4 марта 2010, 23:53 | 1 828 просмотров
Сурок – один из наиболее крупных грызунов нашей фауны, к которому
постоянно проявляется интерес человека. С одной стороны, его отлавливают для заготовки шкур, лечебного жира в народной медицине; употребляют в пищу его мясо. С другой, он является носителем особо опасных инфекций, в том числе чумы.
В начале прошлого века в Монголии, Манчжурии, Забайкалье и горах Средней Азии имели место крупные вспышки эпидемий чумы среди людей, причиной которых был контакт охотников с зараженными сурками. Наиболее крупная из них была эпидемия чумы в Манчжурии в 1910-1911 годах, унесшая около 60 тысяч человеческих жизней. И в настоящее время серые сурки, обитающие в горных системах от Алтая до Тянь-Шаня, являются основными носителями чумного микроба – в Сарыджаском, Аксайском и Верхненарынском горных автономных очагах.
Джунгарский Алатау до 2000 года считался потенциально-очаговой по чуме территорией. Однако в последующие годы здесь были обнаружены следы контакта чумного микроба с теплокровными животными. Выявлены положительные серологические реакции у обыкновенной и тяньшанской полевок, лесной сони, хомяка обыкновенного, тяньшанской мышовки, длиннохвостого суслика и горностая. Однако есть основания полагать, что изначально, по аналогии с другими горными очагами чумы, серый сурок и здесь может быть первоисточником чумной инфекции. Необходимо учитывать и то, что через горные перевалы сурки имеют непосредственные контакты с поселениями сурков на Китайской стороне, где эпизоотическая обстановка по чуме не ясна.
В первой половине XX века серый сурок был широко распространен по всей системе Джунгарского Алатау в средне и высокогорных поясах, где в отдельных урочищах – Уйтас, Казан, Кабыл, их численность достигала 100 зверьков на кв. км. Современное сокращение области обитания обычно связывают с усиленным антропогенным прессом на экосистемы. Спорадичное расселение в Джунгарском Алатау серого сурка – результат сильного расчленения рельефа в этих горах, а отнюдь не следствие деятельности человека.
Сами по себе природные условия Джунгарского Алатау благоприятны для обитания сурков, однако, численность этих грызунов не достигает высоких показателей. Так, в 1991-1993 годах обилие зверьков на плато Жамантас, в урочище Карасарык, колебалось от 10 до 60 на кв. км. Через 15 лет (2007 г.), когда воздействие хозяйственной деятельности человека на высокогорье сведены к минимуму, увеличение популяции сурков и роста их численности не произошло. В 2007 г. обилие зверьков на плато Жамантас и урочище Солнечная долина составляло 30 зверьков на кв. км, а в верховье р. Карасарык зверьков вообще не обнаружено, хотя старые бутаны хорошо сохранились.
Характер размещения и численность в разных частях территории неодинаковы. Различны, в частности, высотные пределы его распространения. В междуречье Лепсы-Тентек (плато Жамантас) сурок живет выше 2700 м над уровнем моря. В бассейне р. Малый Баскан он начинает встречаться на высоте 2500 м над уровнем моря, а в бассейне, рядом расположенной реки Большой Баскан, он спускается до высоты 2000 м над уровнем моря. В расположенных западнее бассейнов рек Карасарык и большой Айдаусай поселения сурка вновь встречаются с высоты 2500 м.
В бассейне реки Малый Баскан сурок образует локальные поселения в верховьях ущелий. Так в ущелье реки Карангурт размеры поселений составляют несколько гектар, где живут 3-4 семьи, а по реке Канакбай площадь поселений значительно больше и они занимают 150-200 га. Сходная картина наблюдается и в урочище Солнечная долина: в районе перевалов Суырлы и Бандитский отмечены отдельные семейные бутаны (сложная нора из 10-15 ходов), расстояние между которыми достигало 2 км, а в районе Волчьего перевала поселение занимает несколько ущелий и достигает десятка квадратных км. В бассейне реки Б. Баскан поселения сурка большие и занимают 2-3 ущелья.
Местообитаниями сурков в обследованном районе являются днища ущелий, высокогорные плато и склоны, причем, какого-либо предпочтения ими склонов той или иной экспозиции или крутизны не отмечено.
Сурки обитают как на склонах с хорошим травостоем, так и на альпийских лугах с сильно угнетенным низкотравьем.
Помимо сооружения «земляных» нор, сурки находят убежища и в осыпях, моренах, нагромождениях валунов, в расщелинах скал. Именно по каменистым местообитаниям сурки доходят до ледников. Этому способствует наличие среди камней пятен альпийской растительности, которые используются для выпаса, но слой мелкозема которых недостаточно мощен для сооружения «земляных» нор.
Несмотря на то, что этот грызун здесь не так многочисленен, как в других горных системах с очагами чумы, все же нужно принять во внимание то, что местами имеются совместные поселения с другими грызунами, у которых обнаружены следы контакта с этой инфекцией.
А потому необходимо, находясь на природе на территории северных склонов Джунгарского Алатау, избегать контактов с грызунами, особенно явно больными на вид и их трупами.