13 июня 2014, 22:54 | 1 671 просмотр
В ноябре 2013 г по указу Президента было создано Агентство по защите потребителей (Агенство) Казахстана. На сегодняшний день Агентство разработало основные направления своей деятельности, о которых мы побеседовали с и.о. руководителя «Талдыкорганского городского управления по защите прав потребителей» Ермеком Асимкуловичем Асимкуловым.
- Ермек Асимкулович, пожалуйста, расскажите о планах работы нового
Агенства.
- Агенство работает в трех ключевых направлениях:
1.Обеспечение прав потребителей товаров и услуг, которые предоставляются на платной основе;
2.Сохранение и гарантии санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны;
3.Контроль над соблюдением технических регламентов товаров, продаваемых потребителям и надзор в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации.
- Какие действия будут предприниматься по защите прав потребителей?
- Согласно Закона «О защите прав потребителей» Агентство обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей и осуществляет межотраслевую координацию деятельности
государственных органов по обеспечению защиты прав потребителей.
В настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными общественными объединениями разрабатывается проект нового Закона «О защите прав потребителей». Говоря о межотраслевой координации деятельности государственных органов, необходимо отметить, что будет создан Координационный совет, куда будут включены руководители центральных государственных органов, НПП, общественные объединения.
Совет будет заниматься разрешением системных и актуальных проблем потребителей. Кроме того, для выработки совместных мер и эффективного взаимодействия с общественными объединениями Агентством, на постоянной основе, проводятся заседания круглых столов по вопросам защиты прав потребителей с приглашением государственных органов и неправительственных организаций. По результатам будут выработаны соответствующие рекомендации в Правительство. Также Агентством на постоянной основе осуществляется мониторинг жалоб потребителей для выявления острых проблем и недостатков в отраслях экономики Казахстана. По итогам мониторинга и анализа, Агентство будет вносить соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в
сфере защиты прав потребителей.
- Будут ли полностью защищены потребители от некачественного товара?
- В наше время рынок изобилен огромным ассортиментом товаров, которые постоянно увеличиваются и определить действительно качественный товар очень трудно, это же рынок, который регулируется спросом и предложением. Потребитель сам должен правильно, всесторонне и объективно проводить оценку при выборе того или иного товара, работ и услуг. А вот уже после приобретения некачественного товара должны запускаться четкие механизмы защиты прав потребителей. Поэтому Агентство планирует продолжительное время работать над повышением
потребительской грамотности населения и разъяснять потребителям способы защиты их прав до и после приобретения товаров, работ или услуг. В свою очередь, для получения соответствующего разъяснения потребители всегда могут обратиться на телефоны «горячей линии» Агентства либо во все территориальные органы, одним из которых
являемся мы.
- Скажите, пожалуйста, тогда как будут контролироваться рынки?
- Агентство начало работу по выработке комплекса мер, направленных на
защиту прав потребителей, повышения качества и безопасности реализуемой и ввозимой продукции без вмешательства в деятель-
ность субъектов малого и среднего бизнеса методом камерального контроля. Агентством рассматривается вопрос создания интегрированной информационной системы в целях взаимообмена информацией между
госорганами, субъектами аккредитации и потребителями, а также данная система обеспечит прозрачность деятельности субъектов аккредитации по выдаче и регистрации документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным техническими регламентами.
Также, Агентством проводится широкомасштабная информационно-пропагандистская работа в целях повышения потребительской грамотности населения. Так, в таких
целях и для обеспечения безопасности и
качества пищевой продукции в период с 11
по 30 мая в регионах и городах Алматы и
Астана были проведены республиканские ак-
ции по следующим темам: «День потребите-
ля», «Безопасные продукты в каждый дом»,
«Безопасность пищевой продукции в летний
период» на объектах торговли. Они охваты-
вают рынки, торговые центры, супермаркеты
и другие точки реализации товаров массово-
го пользования.
К примеру, в нашем городе, такие ак-
ции были проведены 14 мая в Супермаркете
«Сити плюс», 16 мая на «Арбате» и 17 мая на
коммунальном рынке ГКП «Жеруйык».
- С апреля 2014г действует морато-
рий по проверкам МСБ, как Агентство
собирается контролировать ситуацию
с качеством товара?
- В связи с мораторием прямые провер-
ки могут осуществляться только с утвержде-
ния Генеральной прокуратуры и при случаях
массового отравления, загрязнения окружаю-
щей среды, различного вида авариях, а так-
же в случаях, требующих моментальной фик-
сации правонарушения или отбора образцов
продукции для экспертизы (анализа, испыта-
ний и т.д.). В этой связи при поступлении ин-
формации об указанных случаях, нами будет
незамедлительно сообщено об этом в орга-
ны уголовного преследования для фиксации
правонарушения и отбору образцов продук-
ции в рамках зарегистрированного в КУЗИ
(книга учета заявлений, информаций) мате-
риала либо возбуждения уголовного дела.
Органы уголовного преследования в
рамках производства доследственной про-
верки в порядке статьи 204 Уголовно-процес-
суального кодекса имеют право внести пред-
ставление о принятии мер по устранению
обстоятельств совершения преступления или
других нарушений закона. Таким образом,
предлагается ликвидировать последствия
вышеуказанных случаев.
В случае отказа в возбуждении уголовно-
го дела по результатам доследственной про-
верки, но при наличии состава администра-
тивного правонарушения, материалы будут
направлены в контролирующие органы для
привлечения к административной ответствен-
ности субъектов предпринимательства в по-
рядке подпункта 2 части 1 статьи 1 Кодекса.
Учитывая изложенное, с целью повыше-
ния системы безопасности продукции и услуг,
Агентством начата работа по пересмотру
требований к субъектам, деятельность кото-
рых представляет наибольшую эпидемиоло-
гическую значимость и совершенствованию
системы контроля безопасности, с ужесточе-
нием ответственности производителей и вла-
дельцев за безопасность оказываемых услуг.
Коллектив нашего управления поддержи-
вает предстоящие нововведения, направлен-
ные на сокращение административных ба-
рьеров, создающих условия для коррупции,
и считает правильным смену устаревших
подходов на инновационное видение и реше-
ние актуальных проблем по защите потреби-
телей и внутреннего потребительского рынка
страны. Проводимая Агентстсвом работа
должна дать видимые, реальные результа-
ты, которые в перспективе должны сказаться
на уровне и качестве жизни каждого гражда-
нина Казахстана и в целом на повышении
статуса и рейтинга страны на внешне-эконо-
мической арене.
- Ермек Асимкулович спасибо за пло-
дотворную беседу. Успехов Вам в работе.