Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Дебаты – один из эффективных средств обучения


28 ноября 2014, 09:34 | 1 574 просмотра



Отличительные изменения в характере образования – его направленности, целях, содержании – все более открыто ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В настоящее время проблема развития интеллектуально – творческих способностей в учебной деятельности наиболее актуальная, так как обусловлена социальным заказом общества на подготовку саморазвивающейся личности, обладающей нестандартным мышлением, готовой к жизнедеятельности в условиях социальных перемен и участвующей в преобразованиях общества.

Что понимают под творчеством? Творчество - это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие. К творчеству наиболее подготовлены те учащиеся, которые отвечают критериям одаренности, а именно: ускоренное умственное развитие - интересы, речь, наблюдательность, сообразительность .У многих учащихся наблюдается ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы, способности к разным предметам, активность , инициативность, способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели, готовность и способность к исполнительным видам деятельности. Обучающая творческая деятельность - деятельность, способствующая, развитию целого комплекса качеств творческой деятельности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, самостоятельности в выборе решения задач, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.

Одной из наиболее приемлемых и эффективных педагогических технологий, направленных на развитие интеллекта и креативности, является технология развивающего обучения, методы и приемы, которой мы используем в педагогической деятельности. Для достижения наилучших результатов в развитии интеллектуально – творческих способностей путем применения элементов развивающего обучения педагоги нашего колледжа применяют в своей учебной деятельности –дебаты.

Цель участника дебатов – убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.

Методические рекомендации

1.Подготовительная работа. Помогите учащимся разобраться в теме дебатов. Сформулируйте тему в виде резолюции ( в резолюции всегда требуется изменение существующего положения. Например, «Решено: Верховный Суд США признал высшую меру наказания неконституционной»).

2.Привлечение специалистов. Пригласите на занятие кого – нибудь из местных общественных деятелей.

3. Распределение ролей. Отберите учащихся для участия в дебатах. Разделите их на две группы: в поддержку резолюции и выступающие против резолюции. Убедитесь, что участники – дебатов знают порядок их проведения. Выберите председателя и его помощника, который будет следить за соблюдением регламента.

4. Подготовка участников занятия. Предоставьте участникам достаточно времени для подготовки «конструктивных аргументов» (аргументов, основанных на трех – пяти положениях, логично изложенных и подкрепленных фактическим материалом). Помогите учащимся понять масштаб проблемы и подготовить ясные, логические аргументы в поддержку своей позиции в дебатах. Попросите их предсказать, какими будут доводы противной стороны. И подготовиться опровергнуть эти доводы. Помогите учащимся понять пользу , приносимую участием в дебатах, например, приобретение навыка находить убедительные доводы для противника, не разделяющие ваши убеждения. Это поможет развить в себе умение понимать и уважать право других придерживаться представлений и убеждений, отличных от его собственных.

5. Подготовка помещения. Председатель и участники дебатов занимают места перед присутствующими, а группа участников, выступающих против резолюции. Размещаются слева от председателя.

6. Проведение дебатов. Описываемый ниже механизм проведения дебатов широко распространен. Но вы можете использовать менее формализованную процедуру или проводить дебаты в другой форме.

а) председатель кратко формулирует обсуждаемую проблему и предлагаемую резолюцию, устанавливает регламент выступлений.

б) председатель предоставляет слово, первому выступающему от группы, поддерживающей резолюцию, и просит изложить конструктивные аргументы. Порядок выступлений каждого члена группы должен быть заранее определен. Помощник председателя должен предупредить выступающего об окончании времени, отведенного на выступление.

в) Председатель предоставляет слово первому выступающему от группы, не поддерживающего резолюцию, и просит изложить конструктивные аргументы.

г)Председатель предоставляет слово второму выступающему от группы , поддерживающего резолюцию, затем второму выступающему с другой группы. И так до тех пор, пока не выступят все участники дебатов.

д) На следующем этапе каждому участнику предоставляется возможность опровергнуть доводы противной стороны и ответить на их критику. В течение полемики нельзя приводить новые аргументы, Полемику всегда начинают представители группы, выступающей против резолюции. Процедура ее проведения аналогична процедуре проведения предыдущего этапа.

7. Учащиеся могут на этом этапе изложить причины, по которым они занимают ту или иную позицию в отношении резолюции. Учитель может записать на доске эти причины. Учащиеся могут ответить на вопросы, касающиеся причин, но не переходить к доказательству правоты своей позиции.

8. Все должны указать на те аргументы, которые несмотря на то, что противоречат их взглядам, заставили задуматься или звучали особенно убедительно.

9.В конце дебатов учащиеся должны оценить последствия реализации позиции противной стороны. При этом, возможно, потребуется оценить действующий закон или осуществляемую политику. Можно обсудить, какие последствия может иметь претворение в жизнь каждой из представленных позиций для общества в целом и отдельных членов.

Анализируя динамику формирования интеллектуально – творческих умений, сравнив и обобщив результаты, при проведении коррекционно –развивающей работе по преодолению недостатков в интеллектуальной способности учащихся, а также нарушений в его учебной деятельности. Тем самым мы добиваемся чтобы учащимся стало интересно учиться в колледже, чтобы учение вызывало положительные эмоции.

Автор:
Бахит КОНЕЛЬБАЕВА, преподаватель гигиены и эпидемиологии медицинского колледжа. г.Талдыкорган.