Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

Я люблю копаться в книгах


28 ноября 2014, 09:22 | 2 501 просмотр



Писать о людях всегда не просто, особенно о том человеке, который сам является хорошим публицистом - писателем, учителем, историком-краеведом, общественником. Со многими произведениями героя сегодняшнего материалы вы, читатели, знакомы. Чтобы рассказать о нем, необходимо окунутся в его жизнь, в его чувства, в его характер.

Андрей Андреевич Березин – автор многих повестей и романов. Родился 15 января 1951 года в селе Советское (Шатои) Грозненской области Чеченской республики близь реки Аргун. «Отец вспоминал, что в Чечне всегда были националисты, которые формировали банды. Были и стрельба и недовольства. Мой отец был партийным работником и после войны его направили в с.Шатой. Но, по признанию мамы, меня чеченские женщины любили. Сразу после моего рождения у нее пропало молоко и меня, русского мальчика, в роддоме кормили грудью чеченки. И даже дали на свой манер имя Адуч! Спустя года, при опубликовании материалов я использовал его как псевдоним…» - говорит наш герой.

Но вообще, у нашего героя много публикаций в различных газетах и журналах. Свой первый материал Андрей Андреевич опубликовал еще в далеком 1968 г. С тех пор фиксирует в своем журнальчике все материалы: где, когда и под каким именем вышли.

- Андрей Андреевич, а почему так много псевдонимов?

- Так и материалов было много. Чтобы в одном номере не повторять одну и ту же фамилию мы использовали разные псевдонимы. Некоторые что-то значат, другие возникли из моих увлечений.

Помню был случай. Звонит мне Марат Турганбаев говорит: «Тут материалов у тебя много, я все набрал, но на два надо бы подпись сделать. Как пускать в печать?». Я ему: «Может деревом каким-нибудь? Например «Дубов»? Вроде близко же к березе? Ну и «Ручьев»?» . Так и отправили. А.Андриевич – это от отчества. В то время увлекался Югославией, музыкой балканских народов. Использовал и место своего рождение А.Аргунский. Иногда и вовсе не подписывал, – признается мой собеседник.

- Вы родились на Кавказе, а как Вы попали в Казахстан?

- Много родственников и маминых и папиных проживало на территории Казахстана. Вот родители и решили вернуться сюда в Талдыкорган. Долгое время жили на Хуторе по улице Белова. Но все время я хотел увидеть место, где родился. И вот в 1972 году побывал в Абхазии – это конечно не то, но похоже. Горы, кизиловые заросли! Мама говорила, что я очень любил кизил. Это кисло сладкие плоды немного похожи на барбарис. Вот любовь к горам и барбарисовым конфетам я сохранил до сих пор.

- А как Вы выбрали себе профессию? Для многих выпускников – это проблема.

- Я учился в школе №8 им.Н.Островского и в СШ№2 им.Ленина. Был активным, посещал кружки и даже в 9-10 классах стал атером в школьном театре. Моя замечательная учительница Людмила Альбертовна Гальвас, создала этот театр, была администрация театра – это же и актерский состав. Мы ставили интересные спектакли. И вот она мне говорит: «Андрюша, твое место на сцене!». И вот я воспылал этой идей. Поговорил с родителями. Папа та демократично говорит, что надо все взвесить. Но мама была категорически против, сказала что нужно быть врачом, учителем, но не актером.

И вот в тайне от мамы, я написал письмо в Свердловское театральное училище им.Щепкина. Спустя время мне пришло письмо: «Уважаемый А.А.Березин! Ждем Вас на экзамены, но ничего не гарантируем. В общежитии мест нет». Письмо я показал родителям. И мама сказала мне, что здоровье у меня слабое, а жить в спартанских условиях не для меня: «Да и Андрей, ну какой с тебя актер? Тебе смешить надо, а у тебя кошки на души скребут. Ты сможешь?» И я понял, что актером мне не быть.

Поступить пытался и в Новокузнецкий педагогический институт. Туда поступить предложила моя тетя, которая жила в Новокузнецке. Я сдал экзамены. И вот он, день зачисления. Читают списки фамилий поступивших, а меня в нем нет. Я собираю вещи и домой. Но мой дядя говорит, что я такой умный и не смог поступить, надо проверить. В общем, попали мы к ректору. Принесли мою работу в папочке, а она не проверена, как и работы еще многих ребят. Ректор, чтобы избежать конфликта предложил до сдавать два предмета и с географического факультета перейти на историю. Я не захотел и в тот же день уехал домой.

- И все же Вы стали преподавать историю?

- Да. Я поступил только через год. Активистом быть хорошо. Тебя знают. Когда я приехал после неудачи в Новокузнецке, то стал искать работу. Сначала пошел в свою школу хотел пойти на должность лаборанта, но она была занята. Обратился в горком комсомола, рассказал историю с поступлением. Любовь Семенова, с которой мы до сих пор общаемся, предложила мне должность пионервожатого в пос.Карабулак СШ им.Кирова.

Так я и начал свою трудовую деятельность. Завуч школы Криворучко когда-то в одном из конкурсов вручал мне грамоту. Сам он участник войны. Спросил кто, откуда, потом вспомнил, что вручал грамоту, спросил: «Рисовать умеешь? Значит, будешь учителем рисования».

Он мне очень помог. Помогал с методикой, создал все условия. Помню, присутствовал он как-то на уроке. Мы с учениками рисовали стакан. Я быстренько нарисовал стакан, задал тень. И начал рассказывать детям о том, что прочел рассказ м.Ауэзова «Белолобый». Дети быстро справились с заданием и слушали меня внимательно, одна девочка даже расплакалась. Послушал он урок и вызвал к себе: «Молодец! Хороший урок! Что делать планируешь дальше? Хорошо рассказываешь. Может на историю? У нас тут учительница в декрет уходит ее замещать будешь, а потом в педагогический?». Директор школы утвердил меня на эту должность.

В 1969 г. я и мои коллеги поехали в г.Алмату поступать в Государственный педагогический казахский институт им.Абая на заочное отделение исторического факультета. Из 7 поступили трое. В первую ночь, перед экзаменами остановились у знакомых одной из девушек. Нас накормили. А потом отправили спать: я, хозяин и их сын ночевали у соседской бабушки, потому как комната у хозяев была маленькая, а девушки и хозяйка остались ночевать в комнате. Подали документы и стали искать квартиры.

Помню, идем мы по проспекту Коммунистическому ныне это проспект Абылай хана, а на встречу нам бабушка. И вот одна девушка - Ольга Семенько догнала ее поговорила и бабушка согласилась меня познакомить со своими соседями б.Пашей и д.Гришей. И жил я у них пока не отучился. Пока жил у них бегал смотреть спектакли. Они жили рядом с театром им.М.Ауэзова. Старички эти были мне как родные. После экзаменов просили иногда на хозяйстве посидеть, а сами ехали поправедовать родственников. Кагда я был на третьем курсе умер дед, один из замечательных строителей Дома Правительства.

- Как продвигалась Ваша карьера после института?

- Я и учился, и работал. Когда поступил в пединститут меня перевели в СШ №2 им.Ленина старшим пионервожатым, потом с 70-го работал на освобожденной комсомольской работе – секретарь комитета комсомола СПТУ №24 в течении трех лет. В 1972 году обучался на курсах переподготовки секретарей комсомольских организаций ГПТУ и СПТУ в Алма-Атинской республиканской комсомольской школе. За отличную учебу, активную работу и участие в общественной жизни удостоен чести быть сфотографированным у Красного Знамени комсомольской школы. Прошел практику в своей школе. Потом приступил к работе преподавателя общественных дисциплин в СПТУ №103, потом работал в ГПТУ №55. В общей сложности я проработал 30 лет в системе ПТУ. Был инструктором отдела пропаганды и агитации Талдыкорганского горкома Компартии Казахстана, потом работал в ВПУ-1 (ПТЛ-1). И в 2000г. До выхода на пенсию проработал в школе №1 им.Абая.

- У Вас большая библиотека. Вы и сами написали романы и повести. Кто Вас приучил к книгам?

- Моя мама и тетя. С детства я был любознательным ребенком и очень любил копаться в книгах, даже еще не умея читать и писать. Потом я в одной из книг прочел, что К.Маркс тоже обожал рыться в книгах, чем раздражал много людей.

Первой в моей библиотеке появилась книга «Сказки Г.Х.Андерсона» 1956 года издания. Мой двоюродный брат Александр в этой книге разрисовал все картинки. Я, по началу, думал, что так и должно быть, а когда узнал, что он натворил, долго ему выговаривал за его детскую выходку.

Но больше всего спорил с отцом насчет книг. Для него книга – это чтобы читать. А для меня, чтобы прочел не только я, но и другие. Взять книгу грязными руками, завернуть страницы, намочить слюной палец и страницы – для меня это кощунство.

Самого меня на публикацию романов и повестей подвигла Шамен Смагуловна Асимбекова, директор школы, моя начальница: «Сколько можно хранить в себе? А толку печатать в газете. В ней прочли и забыли. Надо книгу, Андрей!» Так на свет в 2004 г. вышла первая книга «Изменчивый мир, или Время собирать камни», затем историко-документального исследования о первой школе Талдыкоргана – «Времен связующая нить» (2004, 2005, 2013). Моему перу принадлежит сборник прозы «Кони в яблоках, или Оглянись на бегу», составленный из одноименной повести о школьниках, первом чувстве любви, рассказов, первой книги биографического повествования «Иероглиф ШУ, или Трактат о прошедшем времени» (2006). В 2007 г. увидела свет романизированная повесть «И помнить буду крик чегравы» о молодежи, преподавателях ПТУ, сложных судьбах современников, о переломном этапе, когда идет становление личности и выбор жизненного пути. Именно после этой книги мне звонили и писали мои ученики и коллеги – многие узнавали себя.

- Вы воспитали не одно поколение детей. А почему сами не женились?

- Педагогика – это мое самое любимое дело. Давать знание детям, воспитывать их, помогать или дать совет – это все входит в работу педагога. Было время что мама приходила в школу и интересовалась ну когда же я приду домой, когда же у меня выходной. Знакомые и родные ругали, что есть выходной надо отдыхать налаживать личную жизнь. Но некогда. Посмотрите на педагогический состав – это в основном незамужние женщины и в большинстве холостые мужчины. Те у кого есть семья, женились или вышли замуж еще в студенческие годы. Потом уже некогда. Школьный круговорот, ученики. Что в школе главное? Учитель и ученик. Но сейчас нам в нагрузку дают пройти по микро участку, собрать сведения о детях, проживающих на этом участке, много бумаг, которые необходимо заполнить, в итоге и с учениками поговорить некогда.

- Вы заслуженный педагог Республики. Какие у Вас награды?

- Педагог всегда держит в себе и обиду и награды. Я считаю, что всему должно быть свое время. Вот вышел я в этом году на пенсию, мне дали аж 4 грамоты: областной и городской Акиматы и областной и городской отделы образования. Мне бы такое поощрение лет 10 назад, я бы во вторую лепешку разбился.

Являлся лауреатом областного конкурса «Учитель -92 года» среди преподавателей училищ системы профтехобразования. В 1994 и 1995 гг. награждался значками «Отличник Образования Республики Казахстан». В 2004 году стал лауреатом Премии Акима Алматинской области в образовательной сфере.

На протяжении многих лет вел вместе с учащимися краеведческую, исследовательскую работу по истории Жетысу.

На телеканалах «Жетысу» и «Арай» в телепрограмме о духовно-нравственном воспитании вел авторскую рубрику «Духовные учителя» в программе Ильи Макоровича Христич «Зов сердца», где занимательно раскрывал исторические страницы Казахстана, рассказывал о духовных наставников и подвижниках прошлого. Мне задавали вопросы телезрители при встречах на улице или в магазине.

На общественных началах заведовал школьным краеведческим музеем, организуя школьников на пополнение фондов музея, изучение прошлого города и области. Сейчас этого музея уже нет.

- Как Вы считаете нужно ли изучать историю своего края?

- С прошлого года в школьную программу 7-9 классов ввели факультативное занятие краеведение. Мы педагоги историки не восприняли эту программу. Она повторяла то, что изучают на уроках географии. Но самое интересное что в 2015 г. планируют ввести новый предмет «наукознание». Что это за предмет не понятно. Это равносильно тому, как преподавали в ПТУ занятие курса для телемастеров. Книг нет, наглядного рабочего материала тоже нет. Вот объясняли на пальцах. Благо, что лекции им читал преподаватель радиоинженер.

- А как бы Вы оценили сегодня учебники?

- Не скажу за какие-то другие, скажу за историю. Много ошибок, в одной главе повторяются абзацы. Когда мы проходили повышение квалификации к нам приехал один авторов этих учебников. Мы на него накинулись. Он нам в ответ: «Мне дали задание, такой-то формат, такая-то сумма. Но через три года будут новые, будет другое.» А на деле повторилось, тоже самое. Чтобы писать учебник по истории, надо изучать все сведения, все источники, а на деле некому. В свое время Заведующий методкабинетом ГорОО подал мне идею, написать самому учебник и методические пособия основываясь на личном опыте. Я потратил уйму времени. Написал методические пособия по курсу «Основы обществознания» для преподавателей ПТУ. Обратился в органы, а мне далии отрицательные ответ. Я потом этой работой печку в бане топил. Было очень обидно за потраченное время.

- Вы аналитик и историк. Как бы прокомментировали ситуацию на Украине, которая занимает умы большинства населения планеты? Многие казахстанцы боятся, что такое будет и у нас.

- Это гражданская война, геноцид нации, самоуничтожение. Обвиняют Россию в присвоении территории. Но если разобраться, то Украина – новообразованная страна. Недаром говорят, что Киев – отец городов русских. Кроме всего, они уничтожают памятники от безысходности пытаются стереть память у поколений. Что вспомнят эти молодые в своей старости? То как они уничтожали памятники и людей их защищавших? А может то, как избивали стариков принесших цветы к монументам? Их национальный герой О.Бандера. А ведь в Польше стоит памятник жертвам бандеровцев. Надо решать проблемы не тем, что поддерживаешь мерзость и глупость, надо решать мирно.

- Андрей Андреевич, у Вас большой архив. Что планируете с ним сделать?

- Мне в городском архиве предоставили именную ячейку. Планирую отдать его на хранение. Все систематизирую сейчас. Чтобы, если захотят писать мою биографию, можно было найти все быстро. Облегчаю им работу. Мне в свое время приходилось долго рыться, чтобы найти хоть крупинку о каком-либо человеке.

- У Вас много увлечений. Насколько знаю Вы филателист. Расскажите, с чего началось увлечение собирать марки?

- Мой двоюродный брат Саша собирал марки и клеил их в свой альбом. Я увидел и понял, что клей портит марки, поэтому стал собирать и аккуратно складывать в альбом по сериям. Кроме того, марки выпускаются и о живописи, об известных людях, о странах… Ты, как бы, погружаешься в ту эпоху или страну, изучаешь все, касаемо той или иной марки. Помню, был конкур на радио, я учился в 9 классе, меня признали победителем юных филателистов союза. Прислали бланк-заказ на марки, я заказал серию о Московском зоопарке. И вот марки пришли на почту, вся серия стоит по тем временам большую сумму – 3 рубля. А у школьника откуда деньги? Мама не даст, я к бабушке. Рассказал ей, как и почему. Мы с ней пошли на почту, она заплатила за марки. Пришли домой она смотрит и хвалит: «Какие красивые марки, какие звери!». Даже в школе показывал, а родителям не говорил. Но моя классная руководительница маме все и рассказала. Моя родительница устроила допрос: что, откуда, почему не знаю. Но я все честно рассказал, что бабушка помогла, дала денег и вот теперь у меня такая есть коллекция.

На столе помимо рабочего материала, я заметила, и журналы о мистике и не познанном. Поэтому не могла не задать вопрос, и об этом.

- Раньше я выписывал журналы о неопознанных летающих объектах и прочих неизвестных явлениях. Но сейчас проще. Есть сайты в Интернете на данную тематику. Есть много такого, чего не могут пока объяснить ученные: не проводятся достаточно исследований. Хочу рассказать такую необычную историю. Я очень люблю озеро Алаколь.

В начале 70-х годов у наших ПТУ на берегу озера располагался летний лагерь. И вот нас направили с учениками туда на отдых. Группы в лагерь приезжали из различных регионов республики. Мы придумывали различные программы на день, чтобы детям было весело. Помню до сих пор, когда мы уезжали дети плакали прощаясь. Ну, так вот, все пошли купаться. Было около трех часов дня. А я остался на кухне набирать компот. Думал: приду на озеро, возле берега положу бутылочку в воду и пока будем купаться, он остынет. Но тут бежит мальчик и кричит: «Андрей Андреевич, быстрее, там такое…» Мы побежали. Вот представьте картину, все стоят на берегу, а у тех у кого волос сухой, он стоит перпендикулярно к голове. И тишина. Но в следующее мгновение все снова засмеялись. Как сказали, что шел электрический разряд тока по берегу.

Или другая история, доказывающая, как мало мы знаем об этом озере. С нами отдыхали коллеги. Елизавета Яковлевна Корчагина с супругом. Она работала завучем в СШ №2 им.Ленина. Должен сказать была хорошей пловчихой. И вот поплавал ее муж и встал на берег посмотреть где же его жена. И в следующее мгновение закричал: «Лиза быстрее на берег! Лиза…» А за спиной у нее непонятно что происходит. Волны и существо с собачьей головой. Она быстренько приплыла на берег, и в тот же день они уехали домой. Нам потом говорили, что это была просто волна и игра световых лучей. Но, эта волна не дошла до берега! Я развернул исследовательскую деятельность. Все записал: имена очевидцев, время. Потом даже старожилов опрашивал. И нас, энтузиастов отправили к дяде Коле – мотористу на рыбзаводе. Он поведал историю, ч то в 50-х ими было выловлено существо с головой собаки, а телом змеи. Они эту голову послали в Академию наук г.Алматы, но никто исследовать не приезжал. А рыбаки жаловались, что сети кто-то дырявит. Я делал запрос в Академию, но том дали ответ, что ничего подобного к ним не поступало.

А ветры Евгей и Сайкан, которые есть только на Алаколе.

Вот такие истории. Но, в целом, во многих моих повестях я описываю озеро и горы именно Алакольского озера.

- Раз мы вернулись к творчеству, то какие у Вас планы?

- Думаю написать книгу об истории Жетысу, через судьбы простых людей. Буду вести общественную деятельность и продолжать писать о знаменитых людях нашего края и тех кто хоть раз побывал здесь.

- Спасибо за познавательную беседу.

На этом мы попрощались с героем материала, но в сердце все еще осталось, что что-то он утаил и не все поведал нам. Но это будет уже другая история. Нам же остается пожелать Андрею Андреевичу осуществления его планов, и здоровья.

Автор:
Елена ТКАЧЕНКО.