27 июня 2014, 06:23 | 1 169 просмотров
Призрак СССР: откуда ветер дует
Чем дальше мы от Советского Союза,
тем больше ностальгия по нему. Это
чувство присуще значительной части
населения постсоветских стран, и уйдет
оно только со сменой поколений, счита-
ют эксперты. Но одно дело тосковать по
былым стабильным временам, а другое
- пытаться вернуть невозвратное... В
рамках сегодняшнего экспертного об-
суждения мы попытаемся разобраться,
насколько сильны такие настроения в
Казахстане? Чем в этом плане мы отли-
чаемся от России, где активно возрожда-
ют советские символы? Что не помеша-
ло бы перенять у СССР, а что ни в коем
случае нельзя реставрировать?
Толганай Умбеталиева, генераль-
ный директор Центральноазиатского
фонда развития демократии:
"На официальном уровне довольно
прохладно относятся к советским сим-
волам"
- В Казахстане сильна ностальгия в
основном по социальным условиям про-
живания в СССР. Как показывают ре-
зультаты нашего исследования, которое
проводилось в 2010-2013 гг., люди чаще
всего вспоминали о том, как тогда все
было ясно и понятно в повседневной
жизни - меньше беспокойств, больше
предсказуемости. Выделяли: бесплат-
ное здравоохранение, образование,
после учебы - гарантированное трудоу-
стройство, стабильная заработная плата
и ясное будущее. Но на вопрос: "Хотели
ли бы вы вернуть СССР?" большинство
респондентов отвечало отрицательно,
отмечая, что как бы ни было тяжело сей-
час, жить в независимом государстве все
же лучше.
Такие ответы были характерны для
респондентов-казахов, тогда как участ-
ники опроса из других этнических групп
свое нежелание вернуться к советскому
прошлому объясняли тем, что и у совре-
менной жизни есть свои преимущества:
возможность выехать за рубеж, иметь
свой бизнес и т.д. Доля же тех, кто хотел
возврата в СССР, была невысока.
Думаю, в этом плане отличаются
цели и задачи, которые ставят перед
собой Казахстан и Россия. Москва хо-
чет вернуть былую мощь и вновь стать
супердержавой, каким был Советский
Союз. Соответственно, Кремль в каче-
стве первого шага для достижения этой
сверхцели видит восстановление своего
лидерского статуса на постсоветском
пространстве. Ясно, что за два десяти-
летия в бывших союзных республиках
очень многое изменилось, и соединить
их, а также консолидировать общество
внутри России, с точки зрения Москвы,
способны советские символы, которые
имели "магический" характер.
Создание новых ценностей, которые
были бы понятны населению большей
части республик, - долгий процесс, в то
время как Путин намерен "ускорить" его.
Поэтому, на мой взгляд, и используются
столь активно советские символы. Тогда
как Казахстан настроен на национальное
строительство и сохранение нынешнего
статуса-кво в политическом плане. Для
него приоритетнее независимость, по-
этому на официальном уровне довольно
осторожно и прохладно относятся к этим
символам. Тем более что сам президент
страны долго позиционировал себя в
качестве противника СССР, хотя, как из-
вестно, он пришел на волне перестройки
и был сторонником Горбачева, который
хотел его реформировать.
Я являюсь противником того, чтобы
перенимать что-либо от СССР, хотя и
признаю, что с политической точки зре-
ния очень многие шаги и ходы были эф-
фективными - к примеру, по сплочению
народа…
Рустем Кадыржанов, главный на-
учный сотрудник Института филосо-
фии, политологии и религиоведения
КН МОН РК:
"Многие казахи стали бояться России,
опасаясь, что следующим объектом ее
экспансии после Украины станет Казах-
стан"
- У меня есть ностальгия по СССР.
Большую часть своей жизни я прожил в
тогда еще единой стране. Детство, мо-
лодость, образование, создание семьи,
профессиональное становление (кан-
дидат и доктор наук) - все это прошло
и произошло в моей жизни в советское
время. Невозможно не вспоминать обо
всем этом без ностальгии, а значит, и
без ностальгии по СССР.
С моей ностальгией и ностальгией
моих сверстников все понятно. А вот по-
чему она существует у тридцати- и даже
двадцатилетних, тех, кто родился после
распада СССР или застал его в младен-
честве, - это не совсем понятно. Я могу
объяснить такие настроения тем, что они
повторяют слова своих родителей, кото-
рые говорят им о том, как хорошо было
раньше и как плохо теперь.
Об этом говорят, как правило, те, кто
не вписался в новую реальность, по-
носит ее и всячески превозносит про-
шлую жизнь. Это такой социально-пси-
хологический механизм компенсации.
Неудовлетворенные своим нынешним
положением люди начинают мифологи-
зировать свое прошлое и транслировать
эту мифологию новым поколениям. Это
миф о "золотом веке". Одно из расхожих
утверждений: "Раньше хлеб стоил двад-
цать копеек, и на зарплату в сто двад-
цать рублей можно было хорошо жить".
Я жил на сто двадцать рублей в месяц и
знаю, что это такое: вам не желаю.
В таком виде ностальгия по СССР
существовала всегда. Но вы правы в
том, что в последнее время она стала
усиливаться. Почему? Я думаю, ветер
дует из России. Для русских распад Со-
юза стал настоящей катастрофой. Ведь
для них СССР был "большой Россией", в
любом уголке которой (от Таджикистана
до Эстонии) они чувствовали себя очень
комфортно, как у себя дома, везде были
русско-советские порядки. Но вдруг все
изменилось, и русские неожиданно для
самих себя оказались за границей (в
ближнем зарубежье). Но оставалась
мечта, что в один день все вернется на
круги своя. Политика Путина по созда-
нию Евразийского союза, захвату Кры-
ма, отъему Абхазии и Южной Осетии у
Грузии породила надежды, что "возрож-
дение СССР" очень даже возможно.
То есть "ностальгия по СССР" - это
массовый социально-психологический
фундамент политики "собирания русских
земель": чем больше ностальгия - тем
сильнее поддержка такой политики.
Ничего удивительного не вижу в том,
что и в Казахстане сильна ностальгия по
СССР. Во-первых, здесь проживает мно-
го русских, а у них надежда на
возрождение СССР и поддерж-
ка путинской политики очень
серьезная. Сильные пророссий-
ские настроения сохраняют и
некоренные народы Казахстана,
и многие русифицированные ка-
захи.
К примеру, у моих родствен-
ников в Караганде телевизор
весь день показывает россий-
ские каналы, они смотрят все
подряд: новости, сериалы, кон-
церты и т.д. Стоит ли удивлять-
ся тому, что моя тетя называет
украинцев "фашистами", а рус-
ские для нее - "наши"?
Но Казахстан отличается от
России тем, что в нем большинство на-
селения составляют казахи. Далеко не у
всех у них, особенно после захвата Кры-
ма, пророссийские настроения. Многие
казахи стали бояться России, опасаясь,
что следующим объектом ее экспансии
после Украины станет Казахстан. Эти
люди далеки от ностальгии по СССР.
Для них советское время - это "колони-
альное время". По их мнению, чем бы-
стрее Казахстан откажется от советских
символов и вообще от всего советского,
тем быстрее уйдет в прошлое "колони-
альное прошлое".
Да, в СССР было много хорошего.
Если сравнить с сегодняшним днем, то
было больше законности, меньше кор-
рупции. Не было такого огромного соци-
ального неравенства, как сегодня. Поэ-
тому человек чувствовал в себе больше
достоинства, уверенности в завтрашнем
дне. Деньги не играли той огромной (во
многом разрушительной) роли, как се-
годня. Но это были достоинства той си-
стемы, которую нельзя перенести в ны-
нешнюю систему.
При этом было много такого, что никак
не следует переносить в сегодняшний
день. Плановую экономику с ее всеохва-
тывающим дефицитом никак не перене-
сешь в современную жизнь. И слава богу,
что нельзя, потому что эти очереди наво-
дили ужас, но от них нельзя было никуда
уйти. Кажется, половину жизни я провел
в очередях... А чего стоит изоляция от
остального мира и запрет на выезд за
границу? И много-много всевозможных
запретов, просто бессмысленных...
Однажды я услышал фразу: "Социа-
лизм обеспечивает минимум, капита-
лизм может дать максимум". Каждый
волен выбирать то, что хочет, и каждый
волен ностальгировать по СССР или
чему-то другому.
Рустам Бурнашев, профессор Ка-
захстанско-Немецкого университета:
"Не стоит идеализировать ни капита-
лизм, ни социализм"
- Бесспорно, в повседневной жизни мы
сталкиваемся с "отсылками" к советско-
му времени в таких формах, как названия
различных коммерческих предприятий
(думаю, многим известен ночной клуб
"Пионерская правда"; достаточно долго
существовало кафе "Р.В.С." в городе
Алматы), символика на футболках и т.д.
Однако ответить на вопрос, насколько
это явление массово и насколько глубо-
ко оно отражает настроения населения,
без специального исследования прак-
тически невозможно. Также невозможно
дать сравнительную оценку (чем Казах-
стан в этом плане отличается от России)
без социологической базы. Поверхност-
но, на первый взгляд, можно как гипоте-
зу высказать мысль, что "ностальгия по
Советскому Союзу" в России выражена
более рельефно, так как для части рос-
сийских элит актуальны некоторые, если
так можно выразиться, "имперские" или
"великодержавные" установки. Но это
только рабочая гипотеза, которая требу-
ет проверки.
- А как вы считаете, что можно было
перенять сегодня у СССР и что ни в
коем случае нельзя реставрировать?
- Отвечая на этот вопрос, позволю
себе сделать два замечания.
Первое. Мне представляется, что оце-
нивая сегодня советский период и в по-
ложительном, и в отрицательном плане,
мы, как правило, не учитываем того, что
за прошедшее время мир изменился
принципиально, структура социальных,
экономических и других отношений ста-
ла совершенно иной. Это приводит к
очень серьезной аберрации - мы срав-
ниваем Советский Союз, как он нам за-
помнился, с Западом сегодняшним, а не
тем, каким он был 20-30 лет назад. При
этом "сегодняшний" Запад казахстанцы
в лучшем случае видят как туристы, а
не как люди, вписанные в западную си-
стему жизни. Мы зачастую думаем, что
капиталистический мир всегда был та-
ким, каков он сейчас, и что его развитие
обусловлено только некими внутренними
закономерностями капитализма. Однако
это не так. Капитализм менялся в том
числе и под влиянием социалистической
системы. Еще в 1960-е годы в США, на-
пример, существовали расовая сегрега-
ция и политико-социальная дискримина-
ция. Более того, "западная социальная
система" и в настоящее время содержит
в себе серьезнейшие противоречия как
социально-экономического, так и куль-
турного характера. Советская система
содержала в себе такие элементы, как
бесплатная медицина, доступное обра-
зование достаточно высокого качества,
действующие социальные лифты. Одна-
ко и ее не стоит идеализировать - любая
система содержит в себе внутренние
противоречия и ограничения.
Второе. Советская система была
именно системой, некой целостностью.
Это великолепно показано в работах
Александра Зиновьева. И вырвать из
нее какой-то элемент и вставить в другую
систему, не потеряв его смысла, практи-
чески невозможно. Тут за примерами да-
леко ходить не нужно - всем нам извест-
ны перекосы в казахстанской социальной
политике, системе здравоохранения и
многих других сферах, сохранивших "со-
ветскую" форму.