22 мая 2014, 11:21 | 1 627 просмотров
4 мая 2014 г в Астане состоялся бри¬финг службы центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан на тему «О новых подходах защиты прав потребителей» с участием Председателя Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей Куандыкова Болатбека Баяновича.
На брифинге Председатель нового Агент¬ства, созданного на базе Комитета государ¬ственного санитарно-эпидемиологического надзора, подробно осветил функции и направ¬ления работы в сфере защиты прав потреби¬телей. Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2013 года № 691 «Об Агентстве Республики Казахстан по защите прав потребителей» перед службой стоят за¬дачи:
1. Защита прав потребителей.
2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
3. Безопасность и качество потреби¬тельских товаров.
Агентство в своей дальнейшей работе вы¬делило 6 направлений:
1. Направление - выработка новой си¬стемы защиты прав потребителей. Разработка концепции законопроекта новой редакции За¬кона «О защите прав потребителей», основан¬ная на лучшем, передовом мировом опыте. В новом Законе будет установлен четкий поря¬док защиты прав потребителей при реализа-ции товаров, работ и услуг. Кроме того, будут детально определены полномочия государ¬ственных органов в обеспечении защиты прав потребителей. Будет разработан комплекс мер по повышению правовой грамотности по¬требителей. Предлагается предусмотреть государственную поддержку общественных объеденений, в какой форме это будет реа¬лизовываться определится в процессе раз¬работки Закона. В законодательном порядке утвердить, чтобы все договора ЖКХ перед со¬ставлением должны пройти соответствующую экспертизу с включением в типовой договор прав потребителей. Прорабатывается вопрос создания Координационного Совета по обе¬спечению защиты прав потребителей, в состав которого будут включены руководители центральных исполнительных органов, Национальной палаты предпринимате¬лей, общественных объединений и депу¬татского корпуса.
2. Направление - Совершенство¬вание санитарно-эпидемиологического надзора. На сегодня изменены критерии оценки степени рисков по сокращению кроатности проверок. Прорабатываются механизмы отмены плановых проверок с переходом на организацию контроля на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответствен¬ности субъектов предпринимательства, как альтернатива проверкам. Намерены сократить виды разрешительных доку¬ментов - отказаться от выдачи санитар¬но-эпидемиологических заключений при строительстве объектов не имеющих стратегическое и эпидемиологическое значение. Проводится работа по со¬вершенствованию санитарных правил и норм в части их упрощения с уста¬новлением минимальных требований, обеспечивающих безопастность про¬дукции и услуг. Необходимо закрепить конструктивные требования (при строительстве) другим нормативным документом, не СанПиНом, санитарно-гигиенические требования – минимальные санитарные требования, необходимые для обеспечения безопасности продукции и услуг, санитарные стандарты – рекомендуемые требова¬ния для получения лучшего рейтинга. Для субъектов предпринимательства предлагам внедрить стимулирующие нормативы, от выполения которых будет зависеть степень оценки рисков, уровень рейтинговой оценки качества оказываемых услуг. Внедрить механизмы камерального контроля на основе системы оценки рисков через дистанционные системы. Кроме того, внедрить санитарный аудит объектов, на его основе будут выдаваться санитарно-гигиенические паспорта акредитован¬ными субъектами рынков.
3. Направление - Безопасность продукции. Исполнение требований технических регламен¬тов. В целях исключения дублирования функций на местах, снижения административных нагру¬зок для субъектов предпринимательства, а также повшения эффективности контроля и надзора прорабатываются механизмы принятия согласованных действий по защите внутреннего рынка от некачественной продукции, будет создана межведомственная комиссия по вопросам обеспечения безопасности продукции реализуемой на внутреннем рынке Республики. Основная функция ко¬миссии – выработка рекомендаций по обеспе¬чению безопасности продукции, реализуемой на внутреннем рынке и применение согласо¬ванных мер при выявлении опасной для жизни и здоровья потребителей продукции. Будет налажена системетизированная и стандар¬тизированная система четкого оперативного обмена полноценной информацией между пар¬тнерами по Таможенному Союзу. Внедрение интегрированной информационной системы, создание единнной базы данных о безопас¬ности продукции, которая позволит проводить камеральный контроль на всех этапах ее обо¬рота и обеспечить прозрачность проведения процедур подтверждения соответствия про¬
дукции. В условиях моратория будет проводиться санитарно-эпидемиологический мониторинг путем закупа продукции в торговых организациях для определения соответствия требованиям технических регламентов. На регулярной основе будут организовываться акции для потребите¬лей на опреление качества товара, на основе которых будут приняты меры по запрету ввоза и реализации опасной для здоровья продукции.
4. Направление - Совершенствование системы санитарно-эпидемиологической и потре¬бительской экспертизы. Совершенствование лабораторной сети путем создания единой верти¬кальной системы, то есть объеденить 16 территориальных организаций и уменьшить расходы, оптимизировать не свойственные им функции, в конечном итоге за счет сэкономленных денег за¬купить недостающее оборудование, обучить людей, повысить им заработную плату, чтобы не было текучести кадров.
5. Направление - Совершенствование эпидемиологического надзора. Разработан ком¬плекс мер по оценке угроз и управлений рисками санитарно-эпидемиологического характера, предусматривающий составление прогнозной карты, санитано-эпидемиологического паспорта в разрезе каждого региона. На основе ситематизирования паспортов, карт будет создана информа¬ционная система мониторинга и прогнозирования, основными задачами которой будут являться оценка рисков и готовность к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Направление - Создание информационной системы. В целях выстраивания обратной связи с потребителями и оперативного реагирования на их актуальные вопросы предлагается создать информационно-коммуникативную систему, которая будет интегрирована с Электрон¬ным Правительством. Информационная система будет проводить автоматизированный учет и мониторинг поступающих жалоб от потребителей для определения наиболее проблемных сфер для последующей выработки предложений, рекомендованные Правительством. Для сведения потребителей в системе будет размещена оперативная информация о некачественных товарах, на которые будут введены ограничительные меры. Посредством портала потребители смогут в перспективе получать информацию о зарегистрированных товарах, имеющих сертификаты соот¬ветствия, производителях и поставщиках этих товаров. Таким образом, данный портал станет действенным инструментом для защиты потребителями своих прав.
«В целом Агентство приложит все необходимые усилия и сделает все для того, чтобы выпол¬нить поручение главы государства – это обеспечение безопасности граждан и санитарно-эпиде¬миологическое благополучие населения» -сказал в заключение Председаталь Агентства.
Управлением по защите прав потребителей города Талдыкорган организован коллективный просмотр записи брифинга, с последующим обсуждением принятых направлений работы службы. Коллектив поддерживает предстоящие нововведения, направленные на сокращение администра¬тивных барьеров, создающих условия для коррупции, и считает правильным смену устаревших подходов на инновационное видение и решение актуальных проблем по защите потребителей и внутреннего потребительского рынка страны. Проводимая Агентстсвом работа должна дать видимые, реальные результаты, которые в перспективе долны сказатся на уровне и качестве жизни каждого гражданина Казахстана и в целом на повышении статуса и рейтинга страны на внешне-экономической арене.