необходимо было решение. Всё это подтолкнуло меня к выбору профессии практика-психолога.

- С чего Вы начинали свою практику?

- На пятом курсе института я подрабатывала в здравпункте СГИ «Дарын». Я проводила медицинские процедуры ректору ВУЗа Кудияровой Анне Мергенбаевне. Мы с ней начали общаться: я лечила ей тело, а она мне душу. Она пробудила во мне интерес к психоанализу. После этого предложила мне провести пробный психологический тренинг для студентов 1-го курса. Студентам мой тренинг понравился, и я набрала самое большое количество участников. После этого мне предложили должность педагога- психолога в Казахской национальной гимназий «Дарын». Затем на кафедре «Педагогики и психологий » я стала преподавателем дисциплин на двух языках.

- Есть ли у вас идеал человека, на которого Вы хотите быть похожи?

- Я благодарна всем своим учителям. С большим уважением отношусь к своему наставнику Анне ханым. В данный момент она является директором Центрально-Азиатского института психоанализа. Она научила меня мастерству консультирования, индивидуальной и групповой психоаналитической психотерапий.

- Что вы больше всего цените в своей профессии?

- Психолог без каких-либо инструментов, может помочь человеку понять себя, вселить уверенность, повысить самооценку, научить правильно мыслить и управлять своей жизнью.

- С какими проблемами к Вам обращаются?

- Внутриличностными и межличностными деловыми или семейными конфликтами, психосоматическими расстройствами, психотравмами различного характера, подростковыми проблемами, с возрастными кризисами, при работе горя, беременные женщины и при подготовке к родам.

- Были ли трудности на вашем пути? Кто помогал вам осваивать профессию?

- Консультировать я начала с детей. После выступлений с комментариями на телевидении и радио с Анной ханым, появилось очень много желающих получить консультаций психолога. Трудности появились тогда, когда я начала проводить индивидуальные консультаций взрослым людям. Может быть, из-за недостатка жизненного опыта. И я решила пройти свой личный двухлетний анализ в малой группе у Владимира Цапова – психоаналитика с Санкт-Петербурга.

- Сейчас многие в обществе критикуют образование страны. Хотелось бы узнать ваше мнение о качестве современного образования. Как вы лично оцениваете будущих специалистов?

- Считаю, что сейчас в Вузах при подготовке психологов дается много теоретической информаций, чем практики. В развитых европейских странах диплом психоаналитика не выдается человеку, если он не прошел личную проработку, то есть, не отлежал на кушетке у психоаналитика 100 часов, так и психологи должны пройти личную проработку.

- Медицинское страхование – это одна из обсуждаемых тем. Как вы считаете, будет ли у нас когда-нибудь цивилизованная страховая медицина и есть ли в этом необходимость?

- К страховой медицине отношусь положительно. Надеюсь в будущем, например, как в Германий психоаналитика будет оплачивать государство. Наша страна тоже будет заботиться о психическом здоровье людей.

- Какие качества нужны молодому специалисту чтобы стать профессионалам своего дела?

- Необходимо доброжелательное, открытое, искреннее понимание, умение хранить тайны, целеустремленность и оптимистичность, воплощение профессионализма и опыта при работе с пациентом. Любому начинающему психологу необходимо пройти личный анализ, личную проработку у проработанного психолога, психоаналитика или психотерапевта. Супервизировать свой каждый случай, чтобы не нанести вред своему организму и помочь клиенту.

- Выводы, открытия, сделанные за период на профессиональной стезе?

- Изучая психологию и психоанализ в первую очередь я помогла себе исцелить свою душу, раскрыть свой внутренний потенциал, это помогло мне преодолеть жизненные трудности и жить в гармоний с собой. Ведь в народе психологов называют – ранеными целителями.

- Разочаровались ли Вы в выбранной профессии?

- Я люблю свою работу и особых сильных разочарований, пока, не было. В местности, где я сейчас живу, конечно, сложно работать в классическом психоанализе, но я работаю с применением элементов психоаналитического направления.

- Был ли в Вашей практике интересный случай, который Вам запомнился больше всего?

- Несколько лет назад у меня на групповом тренинге участвовала девушка, которая пришла после сильного конфликта с родственниками. И не могла говорить, только шевелила губами, у нее пропал голос, афазия. Тренинг был рассчитан на 5 дней. Во время занятия группа ее поддерживала. Я вела свою работу с ней и группой. На пятый день, к завершению тренинга у нее голосовые связки восстановились, девушка могла нормально разговаривать. Все конечно были очень рады за нее.

- В чем Вы видите смысл своей работы?

- Наше население находится под сильным влиянием рекламы фармакологий. Любые физические и психологические проблемы люди стараются решить применением лекарственных препаратов. Зачастую проблемы носят психологический характер. Вместо применения лекарств, полезнее было бы посетить кабинет психолога, решить проблемы с отношением к себе, принятием, виной, прощением и научились строить здоровые отношения с окружающими. Мы с молодыми врачами стараемся донести это до населения. Я провожу групповые психологические тренинги для повышения уровня самосознания людей.

- Есть такое выражение «Век живи, век учись!» придерживаетесь ли Вы этого правила в своей работе и жизни?

- Это выражение напрямую касается меня. В данный момент я приостановила обучение из-за ребенка. Но как он подрастет, станет личностью, после пяти лет, вместе будем продолжать обучение.

- Вы работали в СГИ «Дарын» Замечаете ли Вы подобное в своей практике, что современные дети, будучи еще маленькими, очень мобильны и продвинуты?

- К сожалению СГИ «Дарын» сейчас закрыт, но в свое время он успел выпустить сильные кадры. Тяга ребенка к познанию очень велика с рождения. С развитием высоких технологий данного времени и малыши очень продвинуты и мобильны. Любой здоровый ребёнок начинает понимать человеческую речь с 2-2.5 лет. С этого же возраста и следует объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо. И ограничивать время игры за компьютером, например, по 30 минут.

- Ваше отношение к изучению английского языка с детского сада? Не считаете ли Вы, что это слишком сложно для детей?

- У детей память развивается хорошо и они быстро все усваивают. Концентрация внимания и объем развиваются к семи годам, мышление тоже формируется в этом возрасте. Поэтому изучение английского языка ребенком в детском саду удается легко. Проблема касается родителей, которые навязывают обществу свои страхи.

- Вы работали педагогом, по вашему мнению, чего не достает нынешним учителям в их работе?

- Нынешние учителя, в первую очередь, страдают от нехватки денег, и времени. Чаще можно увидеть учителя, занимающегося параллельно торговлей. Во-вторых, очень сильно их загружают общественными, акиматовскими мероприятиями. Не только учителям, но и врачам, и всей сельской интеллигенций не хватает повышения уровня культуры. Многие не помнят, когда в последний раз посещали театр или брали в руки Шакарима или Абая.

- Насколько сегодня тесна связь образования и воспитания?

- Между образованием и воспитанием необходима тесная связь, её формирует школа и воспитание ребенка в семье. Неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами дает определение педагогической запущенности. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими и психологическими средствами.

- Были ли случаи, когда вы работали с подростками? Почему подростки сейчас более агрессивные? Как помочь ребенку или хотя бы снизить его агрессию?

- Моя любимая категория относится к подросткам, мне нравится с ними работать. Я не считаю, что они агрессивные. Просто нужно знать особенности подростковой психологий. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками. Если у подростка есть хорошие друзья, то дома и на учебе все будет без особых трудностей. Сложности возникают, когда нет верного друга и т.д. Подростки нуждаются в родителях тем, чтобы они знали об их жизни, включая успеваемость в школе, опыт работы, внешкольную жизнь, отношения со сверстниками, взрослыми, развлечения. Процесс воспитания должен быть построен меньше на контроле подростка и больше на общении, наблюдении, поддержании отношений с учителями, родителями друзей и т.д. Не упустите момент, когда Вы чувствуете и можете выразить любовь, уважение, одобрение поступков Вашего ребенка. Признавайте его хорошее поведение, связанное возможно с развитием личности ребенка. Ожидайте критицизм, споры и усовершенствуйте навыки обсуждения возникающих мыслей, несогласия, противоречия со стороны ребенка, таким образом, при котором уважается мнение ребенка и Ваше мнение. Проводите время вместе один на один или всей семьей, занимаясь домашним хозяйством, участвуя в новых мероприятиях для более близкого общения.

- Были ли случаи в вашей практике, как психолога, когда к вам обращались люди, подвергшиеся домашнему насилию? Как помочь таким людям?

- Видами бытового насилия являются: физическое, психологическое, экономическое и сексуальное. Чаще жертвами бытового насилия являются женщины. Лицам, подвергшимся бытовому насилию необходима психологическая поддержка и помощь, а также социальная и юридическая, иногда медицинская помощь.

- Расскажите нам о своей семье? О том какая Вы вне работы? Ваши увлечения? Довольны ли Вы своей жизнью?

- Мои увлечения связаны с психологией и психоанализом, играю в шахматы, и люблю печь торты. Воспитываю 4 летнего сына, и каждый день у нас наполнен радостью и счастьем!

- Спасибо за беседу.

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО.