Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ВРЕМЯ БЕССИЛЬНО


17 октября 2014, 11:13 | 1 315 просмотров



Дорогами героев, дорогами отцов

Шагают бесстрашные люди.

И в час испытания каждый готов

Закрыть свою Родину грудью.

Л. Кондрашенко

Время не остановишь: вот уже семидесятый рубеж перешагнули те, кто в 1944 году отстоял город на Неве, северную Пальмиру, как образно называл любимый город Пушкин.

Время неумолимо: все меньше седовласых ветеранов приходят в январе к Вечному огню на Пискаревском кладби­ще - незыблемому памятнику тем, кто пал, защищая Ленинград.

Время бессильно: оно не преувеличивает и не уменьшает величие совершенного подвига солдат, прорывавших блокаду, и ленинградцев, выдержавших эту блокаду.

В годы Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии сражались около 1 млн. 200 тысяч казахстанцев. Сегодня рядом с нами живут около 39 тысяч казахстанцев - ветеранов войны. Нет ни одного ленин­градца, пережившего блокаду, который бы не знал строки:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Эти стихи впервые увидели свет 6 сентября 1941 года в газете «Ленинградская правда», всего за два дня до начала блокады. Об опасности, нависшей над Ленинградом, сообщало Совинформбюро. Вдалеке от берегов Невы, в Казахстане, акын Джамбул Джабаев на нее отозвался такими строками:

Песню смерти готов пропеть

Бандам, рвущимся в Ленинград.

Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне,

Со свинцом идет наравне...

На ленинградском направлении двигалась 700-тысячная армия врага. Ее поддерживали 12 000 орудий, 1 500 танков, 1 200 самолетов. Уже в сентя­бре 41-го после кровопролитных боев гитлеровцы вышли к ближайшим пригородам Ленинграда. Захватив станцию Мга, они окружили город, замкнув кольцо блокады. В жестоких боях захватчику удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед. До города оставались считанные километры. Но гитлеровцы так и не смогли пройти их. Потеряв в боях около 200 000 убитых и раненых, 700 танков, 500 самолетов, они прекратили наступление. Тогда Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли.

ИЗ ХРОНИКИ БЛОКАДЫ:

«Только за 4 месяца 1941 года фашистские летчики сбросили на город около 100 000 зажигательных и 4 000 фугасных бомб. Орудия врага простреливали весь город. С 20 ноября ленинградские рабочие стали получать всего по 250 граммов хлеба в день, а служащие и иждивенцы - вдвое меньше».

Но Ленинград продолжал жить и бороться!

...Михаил Тугов, с 17 лет работал в селе Лепсинск на добыче вольфрамовых руд. За его плечами было несладкое сиротство, два года воспитания в Тополевском детском доме, откуда сбегал, не вынося разлуки с родным селом. В 1942 году группе призывников, работавших в горах, привезли повестки из райвоенкомата. Из Лепсинска до станции Лепсы парни добирались пешком, потратив на дорогу три дня. Потом были 22 дня обучения в Омске, но по настоящему военную науку пришлось постигать на передовой под Ленинградом, в 342-го горно-стрелкового полка.

При подготовке операции в тыл к немцам была направлена разведка через передовую: нужны были свежа­йшие сведения, в том числе, есть ли проволочные заграждения у противни­ка. На заре разведка благополучно вернулась и доложила: заграждений нет, можно незаметно подойти не только к траншеям, но даже проникнуть в тыл и окружить окопавшегося противника. Вечером следующего дня полк получил приказ разделиться на две группы и начать операцию по окружению. Однако незаметно подойти не удалось, кроме того, разведчики явно ошиблись: и проволочные заграждения были, и боевая техника наличествовала. Завязался бой, Михаил был ранен осколками разорвавшегося снаряда. Коман­дир отдал приказ: переправить раненых немедленно с линии огня в тыл. Фронтовой друг и земляк Юра Шишов вынес Михаила на плащ-палатке к перевязочному пун­кту. В ноябре 42-го в ленинградском эвакуационном госпитале №2015 ему была сделана сложная операция, и в день главного государственного праздника 7 ноября Михаила Тугова увезли в глубокий тыл.

Война искорежила тело отважного защитника Родины из далекого Семиречья, лишь в молодости он смог поработать лесником, потом наступила инвалидность. На лацкане пиджака ветерана, надеваемого им в особо торжественных случаях, боевые медали. Но есть у него главная - «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», которая напоминает бои за город, выдержавший 900-дневную блокаду.

Каирбек Баймагамбетов во время Великой Отечественной служил в кавалерии: воевал на Карельском, 2-ом Украинском и 3-ом Украинском фронтах в составе 5-ого донского казачьего гвардейского кавкорпуса 114-го кавалерийского полка. Он участвовал в освобождении Ленинградской области и Карельской АССР. В бою под городом Лодейное Поле Каирбек Жакуппаевич был контужен. После прорыва блокады при­нимал участие в разгроме фашистов в Финляндии, Венгрии и Австрии.

На вопрос, какой эпизод из фронтовой жизни больше всего запом­нился, ветеран, проработавший после Победы не один десяток лет зоотехником подсобного хозяйства Талды-Курганского мехлесхоза, ответил:

«В октябре 1941 года наш полк понес большие потери при наступлении на электростанцию Свирь-3. Наверное, сказалось то, что ударная группа была сформирована из тыловых частей и без особой подготовки брошена против фашистов, превосходящих и по численности, и по вооружению. Я уча­ствовал в этом бою как первый номер ручного пулеметчика. В том памятном бою мы многих не досчитались, вечная им память. Горжусь, что и моя капля крови положена на алтарь Победы, и я благодарен судьбе за то, что увидел го­род Ленинград свободным. Это великое, редкое счастье».

12 января 1943 года ленинградцы услышали гул канонады. Это била по врагу наша артиллерия. После артподготовки в бой пошла пехота. 18 января блокада Ленинграда была прорвана. А через год - в январе 1944 года - советские войска окончательно разгромили немецко-фашистских оккупантов под Ленинградом.

У одного поэта, нашего современника, есть такие стихи:

Сражались солдаты назло врагам

И умирали, не встретив зрелость,

А было им так мало лет

И жить им до слез хотелось.

...Война ворвалась в тихий безмятежный Карабулак голосом Юрия Левитана, зачитавшего по радио заявление Советского правительства. Затем посуровевшие сельчане слушали выступление Молотова. Костя Шестаков, еще недавно водивший трактор местной МТС, был уверен, если придется воевать, то он обязательно сядет за рычаги танка. Его, имевшего семиклассное образование, призвали в армию уже в 1941-ом, и служить родине и защищать Родину довелось на Ленинградском фронте рядовым 129-го гвардейского полка 45-ой Красносельской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии. Ему крестьянскому сыну, надевшему соддатскую форму в свои 18 лет от роду, пришлось проявлять природную смекалку и не раз доказывать храбростью и отвагой, что он опытный воин, живущий по принципу: «Смелость города берет».

Вот что рассказывал ветеран войны и труда А. Есилабаев:

- Очень хорошо помню одну фронтовую встречу. Наша 327-ая стрелковая дивизия стояла в селе Карбусель под Ленинградом. Ожидалось крупное наступление. Через железнодорожную станцию шли и шли эшелоны с подкреплением. Один эшелон, в котором ехали бойцы 128-го мотострелково­го полка, задержался, простояв на путях некоторое время. И тут ко мне, как к старшему по званию, обратился молодой боец. Я спросил: «Что вам нужно?». А он в ответ: «Я рядовой Константин Шестаков, уроженец села Карабулак Талды-Курганского района Алма-Атинской области. Извините, если я обознался, но, кажется, вы мой зем­ляк?» Конечно, ошибка исключалась. До войны я работал первым секретарем Талды-Курганского райкома комсомола, и Костя Шестаков запомнил яркий момент его жизни - вручение комсомольских билетов сельской молодежи в декабре 1937 года. Естественно, мы обнялись и расцеловались.

ИЗ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, 1941-1945»:

Ленинградско-Новгородская операция 1944, наступательная операция войск Ленинградского (Л.А. Говоров), Волховского (К.А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (М.М. Попов) фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (В.Ф. Трибуц) и АДД, проведенная 14 января – 1 марта, часть битвы за Ленинград 1941-1944. В результате операции советские войска нанесли тяжелое поражение немецко-фашистской группе армий «Север» и отбросили ее на 220-280 км, уничтожив при этом 3 и разгромив 23 дивизии противника. Ленинград был полностью избавлен от вражеской осады…

За сухими сводками Информбюро - нелегкие сражения, ежедневное напряжение сил, мужество и стойкость фронта и тыла.

Только война еще продолжалась. И летом 1944 года в выборгских лесах в районе села Лампилия Ленинградской области наш земляк Константин Шестаков совершил героический подвиг. Вот как это было.

Стрелковая рота, в которой воевал Шестаков, вела наступление на высоту занятую финнами. Атаки советских воинов отбивали яростные очереди пулемета, скрытого за гранитными валунами. Ротный предложил добровольцам подавить эту огневую точку. Вызвался Шестаков с двумя отважными сослуживцами. Втроем они скрытно подобрались к месту, где укрывался пулеметный расчет фашистов. Забросав его гранатами, Шестаков бросился вперед, расстреливая из автомата, находящихся в траншее вражеских солдат. Тут и рота поднялась в атакующую цепь, и вскоре высотка была взята. А Шестаков, правильно ориентируясь в боевой обстановке, захватил финский пулемет, снова открыл губительную стрельбу, поразив более пятидесяти вражеских солдат и офицеров, и тем самым позволил товарищам продвинуться еще дальше в тыл врага. В конце концов, пришедшие в себя гитлеровцы сосредоточили огонь на советском патриоте, ранив его. И получив второе ранение, он не бросал оружие, стрелял до тех пор, пока не кончились патроны. Финны, короткими перебежками, начали подбираться к истекающему кровью храбрецу, замыслив захватить его в плен. Собрав последние силы, Шестаков взорвал гранату, когда вражеское кольцо сомкнулось. Солдатский долг им был выполнен до конца.

Воодушевлённые подвигом воины в едином порыве бросились вперёд и овладели высотой. Однополчане хоронили павших в этом бою в братской могиле в 15 километрах юго-восточнее посёлка Возрождение Выборгского района Ленинградской области.

А в марте победного 1945 года газеты опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении посмертно звания Героя Советского Союза Константину Константиновичу Шестакову.

Спустя лет со дня гибели К.Шестакова приказом министра обороны СССР от 11 июня 1958 года он навечно зачислен в списки гвардейского мотострелкового Ленинградского полка. В одной из частей под Выборгом, в казарме, оформлен и бережно сохраняется мемориальный уголок в честь Героя Советского Союза гвардии рядового К. К. Шестакова.

В 1969 году, накануне 25-ой годовщины Победы, большая группа школьников из Карабулака посетила Ленинград и область, в том числе поселок Петровку в 12 километрах от Выборга. Сюда, на братскую могилу возложены цветы в память подвига нашего земляка. А в 1975 году делегация трудящихся-посланцев прославленного края Жетысу участвовала в открытии памятника-мемориала воинской славы на могиле, где в честь 30-летия Победы золотыми буквами были выбиты имена героев - защитников Ленинграда, в том числе К.К. Шестакова.

Именем героя названы судно речного флота, средняя школа, в которой создан музей, где имеются исторические реликвии времен Великой Отечест-венной войны. Среди них – фотографии К.Шестакова, воспоминания односельчан, знавших его родителей и самого Константина. Так же улицы в посёлке Карабулак и городе Выборг Ленинградской области названы в честь героя. Память о нём бережно чтут благодарные жетысуйцы. Так, в центре Карабулака воздвигнут мемориал с бюстами К.К.Шестакова и М.Байысова, над которыми шефствуют школьники и молодежь поселка. Можно с уверенностью сказать, что в год 70-летия Победы и у памятника, и в школе, и на улице пройдут волнующие, запоминающие откровения карабулакцев, тех, кто, как и герои настоящего очерка, до сей поры, остаются солдатами любимой Родины, кто заботится о патриотическом воспитании молодого поколения.

Защитники Ленинграда, как и другие участники великих сражений самой чудовищной в истории человечества войны, учат по достоинству ценить достижения мирного времени.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН, писатель-краевед