Республикалық қоғамдық-медициналық апталық газеті

ЦВЕТЫ НА ПОДОКОННИКЕ


6 июня 2014, 17:59 | 835 просмотров



Согласитесь, что увидав человека в медицинском халате в любом учебном заведении, мы сразу и безошибочно решим, что перед нами никто иной как медицинская сестра или фельдшер, иначе школьный Айболит. Или это тот, кого по праву считают полноправным владетелем местного здравпункта, где как всегда чисто и опрятно, ничего лишнего из мебели, обстановка такая, где царит белизна, как впрочем и халат доктора. Знакомимся: фельдшер Светлана Юрьевна Семенова. В здравпункте Талдыкорганской сшг № 1 имени Абая отработала вот уже два года. А вообще-то за её плечами более двенадцати лет работы в средней школе № 13 имени Гайдара, где, как доносила молва, она заслуженно завоевала право считаться лучшим школьным фельдшером в областном центре. - Светлана Юрьевна, ваше появление на новом месте работы было подобно периоду грандиозных реформ. Во-первых, заметно участились проверки или рейды по санитарному состоянию классных аудиторий. Во-вторых, более активно и строже начала вестись работа с учащимися, у которых наблюдались отклонения в состоянии здоровья. Особенно с теми, кто был поставлен в детской поликлинике на медицинском учете узки- ми специалистами, такими как ревматолог, кардиолог, терапевт, офтальмолог... Светлана Юрьевна не согласилась с подобными утверждениями: - Я, как и прежде, всего-то на всего придерживалась прописанными обязанностями школьного фельдшера. Что это значит «прописанные обязанности»? Школьный фельдшер выполняет все врачебные назначения, помогает в проведении осмотров школьников (готовит медицинские карты, оформляет паспортную часть, выписывает анамнез, жалобы, сведения о перенесенных заболеваниях, прививках, проводит антропометрические и физиометрические измерения, определяет по таблицам остроту зрения) и вносит результаты этого об- следования в медицинскую карту школьника. А так же данные флюорографии, осмотра узкими специалистами в школе детей диспансерной группы, результаты туберкулезных прививок передаются в детскую поликлинику участковому педиатру. Много ли забот у школьного фельдшера? Забот хватает: ежедневная проверка пищеблока, санитарное состояние школьной столовой, вспомогательных помещений, классных аудиторий, приём учащихся, у которых имеются жалобы на самочувствие, профилактические мероприятия по предупреждению эпидемий

гриппа, экстренные случаи, к примеру, как недавнее происшествие. …Шел обычный урок физкультуры, но за двадцать минут до его окончания, среди мальчиков, гоняющих мяч по фут- больному полю, как-то внезапно произошла досадная заминка на атаке у ворот «противника». Отчего-то все сгрудились возле одного сильно побледневшего паренька. Оказалось, что с ним, одним из активных игроков, едва не произошел обморок. Он ощутил головокружение и тошноту. И неожиданно обратился за помощью к товарищам. Тут и преподаватель физкультуры отреагировал должным образом, прекратил игру и послал «гонцов» за медработником школы. Прибежавшая на поле Светлана Юрьев- на, измерила юному футболисту кровяное давление, констатируя его опасное снижение. С помощью друзей мальчик

был доставлен сначала в здание школы, а через минут десять, вызванная по телефону «скорая помощь» увезла по- страдавшего в поликлинику. Мальчика сопровождали школьный фельдшер и классный руководитель. К счастью все обошлось. Тимур, регулярно занимаясь спортом, последнее время зачастую нарушал привычный ритм тренировок, интенсивно и чрезмерно увлекался физическими упражнениями, давая большую нагрузку на сердце, и вот оно незамедлительно отреагировало на очередном уроке физкультуры, хотя как он сам уверял, всего лишь легонько попинал подкатившийся мяч. Тимур получил рекомендацию в самое ближайшее время попасть на при- ем к кардиологу и, конечно, упорядочить свои тренировки. - В то же время оказание своевременной медицинской помощи дает положительный результат, - говорит Светлана Юрьевна. – Но, к сожалению, мы, детские медицинские специалисты, отмечаем тот факт, что наши дети растут ослабленными, мало закаляются, а если начинают заниматься физкультурой и спортом, то доходят до крайностей, тренируют тело до болей в мышцах и, самое опасное, бесконтрольно со стороны тренера, учителя, воспитателя. Они подвержены различного рода заболеваниям, которые можно было бы избежать, если бы… Товарищи родители, вы посмотри- те, что ваши дети едят, пьют?.. В каких дозах и какое убогое однообразие составляет их пищевой рацион! Чрезмерное употребление прохладительных газированных напитков, чипсов, сухариков с сомнительными пищевыми запахами и вкусовыми качествами, которые всецело влияют на растущий организм, и не всегда с положительным результатом. Да, ощущение голода они возможно и утолят, но зато пользы молодому организму особой не приносят. И в результате мы имеем слабую костную систему, нарушения со стороны желудочно-пищевого тракта, почек, сердца… Светлана Юрьевна энергично внедряет в повседневность школьной жизни достижения здорового образа жизни, пропагандирует, словом и наглядно санитарные и гигиенические правила. Её можно видеть среди тренирующихся «жасулановцев», во время общешкольных сеймотренировок, а специально подобранный актив учащихся, наставляемые ею, проводят в классах занятия по оказанию первой помощи при обмороках, солнечных ударах, порезах осколками стекла, ушибах, переломах конечностей… Что греха таить, есть определенный круг детей, которые изнежены, заласканы родителями или дедушками-бабушками и при малейшем болезненном ощущении тянутся к лекарственным средствам или спешат в школьный здравпункт за справкой о временной «не- трудоспособности». Светлана Юрьевна мгновенно распознает таких симулянтов и находит быстрые средства, что почти мгновенно вылечивают болезнь. Говорят, что она очень внимательный психолог-педагог. И эту важную черту в её характере отмечают многие учителя не только старшего, но в особенности, младшего звена. И вообще-то, по большому счету, как призналась сама Светлана Юрьевна, она с детства мечтала стать учителем. В старших классах её любимыми предметами считались все гуманитарные дисциплины, но особой любовью были отмечены история и обществоведение. Учеба ей легко давалась, училась с за- видным увлечением и интересом, так что в аттестате за среднюю школу у неё всего-то… две четверки! Интересно, родилась она в Жаркенте, но поскольку отец – Юрий Николаевич Овчинников являлся некоторое время специалистом «Роскосмоса», то вся семья жила на Байконуре. Светлана и среднюю школу, и даже специализированный педагогический класс заканчивала на легендарной земле «космической гавани». А вот переезд в Талдыкорган совпал с моментом выбора будущей профессии и реагированием на жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Светлана выбрала исторический факультет Жетысуского университета имени И. Жансугурова. Готовилась к вступительным экзаменам основательно, штудировала учебные пособия, энциклопедии, а также перестроечного периода книжные новинки исторической науки. Блестяще ответила на все три вопроса билета, но экзаменатор решил проверить эрудицию абитуриентки, спросил про восстание Кенесары Касымулы. Света и тут была на высоте, правда, изложила историю последнего казахского хана в трактовке школьного учебника. Экзаменатор остался недо- волен: не знаете новых взглядов на со- бытия и героя 1837-1847 годов! (До сих пор держит в памяти многие даты, имена главных исторических деятелей, причины, повод того или иного восстания!) Ей не хватило одного балла, чтобы стать студенткой педагогического ВУЗа, но самое главное, она не может простить себе того, что получила четверку именно по истории Казахстана. Обидно? Не то слово. Досадно? До слез! Ревела? Как белуга, выброшенная волной на берег. Одна только мама, Надежда Ефимовна, успокаивая дочь, говорила, мол, я теперь уверена, ты остановишься на профессии медицинского работника. «Я всю жизнь старшая медсестра и ничего, горжусь, а главное считаю, что нужна людям, служу им и борюсь за их крепкое здоровье!» Видать, что эти слова пали на благодатную почву или были произнесены в нужный момент. Светлана прислушалась к материнскому совету, отреагировала тем, что отнесла документы в приемную комиссию местного медицинского колледжа, где легко сдала вступительные экзамены. А спустя три года она уже была в числе выпускниц с «красным» дипломом Талдыкорганского медицинского колледжа. При торжественном вручении диплома директор колледжа Богодухова произнесла по адресу Светланы Овчинниковой много приятных слов, высказав пожелание, чтобы она и дальше шла по медчасти. «Вижу тебя, Света, студенткой Новосибирского мединститута!» - нарекла старший наставник как будущий этап в жизни своей любимой воспитанницы. После института молодой фельдшер приступила к самостоятельной работе на станции «Скорой помощи» Талдыкоргана и дату - 10 марта 1995 года - за- помнила на всю жизнь. Это был день её первого дежурства. Нет, в тот день не был отмечен какими-то неординарными вызовами, обычный день службы – у кого-то случился сердечный приступ, кто- то с высокой температурой и насморком не смог выйти на работу, а у поскользнувшегося на ледяной корочке тротуара прохожего произошло растяжение мягких тканей лодыжки… Но для молодого, начинающего самостоятельный путь специалиста, он стал поистине днем экзамена на зрелость. А потом, здесь на «скорой» она встретила свою большую любовь. Её мужем стал хороший парень Константин, скромный и трудолюбивый водитель кареты «скорой помощи». В декабре 1995 сыграли свадьбу. После рождения первого ребенка Светлане пришлось сменить место работы – устроилась в школу, о чем никогда не пожалела. - У школы есть такая притягательная сила, - говорит Светлана Юрьевна, - которая так «примагнитит», что на долгие годы. Люблю ходить по тихим коридорам и слушать голоса учителей, учеников. В этом что-то есть! В прошлом году, в летние каникулы наша школа открывала се- зон в возрожденном палаточном лагере «Жас улан». И не смотря на проливные дожди, на почти походный режим, взрослые смогли организовать добротный отдых почти 100 детям разных возрастных групп. Я была единственным медицинским работником в смену. Также как

ребята, наши воспитанники, была удовлетворена интересной жизнью лагеря, то-то уже сейчас многие спрашивают: как в этом году будет организован досуг детворы, если снова лагерь, то поедут с большим желанием. Конечно, каждый родитель мечтает и надеется, что его ребенок за лето наберется сил, физически окрепнет, закалит себя. Добрые, полезные традиции по организации летнего отдыха школьников надо возрождать и продолжать на пользу всему нашему обществу. Неожиданно беседу прервал приход двух учителей. Светлана Юрьевна до- стала из шкафчика стопку медицинских книжек, по ходу поиска нужных, давала консультацию преподавателям, опоздавшим по уважительным причинам пройти ежегодный медицинский осмотр вместе со всем педагогическим коллективом в медицинском центре «Жансая»: во-первых, посетить флюорографический кабинет, во-вторых, сдать кровь, в третьих… - У вас всего три дня, постарайтесь уложиться, - напутствовала Светлана Юрьевна учителей. – Иначе, в случаях нарушения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. - Неужели так строго? - А вы как думали? Статья 52. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства. – Светлана Юрьевна вполне серьезна и даже чуточку строга. – Ведь все мы работаем в детском учреждении, а значит, здесь в школе сконцентрирован большой людской контингент. Вот почему во время медицинского осмотра важны заключения терапевта, результаты исследования на туберкулез. В итоге каждому работнику в медкнижке проставляется допуск к работе скрепленный печатью СЭС и подписью ответственного медицинского специалиста.

А вот что рассказала классный руководитель пятого «г» класса На- талья Викторовна Садуакасова, учи- тель английского языка: - Дети просто обожают нашего док- тора. Ни девочки, ни мальчики не боятся заглянуть в здравпункт не только по вы- зову, но и по собственной инициативе. Самое главное, что Светлана Юрьевна любит детей, любит всем сердцем, а не по обязанности. Кстати, она сама мама трех деток, и не понаслышке, не по учебнику, знает детские хвори и жалобы. На вопрос, что фельдшеру Семеновой по душе из мира искусства, Светла- на Юрьевна не стала скрывать, что ей всегда нравились живописные пейзажи. И не важно чьи они, пусть левитановские, шишкинские или шиловские. - А почему все ж таки осень? - У меня с осенью связана ассоциация с началом учебного года, так или иначе, со школой, её учениками. Это очень хорошая пора. Новые встречи, знакомства или продолжение старой дружбы. Я ра- дуюсь, что мои пациенты изменились:

подросли, возмужали, оздоровились… Прощаясь со своей собеседницей С.Ю.Семеновой, замечаю, что на подо- коннике в красивой вазе поставлен шикарный букет из роз. «Наверняка, кто-то из учителей поделился?» - «Увы, - улыбается она, - не угадали. Была приглашена на праздник Последнего звонка к четвероклассникам. Вот там-то группа мальчишек и преподнесла эти цветы. Я, честное слово, растерялась. Мне – цветы, дарите лучше учительнице. А они настаивают: вам от всех нас! Потом к детям присоединились родители. А что я собственно сделала? Предупреждала заболеваемость, проводила профилактические беседы, выступала перед родителями на классных собраниях…» И действительно, у каждого дара есть первопричина, есть объяснение во взаимном уважении и любви. Праздник посреди обыкновенных буден. Так пусть же праздников будет больше, а цветов у нас хватит, чтобы ими одарить профессионалов и стражей, что в белых халатах, обеспокоеных состоянием нашего здоровья.

Автор:
Андрей БЕРЕЗИН