Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

СНИЗИТСЯ ЛИ КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ?


26 сентября 2014, 05:53 | 1 336 просмотров



Роспотребнадзор ежегодно проверяет более 20 тысяч объектов общественного питания, главный санитарный врач рассказала «Комсомолке», грозит ли России лихорадка Эбола, выполняется ли закон об ограничении курения и как россиянам защитить свои права.

ГАМБУРГЕРЫ РАЗДОРА - Анна Юрьевна, история с проверка- ми в «Макдональдсе» обсуждалась так, словно это наш ответ на санкции Запа- да… - Чтобы внести ясность, скажу, что Роспо- требнадзор ежегодно проверяет более 20 тысяч объектов общественного питания, и, кстати, в 83% случаев находит различные нарушения. Какого-то особого отношения к сети «Макдональдс» с нашей стороны нет. В России 430 ресторанов этой сети. Работа восьми была приостановлена судом после обнаружения нарушений. Проверка «Мак- доналдса» в Великом Новгороде, с которой все началось, была запланирована еще год назад. А вот результаты этой провер- ки и жалобы по всей стране заставили нас подойти системно. «Макдональдс» - одна из самых широких сетей общепита, и бо- лее половины их посетителей - дети и под- ростки. Общепит и производство продуктов питания относятся к зоне особого риска и внимание к ним особое. Это безопасность всего населения страны. - А что именно было обнаружено? - Мы проверили примерно 15% всех ре- сторанов. Где были незначительные нару- шения – выдавали предписания исправить, наказывали штрафом, где серьезные – об- ращались в суд о приостановлении работы. Чаще всего обнаруживали несоответствие заявленной калорийности и калорийности продукта на выходе, были расхождения в заявленном и реальном содержании белков, жиров и углеводов. Были и более критичные нарушения – превышение в ин- гредиентах нормативов по нитратам более, чем в четыре раза, ДНК свинины в говя- жьем фарше, кишечная палочка в салатах и смывах. Кстати, в результате "Макдо- нальдс" самостоятельно принял решение о модернизации 19 своих объектов в крупных городах. Точки открывались достаточно давно, были рассчитаны на другое количе- ство посетителей и на другой ассортимент. Потоки людей возросли, в разы увеличи- лось количество блюд, а производствен- ные помещения не менялись с 90-х годов. Мы настаиваем, что питание должно быть безопасным, а подача нашей работы под политическим соусом – вопрос самостоя- тельного выбора каждого. О ЕДЕ И КУРЕНИИ - Сейчас главная тема - это продукто- вые санкции. Под запрет попали про- дукты из Европы и Америки, из стран с более-менее нормальной санитарной обстановкой. А в качестве альтерна- тивы предлагаются поставки из стран Юго-восточной Азии, Средней Азии – не самые чистые места, мягко скажем… - Хочу напомнить, что немалая часть нашего лекарственного рынка — это про- изводство Индии. Поэтому вопрос чисто- грязно - очень условный. Туристы могут ви- деть грязные улицы, а специалисты видят условия производства. И это совершенно разные вещи. Азиатский рынок продо-

вольствия себя никак не дискредитировал. Другой вопрос, что раньше ази- атские производители не всегда могли попасть на наши прилавки со своей продукцией из-за доми- нирующего положения за- падных компаний. Это во- первых. Во-вторых, лаборатории Роспотребнадзора рабо- тают четко, оснащены от- лично. И если будут какие- то нарушения, вы об этом узнаете. В России удалось сохранить систему контро- ля за продуктами питания, причем наши требования жестче, чем в ряде стран, а все минимальные риски для потребителя научно обоснованы. В европей- ских странах мы не виде- ли итогов расследования громких ЧП, когда люди погибали из-за продуктов. Вспомните заболевания с летальными ис- ходами от «испанских огурцов», недавние случаи с листериями в мясных продуктах или сальмонеллезом в Европе. Мы же еже- годно исследуем больше 2 миллионов проб пищевых продуктов по всевозможным пока- зателям. Кстати, за 2013 год у нас в импорт- ных продуктах наблюдался рост негативных находок в молоке и молочных продуктах, в рыбе. Словом, из-за санкций ухудшения ка- чества и безопасности продуктов питания не произойдет. - Этим летом россияне столкнулись с еще одним запретом – на курение в об- щественных местах. Каковы первые ре- зультаты? - Мы за первое полугодие зафиксировали 5,5 тысяч административных правонару- шений. Основные нарушители – граждане, которые курили в неустановленных местах, например, на детских площадках. Предпри- ниматели чаще всего не соблюдали ограни-

чения в сфере торговли табаком, продава- ли сигареты несовершеннолетним. - А не боитесь, что зимой людям при- дется выходить на улицу, чтобы поку- рить, а зимой в стране холодно, люди будут заболевать и портить картину по гриппу? - Я надеюсь, что люди бросят курить. Именно из-за того, что курить станет неком- фортно. Вот сколько у вас в окружении бро- сили курить из-за закона? - Пока нисколько. - А в моем окружении есть люди, которые уже перестали курить ровно потому, что это некомфортно – чувствовать себя нару- шителем. Сначала был бунт: почему меня ограничивают? А через время стало понят- но: бунтуй-не бунтуй, а правило действует и его надо исполнять. Для людей это стало очень сильным стимулом, чтобы отказаться от привычки за собственные деньги лишать здоровья себя и окружающих. Ведь курение является одной из ведущих причин потерь здоровых лет жизни. ПРИВИВКИ ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ - Сейчас из Украины к нам приезжают тысячи беженцев. А условия там в по- следние месяцы военные, о санитарных нормах мы вообще не говорим… - Вы сейчас задумались об этом, а мы - в апреле. А с мая начали принимать меры. Наша служба участвует в подборе мест для размещения беженцев. Это означает кон- троль воды, еды, санитарных условий, мест для ночлега. Беженцев изначально встре- чали врачи и наши специалисты. Людей ос- матривали, опрашивали. Это была сложная круглосуточная работа. Но результат вы ви- дите: ни одной вспышки. - С санитарными нормами понятно, а как с болезнями, вирусами? - Очень боялись кори. Потому что Украина почти не прививала граждан против кори. И от многих других заболеваний тоже – диф- терия, столбняк, полиомиелит, краснуха. Сегодня мы привили от целого набора бо- лезней 87% тех, кому из беженцев прививки были показаны. - Но за всеми же не уследишь? - Поймите, занос инфекционной болезни

может быть всегда. Наше дело – не допу- стить того, чтобы все остальные заболели. И пока мы с задачей справляемся. Мы при- вивали не только тех, кто приезжал, но и всех, кто их встречал. Нам нужно было под- нять уровень иммунной защиты от инфекций в стране. В регионах работа шла в ежеднев- ном режиме и продолжается сейчас. - Кстати, про иммунитет, приближается сезон гриппа. Ждете эпидемии? - В прошлом году вакцинация от гриппа дала хороший результат. И в этом году по- стараемся максимальное количество людей привить. Сезонное увеличение заболевае- мости будет, но эпидемии не прогнозируем. ФИЛЬТР ОТ ЭБОЛА - А как насчет вирусов, которые наши граждане завозят из других стран? - Россияне активно осваивают новые страны, а вирусы осваивают россиян. Из от- пусков к нам привозят желтую лихорадку, малярию, таких экзотических паразитов, которых наши врачи только в учебниках встречали. А ведь правила простые. Не пить неизвестную воду, не есть неизвестную пищу, в качестве которой вы не уверены и не ходить босиком или раздевшись там, где этого делать не следует, где есть риск. - Эболу пока не привезли? - К счастью, наши фильтры хорошо рабо-

тают, и пока случаев заболеваний нет. Было десять подозрений, но люди обследованы и диагнозы сняты. - А что за фильтры? - Отслеживаем поэтапно каждого челове- ка. В первую очередь, на уровне авиаком- паний. По международным правилам, эки- паж наблюдает за пассажирами. Мы знаем, какое количество транзитных пассажиров из африканских стран летит в Россию в тот момент, когда они садятся в самолет в пун- кте пересадки. Прямых рейсов со странами группы риска у нас нет. Следующий этап, когда человек обращается за медпомощью. Специалисты Роспотребнадзора провели инструктаж медработников в стране. Если за медпомощью обращается человек, и ста- новится известно, что он был в африканских странах, включается особый режим. Специ- альное наблюдение, обследование в неза- висимости от того, с чем он обратился. - А как этот вирус передается? Очень много врачей, работающих в тех регио- нах, заболели, сейчас же там работают и ваши специалисты. - Да, наша команда из 8 человек сегодня в Гвинее. Специализированная противо- эпидемическая бригада Роспотребнадзора проводит лабораторную диагностику вируса Эбола и других инфекций, консультирует наших соотечественников, работающих в Африке. Вирус Эбола «злой», мало изученный. Первая вспышка была впервые описана в 1976 году. Инфекция распространяется че- рез бытовой контакт, когда кровь или выде- ления больного человека попадают на кожу или слизистую. Наши специалисты умеют соотносить риск и необходимость, работая в непосредственном контакте с возбудите- лем. Но для России угрозы распространения нет даже в случае возможного завоза. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ВИЧ - Контроль за ВИЧ тоже находится в вашей епархии. Какая ситуация в стране с этим заболеванием? - Серьезная. И меня очень насторажива- ет то, что в последние годы все меньше и

меньше говорят об этой проблеме. Будто бы общество успокоилось, мол, есть же лекарства, которые поддерживают таких больных. А у нас очень высокий уровень заболеваемости. Мы постоянно проводим анализ ситуации, и впервые в группе риска оказались мужчины очень узкой возрастной группы – от 30 до 34 лет. Проверка на ВИЧ в нашей стране прово- дится чаще всего при госпитализации. А в этом возрасте мужчины крайне редко об- ращаются ко врачам, редко обследуются. Если раньше самым распространенным спо- собом инфицирования был загрязненный шприц с наркотиком, то теперь мы видим другую тенденцию. Все большее количество людей инфицируются в результате обычных гетеросексуальных связей, забывая об эле- ментарных правилах безопасности. Учиты- вая, что сегодня подростки начинают жить половой жизнью рано, это огромный риск для будущего страны, и просветительская работа в борьбе с заболеванием – самый важный шаг. ВАЖНО Миллиарды для потребителей Как можно защитить свои права и от- судить у обидчика деньги - Недавно к нам обратился читатель с та- кой проблемой. Его пожилому отцу делают операцию по квоте бесплатно. Отправили заводить карту и взяли с него за это 2,5 ты- сячи рублей. И выбора не было… - Это нарушение прав потребителя. Нуж- но писать жалобу. Платные услуги это тоже сфера контроля Роспотребнадзора. - А люди боятся, особенно, если речь идет о больнице, там же потом под нож ложиться. Да и не принято у нас жало- ваться. - А зря. Если мы ничего не будем делать, чтобы защитить свои права, ничего и не получится. Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителей с 2004 года, и сегодня мы получаем в 7 раз больше жалоб от населения на нарушение их потребитель- ских прав, чем 10 лет назад. Причем каж- дое четвертое обращение рассматривает- ся нами с применением административных мер, а 15% служат основанием для внепла- новой проверки. Сами потребители стали активнее. В су- дах за 2013-й год рассмотрели больше 370 тысяч дел о защите прав потребителей, и компенсация вреда по таким делам соста- вила 23 миллиарда рублей. - Так что людям делать, если оказа- лись в ситуации, когда ущемлены их по- требительские права? - Писать, звонить, приходить - как удоб- но. Только не отмалчиваться. В каждом субъекте есть территориальное управление Роспотребнадзора, где имеется отдел по защите прав потребителей. Все они уком- плектованы юристами, экономистами, есть товароведы. - Никто не хочет мучаться в суде, пла- тить адвокату… - В ряде случаев Роспотребнадзор само- стоятельно сопровождает дела в суде, хотя зачастую достаточно самого факта обраще- ния к нам, и продавец готов мирно урегули- ровать конфликт. - От туристов, наверное, много жалоб. Особенно после банкротств этого лета… - В деятельности приостановивших рабо- ту турфирм обнаружены признаки мошенни- чества, и принимать меры будут уже право- охранительные органы. Мы по поручению Правительства РФ под- готовили пакет предложений для усиления защиты прав потребителей туристических услуг. За 2013 год проверили почти 2,5 ты- сячи туристических компаний. Чаще всего нарушались права потребителя на инфор- мацию, нередко в договор включались ус- ловия, ущемляющие права туристов. От- дельные турфирмы ограничивали размер возмещаемых убытков, устанавливали штрафы для туристов на случай отказа от исполнения договора, и даже прописывали право изменения условий договора в одно- стороннем порядке. Помните – всё начина- ется с договора об оказании услуг, который обязательно нужно читать внимательно.

Автор:
Нигина БЕРОЕВА «Комсомольская правда»